Posted 1 марта 2022,, 02:35

Published 1 марта 2022,, 02:35

Modified 2 марта 2023,, 14:46

Updated 2 марта 2023,, 14:46

Санкции против России все сильнее бьют по экономике. Чего мы лишились за несколько дней

Санкции против России все сильнее бьют по экономике. Чего мы лишились за несколько дней

1 марта 2022, 02:35
Олег Русских
Фото: 1MI
Спустя пять дней конфликт из состояния «по телевизору/интернету» пришел в повседневную жизнь каждого пермяка. Пока этот переход виден только по ценникам на валюту, часть товаров. Но мы его обязательно ощутим. Надо понимать, что сейчас спрогнозировать сроки кризиса, перспективы выхода невозможно. Пока мы можем только зафиксировать глубину, на которую погрузились. Нас ждет жизнь под санкциями по модели Ирана. Спойлер: могло быть и хуже.

От редакции: В этом тексте мы не даем оценок и не делаем прогнозов. Пока фиксируем картину и констатируем три позиции: мы очень много потеряли; мы фактически за «железным занавесом»; паниковать не надо.

Удар по всем кошелькам

Из-за блокировки зарубежных активов Центробанка, страна потеряла существенную часть золотовалютных резервов. Официально наши ЗВР на 18 февраля оценивались в $643 млрд, из них по оценке экономиста Никиты Кричевского, примерно 48% пришлось на вложения в активы стран-блокировщиков. Сколько сможет извлечь Россия, пока непонятно. Надо понимать, что ЗВР — это гарантия при всех международных сделках и естественно фактор стабильности финансовой системы внутри страны. Такой масштабной блокировки в мире не было никогда. Координатор санкций в Госдепартаменте США Дэниел Фрид писал в своем аккаунте в Twitter, что санкции против Центробанка — это «верхняя ступень на эскалаторе финансовых санкций». Хорошо здесь только то, что Банк России накопил много денег в разных активах: мы потеряли видимо треть. Того что осталось, может/должно хватить на удержание относительно стабильной ситуации в ближайшие месяцы.

Россия формально потеряла/может потерять более половины всего гражданского авиапарка. Санкции ЕС требуют остановить весь лизинг (длительный выкуп) самолетов, их ремонт, техобслуживание и поставку запчастей. Авиапарк у нас на 90% иностранный, и что с этим делать сейчас не понимают не только у нас, но и за рубежом.

Любой российский бизнес на западе стал токсичным. Партнеры выходят из проектов, несмотря на потери. Например «Бритиш Петролеум» выходит из «Роснефти», где владела 20% акций 30 лет. «Daimler Truck» приостанавливает сотрудничество с российским «Камазом» после почти 12 лет совместной работы. Это только крупные примеры. А меньшего масштаба — сотни, даже тысячи. Вплоть до внешне анекдотичных. Например, Финляндия ввела запрет на торговлю русской водкой, а русским и белорусским моделям запретили зарабатывать на специальном сервисе OnlyFans.

Для российских корпораций практически до минимума сведена возможность занимать деньги на иностранных рынках. Зато выплату корпоративных долгов иностранные партнеры, уверяем, будут требовать по секундомеру. А если позволяют контракты, то и досрочно.

Дали занавес

Небо над большой частью Европы для российских авиакомпаний теперь закрыто по инициативе Евросоюза. Ответные меры не заставили себя ждать. Но наши компании и так никуда не полетят, опасаясь физической конфискации самолетов. В итоге — по многим направлениям полеты возможны только авиакомпаниями стран не вовлеченных в конфликт.

Возможность получения виз в Европу и многие другие страны для россиян сейчас практически закрыта. Напомним, все страны Европы, США, Канада, Австралия, Япония, Южная Корея, Сингапур осудили операцию и ввели жесткие санкции. От нас можно летать к ближайшим соседям и в страны, которые пока высказали нейтральное отношение к событиям на Украине. Да, если вас это волнует, то к таким относятся «всероссийские здравницы»: Турция, Таиланд, Египет.

В сферах культуры и спорта Россию практически полностью заблокировали. Новости об отмене концертов и соревнований идут сплошным потоком. Иностранные театры и галереи один за другим сообщают об отмене гастролей выставок.

Что касается спорта, то ситуация еще хуже. У нас последние годы во многих видах спорта были весьма напряжённые отношения с международными федерациями, сейчас все это наложилось на общемировую реакцию и переросло в лавину. В мировом масштабе очень сейчас сложно найти хоть один вид спорта, где бы у России не было проблем.

Есть брать только Прикамье, то регион потерял Чемпионат Европы по керлингу, этап Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина. Понятно, что Пермь не примет ЧЕ по баскетболу в 2025 году. В Пермь не вернулся главный тренер баскетбольной «Пармы» литовец Казис Максвитис. Вероятно это не последняя потеря. Есть большая вероятность, что вслед за тренером последуют игроки Адас Юшкявичус и Эйгирдас Жукаускас. Отток легионеров из разных команд разных видов спорта только начался.

Центробанк в огне

Между тем, пока можно констатировать, что правительство и Центробанк оперативно отреагировали на санкции, в том числе на явно неожиданную блокировку активов.

Центробанк выкрутил ключевую ставку вверх сразу до 20%. Да, это означает фактичное закрытие ипотеки и потребительского кредитования. В перспективе может вести к большой инфляции. Но в моменте уменьшает панику и отток капитала. Напомним, эта мера сработала в 2014 году. Кроме того, всех экспортеров обязали продавать 80% валютной выручки (такая мера работала аж 20 лет назад). Все с той же целью — поддержка курса национальной валюты. Окажется ли эта мера эффективной в сочетании с ростом ставки? Кроме того Центробанк выдал предписание брокерам на запрет исполнения поручений иностранцев по продаже российских ценных бумаг.

Во вчерашнем указе всем гражданам страны запрещено давать в долг валюту иностранцам, отправлять ее на зарубежные счета или переводить другим людям за границу. Ни один доллар не должен покинуть страну просто так. Незачем гражданам беспокоиться об отключении от SWIFTа на Западе, все уже отключено.

А на внутренних платежах типа рублевых переводов с одного расчетного счета на другой или с карты на карту частичное отключение от SWIFT не скажется никак. 99% пермяков этого не заметят. А задержка поступления средств в иностранной валюте составит от 1 до 3 дней. Так что пока о коллапсе банковской системы можно не думать. Наш общий страх перед продуктовым дефицитом и гиперинфляцией пока представляется только теоретическим. С продовольствием у нас нормально.

В целом можно констатировать, что наши потери очень большие, но мы не рухнули. Пока. Говорить о каких-то прогнозах и перспективах, больших чем на несколько дней можно будет только после мирных переговоров.

"