Posted 1 февраля 2022,, 07:34
Published 1 февраля 2022,, 07:34
Modified 2 марта 2023,, 15:42
Updated 2 марта 2023,, 15:42
Маме Антонины Н. (имя изменено по просьбе читательницы) 76 лет. В прошлом году она открыла для себя социальную сеть «Одноклассники», стала активным пользователем.
По рекламе в социальной сети она приобрела какой-то чудо-крем, оставив на сайте свои персональные данные и номер телефона. Через некоторое время ей позвонили якобы из Следственного комитета РФ по Пермскому краю. Липовый сотрудник назвал имя и должность, сообщил, что крем был подделкой, и теперь организация, которая изготовила этот крем, выплачивает всем пострадавшим компенсацию в размере 450 тыс рублей.
Что от нее требуется? Заплатить 150 тыс. рублей за страховку инкассаторской машины, которая привезет деньги. Ну она же хочет помочь внукам? А страховку вернут, когда машина привезет деньги. Деньги нужно снять наличными и перевести. Они все время были с ней на связи. И даже давали номер телефона, по которому она может уточнить информацию. Она перезванивала… Им же, конечно.
Группа людей, которая принимала участие в этом мошенничестве, была довольно большая. Звонили женщины — как будто из министерства финансов, мужчины — как будто из следственного комитета. В итоге она перевела 150 тыс. рублей и ждала в назначенном месте инкассаторскую машину. С ней созванивался как будто водитель этой машины, говорил, что уже едет. Потом он не нашел её, как будто приехал куда-то не туда, а время закончилось у него, надо ехать обратно.
Что происходило дальше дочь в деталях не знает, но её мамой было совершено 13 платежей на сумму 880 тыс. рублей. И пенсионерка до последнего им верила. Более того, все это время она держала в секрете, что с ней происходит. Мошенникам удалось убедить ее никому не рассказывать ни о чем. Хотя раньше она по любым пустякам советовалась с дочерью.
Узнали случайно, но пришлось долго уговаривать и за руку вести в полицию. Верить в случившееся женщина не хотела. «Хорошо, что мы узнали. Возможно, если бы не прервали цепочку этих действий, то уже и квартиры бы не было, и еще и кредиты были бы взяты», — говорит дочь потерпевшей.
И даже в кабинете у участкового, где писали заявление, она продолжала думать, что это все по-настоящему. «У участкового позвонил ее телефон, она его выхватила, со словами «это из следственного управления звонят», она готова была продолжить диалог с ними», — рассказывает Антонина.
Участковый даже немного пообщался с мошенниками, спросил звание, должность, фамилию. Конечно, всё это была вымышленная информация. «Как они довели человека до такого невменяемого состояния? Она готова была следовать любым инструкциям. Я даже решила, что она сошла с ума. Прошло полгода, она вполне нормальная, адекватно оценивает то, что с ней случилось», — расстраивается Антонина.
Дело возбудили, к нему были приложены все документы — выписки из банков, выписки по телефонным звонкам. Но через полгода дело передали в архив. Вроде как, достанут, если всплывут новые обстоятельства. Конечно, родственникам пострадавшей непонятно, почему не устанавливают, чьи сим-карты, чьи голоса, куда, на какой счет ушли деньги, где их сняли, куда положили после. «Разве сложно в наше время отследить движение денежных средств? », — удивляется Антонина. «Мне так хотелось помочь внукам», — объяснила пострадавшая.
Пенсионеры очень доверчивые люди. Многие «трепещут», когда слышат «следственное управление» или «министерство финансов». Конечно, сим-карту пострадавшей сменили. Дочь еще раз поговорила с мамой, объяснила, что:
1. Надо с недоверием относиться к телефонным звонкам от незнакомых лиц, в особенности, когда представляются какими-то органами власти или службами. Лучше не брать трубку совсем.
2. Ни при каких обстоятельствах нельзя разглашать свои персональные данные и данные своих родственников, особенно номер банковской карты и номер с оборотной стороны.
3. Не делать переводы никому. И по всем сомнительным вопросам советоваться с родственниками.