Posted 18 февраля 2022, 02:00
Published 18 февраля 2022, 02:00
Modified 2 марта 2023, 15:28
Updated 2 марта 2023, 15:28
«Этот фильм вернул нашу страну на карту»
Пит Ходжсон, министр по делам «Властелина колец»
Первая часть трилогии Питера Джексона вышла в 2001 году, последняя — в 2004-м. По планете торжествующе шествовали остроухие, длиннобородые и волосатоногие. И на каждом стоп-кадре незримо (или явно) значилось «сделано в Новой Зеландии». К 2006 году поток туристов в страну вырос до 2,4 млн человек в год. Местного министра науки Пита Ходжсона назначили на специальную должность — выжать все возможное из бренда. Ходжсон не подвел. Национальная авиакомпания назвалась «Авиалиниями Средиземья», таможенники ставили в паспорта туристов штампы «Добро пожаловать в Средиземье». Про марки, монеты, почтовые открытки, прочие сувениры и говорить не приходится. А еще специальные аттракционы — туристические маршруты во главе с городком Хоббиттоном.
До пандемии туризм оставался крупнейшей экспортной отраслью Новой Зеландии, больше 20% всего экспорта, 9,3% ВВП страны. В 2019 году в страну приехали 3,9 миллиона человек и привезли 11,4 млрд долларов. Генеральный директор национальной комиссии по кино Грэм Мейсон еще в 2011 рассказывал о глобальном влиянии киносферы на ВВП страны: «Сама киноиндустрия оценивается в три миллиарда новозеландских долларов. Мы не самый крупный игрок в мировом масштабе, но она поддерживает 2700 предприятий, а Новая Зеландия — страна малого бизнеса».
Но не надо думать, что счастье свалилось на страну одномоментно и случайно. Новозеландцы много лет зазывали и прикармливали мировую киноиндустрию, вкладывались в себя. Сначала получалось с переменным успехом. Из известного до эпопеи Джексона в стране сняли всего-то «Когда-то были воинами» (17+) Ли Тамахори, «Пианино» (16+) Джейн Кэмпион, «Вертикальный предел» (12+) Мартина Кэмпбелла. Но еще десятки фильмов классов В и С. Продюсеров влекли не только пейзажи, но дешевая (по сравнению с США и Европой) аренда и зарплата. Ну и налоговые льготы вместе с государственной помощью. В конечном итоге новозеландцы дождались прорыва. Сейчас на островах нет отбоя от больших студий с большими блокбастерами.
К чему это я? В ТГ-канале Пермской кинокомиссии неделю назад опубликовали смешное, на первый взгляд, объявление: «В этом году в Перми планируются съемки полнометражного игрового фильма «Чувства Анны» (18+). Ищем для съемок: молодых людей до 30 лет, среднего телосложения азиатской внешности (типаж актера — житель Китая)».
Искать китайские типажи в регионе, где сами китайцы не сказать чтоб распространены, вроде бы странно. Но едут, а значит продюсеры видят резоны. Их два — помощь в организации съемок и рибейт — возмещение из бюджета части затрат на съемку в Прикамье.
Пермскую кинокомиссию запустили осенью 2019 года. Да так «изящно», что под софинасирование не попал самый крупный кинопроект года (из тех что снимался в регионе) «Сердце Пармы» (18+). С тех пор комиссию починили. Говорят, при личном внимании и участии губернатора. Починили до такой степени, что до нас доносятся хвалебные возгласы из московских киногостиных. В Перми, мол, все очень круто организовано.
Высококвалифицированная помощь с местами съемок, перекрытием улиц. И, конечно, с рибейтом (это слово продюсеры произносят с восхищенным придыханием). Дело в том, что в Прикамье очень высокий порог возмещения затрат. Можно вернуть аж до 50% сумм, которые потратили на съёмке в крае. Обычные для России цифры:10-30%. А у нас — 50%.
Если судить по данным самой Пермской кинокомиссии за 2021 год под рибейт попали четыре работы («Одна» (12+), «Подельники» (18+), «Чук и Гек» (6+), «Многотрудная жизнь Ивана Семенова» (0+)) с затратами в 55 млн рублей. Получили субсидий — 21 млн рублей. А фактически все компании потратили на съёмки в регионе 180 млн рублей за год. На 2022 год заявлен почти десяток потенциальных проектов.
Но дело не только в деньгах. Еще в начале 2020 года секретарь комиссии Владимир Соколов говорил в интервью «НК», что главная задача комиссии — помощь в съемках: локации, аренда транспорта, найм людей, проживание, взаимодействие с кучей служб и ведомств: «Мы организуем для съёмочных групп «единое окно»: им уже не нужно обращаться в десятки инстанций, достаточно обратиться к нам, и мы всё сделаем». То есть регион предлагает кинокомпаниям не только пейзажи или скидки, но профессионализм организаторов. И, похоже, успешно.
Мне сейчас скажут, что все это фигня, далекая от настоящего искусства. А уж российское кино и вовсе дно, смотреть все, что снимали в Прикамье, невозможно. И если уж продавать родные великолепные просторы, то только под шедевры. Только если просторы с комплексом услуг не показывать профессионалам отрасли и не отрабатывать методику, шедевров не дождаться. Напомню, что Питер Джексон один из первых фильмов «Плохой вкус» (18+) ( (он же — «Инопланетное рагу») доснял исключительно при помощи Новозеландской комиссии по фильмам. У комиссии получилась отличная инвестиция, не так ли?
Конечно, сейчас сказать, как оно там в будущем обернется — сложно. Но поскольку кино вряд ли перестанет быть самым массовым из искусств, то и вложение в популяризацию Прикамья именно через него вполне оправданы. Траты на этот проект минимальны, а отработают в долгую. И, может быть, какой-нибудь пермский парень, который в прошлом году участвовал в массовках, уже снял свой первый ролик, как Питер Джексон в 1977-м.