Posted 18 февраля 2022,, 02:00

Published 18 февраля 2022,, 02:00

Modified 2 марта 2023,, 15:28

Updated 2 марта 2023,, 15:28

Самое возмещенное из искусств. Как Прикамье пытается стать Новой Зеландией для киноиндустрии

18 февраля 2022, 02:00
Олег Русских
Кино и самолеты: вот главные двигатели, которые позволили взлетать к небесам малоизвестным точкам на земном шаре. Не балет или театры, а именно кино. Петру и Иорданию переоткрыл «Индиана Джонс» (12+), «Звездные войны» (6+) подтолкнули найти на карте Тунис. А главная ракета — это конечно Новая Зеландия. Уже 20 лет она летит на бустере от «Властелина колец» (12+), а еще 20 лет до того зазывала киношников. Похоже, что Пермь может попробовать пойти той же дорогой.
Сюжет
Колонка

«Этот фильм вернул нашу страну на карту»

Пит Ходжсон, министр по делам «Властелина колец»

Первая часть трилогии Питера Джексона вышла в 2001 году, последняя — в 2004-м. По планете торжествующе шествовали остроухие, длиннобородые и волосатоногие. И на каждом стоп-кадре незримо (или явно) значилось «сделано в Новой Зеландии». К 2006 году поток туристов в страну вырос до 2,4 млн человек в год. Местного министра науки Пита Ходжсона назначили на специальную должность — выжать все возможное из бренда. Ходжсон не подвел. Национальная авиакомпания назвалась «Авиалиниями Средиземья», таможенники ставили в паспорта туристов штампы «Добро пожаловать в Средиземье». Про марки, монеты, почтовые открытки, прочие сувениры и говорить не приходится. А еще специальные аттракционы — туристические маршруты во главе с городком Хоббиттоном.

До пандемии туризм оставался крупнейшей экспортной отраслью Новой Зеландии, больше 20% всего экспорта, 9,3% ВВП страны. В 2019 году в страну приехали 3,9 миллиона человек и привезли 11,4 млрд долларов. Генеральный директор национальной комиссии по кино Грэм Мейсон еще в 2011 рассказывал о глобальном влиянии киносферы на ВВП страны: «Сама киноиндустрия оценивается в три миллиарда новозеландских долларов. Мы не самый крупный игрок в мировом масштабе, но она поддерживает 2700 предприятий, а Новая Зеландия — страна малого бизнеса».

Но не надо думать, что счастье свалилось на страну одномоментно и случайно. Новозеландцы много лет зазывали и прикармливали мировую киноиндустрию, вкладывались в себя. Сначала получалось с переменным успехом. Из известного до эпопеи Джексона в стране сняли всего-то «Когда-то были воинами» (17+) Ли Тамахори, «Пианино» (16+) Джейн Кэмпион, «Вертикальный предел» (12+) Мартина Кэмпбелла. Но еще десятки фильмов классов В и С. Продюсеров влекли не только пейзажи, но дешевая (по сравнению с США и Европой) аренда и зарплата. Ну и налоговые льготы вместе с государственной помощью. В конечном итоге новозеландцы дождались прорыва. Сейчас на островах нет отбоя от больших студий с большими блокбастерами.

К чему это я? В ТГ-канале Пермской кинокомиссии неделю назад опубликовали смешное, на первый взгляд, объявление: «В этом году в Перми планируются съемки полнометражного игрового фильма «Чувства Анны» (18+). Ищем для съемок: молодых людей до 30 лет, среднего телосложения азиатской внешности (типаж актера — житель Китая)».

Искать китайские типажи в регионе, где сами китайцы не сказать чтоб распространены, вроде бы странно. Но едут, а значит продюсеры видят резоны. Их два — помощь в организации съемок и рибейт — возмещение из бюджета части затрат на съемку в Прикамье.

Пермскую кинокомиссию запустили осенью 2019 года. Да так «изящно», что под софинасирование не попал самый крупный кинопроект года (из тех что снимался в регионе) «Сердце Пармы» (18+). С тех пор комиссию починили. Говорят, при личном внимании и участии губернатора. Починили до такой степени, что до нас доносятся хвалебные возгласы из московских киногостиных. В Перми, мол, все очень круто организовано.

Высококвалифицированная помощь с местами съемок, перекрытием улиц. И, конечно, с рибейтом (это слово продюсеры произносят с восхищенным придыханием). Дело в том, что в Прикамье очень высокий порог возмещения затрат. Можно вернуть аж до 50% сумм, которые потратили на съёмке в крае. Обычные для России цифры:10-30%. А у нас — 50%.

Если судить по данным самой Пермской кинокомиссии за 2021 год под рибейт попали четыре работы («Одна» (12+), «Подельники» (18+), «Чук и Гек» (6+), «Многотрудная жизнь Ивана Семенова» (0+)) с затратами в 55 млн рублей. Получили субсидий — 21 млн рублей. А фактически все компании потратили на съёмки в регионе 180 млн рублей за год. На 2022 год заявлен почти десяток потенциальных проектов.

Но дело не только в деньгах. Еще в начале 2020 года секретарь комиссии Владимир Соколов говорил в интервью «НК», что главная задача комиссии — помощь в съемках: локации, аренда транспорта, найм людей, проживание, взаимодействие с кучей служб и ведомств: «Мы организуем для съёмочных групп «единое окно»: им уже не нужно обращаться в десятки инстанций, достаточно обратиться к нам, и мы всё сделаем». То есть регион предлагает кинокомпаниям не только пейзажи или скидки, но профессионализм организаторов. И, похоже, успешно.

Мне сейчас скажут, что все это фигня, далекая от настоящего искусства. А уж российское кино и вовсе дно, смотреть все, что снимали в Прикамье, невозможно. И если уж продавать родные великолепные просторы, то только под шедевры. Только если просторы с комплексом услуг не показывать профессионалам отрасли и не отрабатывать методику, шедевров не дождаться. Напомню, что Питер Джексон один из первых фильмов «Плохой вкус» (18+) ( (он же — «Инопланетное рагу») доснял исключительно при помощи Новозеландской комиссии по фильмам. У комиссии получилась отличная инвестиция, не так ли?

Конечно, сейчас сказать, как оно там в будущем обернется — сложно. Но поскольку кино вряд ли перестанет быть самым массовым из искусств, то и вложение в популяризацию Прикамья именно через него вполне оправданы. Траты на этот проект минимальны, а отработают в долгую. И, может быть, какой-нибудь пермский парень, который в прошлом году участвовал в массовках, уже снял свой первый ролик, как Питер Джексон в 1977-м.

"