Posted 7 апреля 2022,, 03:00

Published 7 апреля 2022,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 14:44

Updated 2 марта 2023,, 14:44

«Улыбаемся и машем». Как выглядит наше общество через месяц СВО и санкций

«Улыбаемся и машем». Как выглядит наше общество через месяц СВО и санкций

7 апреля 2022, 03:00
Олег Русских
Фото: 1MI
Крупнейшие социологические агентства России представили аналитику за март. На основании результатов можно приблизительно представить, как мы себя ощущаем в сегодняшней ситуации: что хотим, чего боимся и как предполагаем жить дальше. Результаты удивляют: мы видим картину общего оптимизма.

В субботу, 2 апреля, на тг-канале Properm.ru (13 тыс. подписчиков) мы попросили читателей ответить на вопрос, ощущают ли они действенность введенных Западом санкций против России. За сутки проголосовали 3,5 тыс. человек. 67% считают, что санкции не работают. Результаты удивили. Мы обратились к данным ведущих социологических агентств, чтобы понять, выпадает ли наш опрос из общей картины.

В пятницу, 1 апреля, «Левада-центр» (признан иностранным агентом) опубликовал итоги очередного опроса об отношении к санкциям. Агентство периодически проводит такие исследования с 2014 года. По итогам марта, санкции «совершенно не беспокоят» 23% респондентов (в декабре 2021-го — 35%), «не слишком беспокоят» — 30% (в декабре — 31%), «беспокоят» — 27% (в 2020-м — 19%), «очень беспокоят» — 19% (в 2020-м — 13%). При суммировании позиций «беспокоят» и «не беспокоят» получается примерно равное число респондентов: 46 и 53% соответственно.
Но одно дело беспокойство, другое — насколько санкции касаются каждой семьи. И вот здесь мы видим другую картину. Социологи спрашивали: «Создали ли санкции проблемы для вас и вашей семьи?». Вот как распределились ответы:

  • «создали очень серьезные проблемы» — 7% (в 2020-м — 3%),
  • «создали довольно серьезные проблемы» — 22% (в 2020-м — 7%),
  • «не создали серьезных проблем» — 39% (в 2020-м — 30%),
  • «не создали никаких проблем» — 30% (в 2020-м — 57%).

Доля респондентов, для которых санкции создали проблемы составила 29%; доля тех, для которых санкции не создали проблемы, — 69%.

Наибольшая доля (37%) респондентов, для кого санкции создали проблемы, сосредоточена в Москве, наименьшая (25%) — в городах с населением до 100 тыс. человек. В городах с населением 100–500 тыс. и более санкции создали проблемы для 28% респондентов, в селах — для 30%.

Подобное исследование, но с чуть другими акцентами провел ФОМ (Фонд общественного мнения). 19% участников опросов не ожидали введения санкций после начала СВО на Украине. 32% опрошенных сообщили, что санкции оказались жестче, чем они ожидали. Для 3% опрошенных ограничения оказались мягче ожидаемых, для 31% — «примерно так мы себе и представляли». А еще 9% — ничего не слышали о санкциях. Подчеркнем — так отвечали люди. Конечно, эти 9% не могли ответить на главный вопрос исследования «Как скажутся санкции на вашем материальном положении и образе жизни?».

Что касается остальных участников исследования, то более половины полагают, что санкции скажутся на их материальном положении. Четверть опрошенных предполагают, что от ограничений потеряют много; 32% — что воздействие окажется несильным; 28% опрошенных считают, что на них санкции не скажутся.

Большая часть опрошенных увидела в санкциях не только недостатки, но и положительные последствия. Причем 44% считают, что западные ограничения приведут к значительным положительным эффектам для страны, а еще 27% склоняются к мнению, что положительные последствия будут, но не очень значительные.

Что же касается перспектив, то, по данным другого исследования ФОМ, в представлении 33% опрошенных через полгода-год жизнь в стране улучшится, 26% считают, что она ухудшится, 20% — что не изменится. В перспективе трех-пяти лет 49% надеются на улучшения, 13% прогнозируют ухудшение, 19% изменений не ждут. Долгосрочный прогноз: 48% считают, что жизнь семьи улучшится, 9% — что ухудшится, 21% — что не изменится. Примерно такую же картину можно наблюдать и по свежим данным ВЦИОМ.

Если сопоставить данные всех агентств, то картина получается вполне однонаправленная. Примерно 30% россиян (в частности пермяков) чувствуют серьезное воздействие санкций уже сейчас. А примерно две трети либо не видят проблем вообще, либо не считают их серьезными.
Отдельно отметим экономический оптимизм: сейчас россиян, рассчитывающих на улучшения в своей жизни, больше, чем до начала событий на Украине.
Что же касается политики, то, по данным всех трех крупнейших центров изучения общественного мнения, в марте произошел резкий рост популярности президента и правительства. На 27 марта, по данным ВЦИОМ, у Владимира Путина рейтинг доверия 81% (по сумме ответов «безусловно доверяю» и «скорее, доверяю»). По информации ФОМ, рейтинг президента — 79%. Последний рейтинг Путина, по данным «Левада-центра», составляет 83%.
Отметим, что рейтинги пошли вверх у всех субъектов политики России. Например, Госдума, деятельность которой еще в феврале не одобряли большинство россиян, внезапно добавила 12% к одобрению своей деятельности (по данным «Левада-центра»).

Прибавили в рейтингах и часть политических партий, и отдельные политики. Удивительно, но, по данным ВЦИОМ, из публичных российских политиков больше всего в доверии россиян прибавил Владимир Жириновский. В феврале его деятельность одобряли 29% опрошенных, а в конце марта это число выросло до 41,5%. И это несмотря на то, что лидер ЛДПР находился в больнице в тяжелом состоянии.

Столь же резко выросло одобрение деятельности региональных руководителей. По данным «Левада-центра», на вопрос «Одобряете ли вы в целом деятельность губернаторов?» в январе положительно отвечали 59% опрошенных, в феврале — 62%, в марте — уже 69%.

В целом, данные всех крупнейших центров изучения общественного мнения России показывают всплеск оптимизма общества. Трудности либо не ощущаются, либо кажутся временными, доверие власти растет.

Окажется ли этот подъем долговременным или именно всплеском, узнаем через пару месяцев.

P.S. Cоциологи говорят об усиливающемся нежелании россиян участвовать в социологических опросах. В частности об этом говорил директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

"