Posted 25 февраля 2022,, 02:00

Published 25 февраля 2022,, 02:00

Modified 2 марта 2023,, 15:27

Updated 2 марта 2023,, 15:27

Идея расселить детей-сирот в Прикамье по-прежнему сырая. Вот новые риски, о которых никто не говорит

Идея расселить детей-сирот в Прикамье по-прежнему сырая. Вот новые риски, о которых никто не говорит

25 февраля 2022, 02:00
Олег Русских
Фото: 1MI
Законопроект об изменении правил предоставления жилья сиротам вернул в большую повестку проблему, которая тлела годами. Сейчас вопрос активно обсуждается на разных уровнях, как властью, так и заинтересованными общественными группами. А поскольку сиротская очередь за квартирами - всероссийская история, решение ищут на федеральном уровне. Отметим решение проблемы не может сводиться к вопросам: где селить и сколько метров давать. Есть важные социальные аспекты.

На прошлой неделе в Заксобрании края прошло рабочее совещание по обсуждению законопроекта об изменении правил выделения жилья сиротам. Напомним, в начале февраля мэр Перми Алексей Дёмкин предложил разрешить предоставлять детям-сиротам из Перми жилье в других муниципалитетах региона и снять ограничение по жилой площади для предоставляемых квартир. Кроме того, в тесте законопроекта исчезло слово «благоустроенное» в параметрах жилья. При принятии закона в нынешнем виде, любая мэрия любого округа Прикамья сможет предложить сироте жилье, например, в Гремячинске или Кизеле. И это может быть любое жилье.

Причины законопроекта — в желании мэрии найти хоть какое-то решение проблемы, которая сейчас выглядит хронической. Сейчас в Перми на учете состоят около 1600 человек и, при сегодняшней ситуации, ждать своей квартиры они будут годами. Им нужно по однокомнатной квартире на человека общей площадью в 45 тыс. кв. метров. Исходя из цен на рынке Перми сейчас это примерно 4-4,5 млрд рублей. При этом, прямо сейчас на Авито на продажу в Перми выставлено около 400 однокомнатных квартир площадью от 28 до 33 кв. метров (жилую площадь мы не смотрели). Получается, что даже при наличии средств, чтобы закрыть проблему, нужно 4 года полностью выкупать с рынка Перми «однушки»?


Важные метры

Понятно, что в поисках решения проблемы, муниципалитеты в первую очередь смотрят не в сторону увеличения бюджетных ассигнований, а в оптимизацию. Именно этим можно объяснять идею о снятии ограничений на «жилую площадь в 14 кв. метров» и поселения в другие районы края: расширение предложения при уменьшении расходов. Как трактуют это федеральные законы и практика других регионов?

Суть принципа выделения жилья сиротам формулирует ч. 7 ст. 8 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это благоустроенная квартира или дом, «по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир… в одном многоквартирном доме, … не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек…».

В разных регионах страны приняты свои нормативы. В Прикамье сейчас закон разрешает предоставлять квартиры с жилой площадью не менее 14 кв. м, общей площадью не менее 28 кв. метров и только в родном городе.

В Московской области квартиры должны быть не менее 27 кв. м общей площади, без ограничения по жилой площади. Выдаются в пределах районов (муниципальных образований). В законе Нижегородской области площадь квартиры не указана (работают федеральные нормативы в 33 кв. м). По месту указано, что «получатель вправе указать в заявлении о включении в указанный список сведения о муниципальном образовании, на территории которого предпочтительно предоставление жилого помещения.»

В Кемеровской области местные законодатели указали не минимум, а максимум. «Норматив… составляет не более 33 кв. метров на одного человека. Однако если цена квартиры оказывается не выше среднерыночной в расчете на кв. метр, то вправе дать и больше. В Пензенской области площадь может «плавать» от 25 до 35 кв. метров. По местному законодательству жилье для «городских» выдают только по месту жительства, жители сельских районов могут попросить квартиру в соседнем районе или городе.

Как видим, практики регионов разнообразны и не связаны с «богатством» территории. Практически нигде не указывают жилую площадь помещения, как это сейчас сделано в Перми. При этом общая площадь квартир в среднем больше пермского норматива, в основном регионы ориентируются на федеральные 33 кв. метра.

А вот что касается места выделения жилплощади, то мы не нашли варианта «если нет свободных — выбирай другой муниципалитет». Часто в законах есть пункт о праве получателя написать заявление о выделении жилплощади в другом городе/селе. Инициатива в этом вопросе перекладывается именно на получателя. Если нет четко сформулированного желания — то жилье выдают только по месту жительства.

Всероссийская очередь сирот

Отметим, вне зависимости от параметров и региона, очередь сирот за квартирами есть везде. В 2020 году Контрольно-счетная палата России констатировала, что сложившаяся практика неэффективна. Аудиторы палаты анализировали ситуацию по всей России в 2017–2019 годах По их данным, количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его в России ежегодно растет. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс.

В 2019 году в России на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд рублей, из региональных — 31,8 млрд руб. Их недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет. Еще одна проблема заключается в том, что регионы не полностью, а точнее в очень малых объёмах осваивали субсидии из госбюджета.

Ситуация за два года не улучшилась. 16 февраля 2022 года вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин выступая в Госдуме заявил, что в России сейчас 299 тыс. детей-сирот старше 18 лет. «Цена вопроса решения этой проблемы для страны составляет 300 млрд рублей. Для понимания: мы в год тратим на чистую воду 35 млрд, мы тратим в год на все решения жилищных проблем 10 млрд рублей» — пояснил зампредседателя правительства

По заявлению господина Хуснуллина для решения проблемы нужно внести в законодательство поправки, касающиеся механизмов расселения, и дать право регионам до 50% сирот заселять в один дом. «Третий вопрос касается финансового обеспечения. Давайте в бюджете примем решение, сколько будем добавлять на это денег, и все. Вот три блока вопроса, и проблема сирот будет решена», — резюмировал вице-премьер.

Господин Хуснуллин не уточнил, какие еще поправки надо внести в законодательство, кроме увеличения лимита на заселение в один дом.

Дом высокого социального напряжения

Отметим, идея федерального вице-премьера о 50%-ном заселения домов сиротами фактически идет бок о бок с идеей Алексея Дёмкина о выдаче жилья в Пермском районе. Дело в том, что в ФЗ-159 норма о 25% касается только населенных пунктов с числом жителей более 10 тыс. человек. В Пермском районе такой населенный пункт один — Кондратово. Остальные 222 — меньше. Это значит, что и сейчас там можно массово строить так называемое муниципальное жилье. И именно к такому подходу толкает регионы и позиция Марата Хуснуллина.

Между тем, это еще один важнейший социально-психологический аспект проблемы расселения сирот. Мы понимаем, что человек в 18 лет, покинувший детский дом, увы, обладает мягко говоря низкими социальными навыками. Кроме того, он беден и часто плохо образован. Собранные вместе в большом количестве, лишенные возможности видеть как живут и общаются «нормальные» граждане, такие люди начинают самовоспроизводить бедность, неблагополучие, преступность. Феномен «социальных гетто» в районах муниципального жилья хорошо известен и изучен в Европе и от такой практики там отказываются. В России таких примеров пока к счастью немного.

Хотя частные случаи есть и в Прикамье. Напомним, была история «сиротского» дома в Добрянке, когда 111 человек, заселенных в одно здание, превратили дом в центр местного криминала. Были проблемы в таких же домах в Перми на Вышке. Точно знаем, что существуют проблемы в Култаевском сельском поселении Пермского района, где четыре МКД относятся к фонду для детей-сирот. Полагаем, что район не будет счастлив, если в Курашиме, Кукштане или Юго-Камском массово начнут строить социальное жилье для сирот. Можно предложить, что район просто не справится с наплывом и концентрацией.

Практика массового строительства муниципального жилья под заселение детей-сирот оказывается выгодной в короткой перспективе, но с течением времени порождает социальные проблемы. И этот аспект, как кажется, тоже надо учитывать при работе над решением жилищной проблемы сироты в Пермском крае.

На совещании при социальном комитете Заксобрания, похоже, только обозначились проблемы. По нашей информации и сообщению уполномоченного по правам человека Павла Микова, сейчас точно обозначено одно решение: в требования к квартирам будет внесена уточняющая поправка, то есть вернут слово «благоустроенное». Впрочем, это сразу воспринималось как техническая ошибка. Кроме того участникам совещания чиновники пояснили, что в 2022 году 320 сирот получат жилищные сертификаты на приобретение жилья. Стоимость сертификата в Перми составит 1,9 млн рублей. Другие вопросы пока остаются не проясненными. Но дискуссия была явно не последней.

"