Posted 29 апреля 2022,, 02:40

Published 29 апреля 2022,, 02:40

Modified 2 марта 2023,, 14:43

Updated 2 марта 2023,, 14:43

Власти Прикамья отдают десятки важных объектов в концессию и ГЧП. Эти механизмы вообще работают?

29 апреля 2022, 02:40
Олег Русских
Термин «государственно-частное партнерство» стал общеупотребимым и едва ли не главным в той части экономической политики Прикамья, которая касается строительства и управления инфраструктурой. Региональные власти признают, что для масштабного строительства объектов социальной инфраструктуры у края недостаточно собственных ресурсов. Выход видят в привлечении не только федеральных средств, но и частных.

Что такое ГЧП?

Сегодня есть две формы привлечения частных инвестиций к проектам: концессии и собственно ГЧП. При концессии право собственности на объект сохраняется у государства, при ГЧП — у частного партнера. Но строит/управляет объектом/проектом в любом случае частник. Он же, по логике, получает компенсацию своих инвестиционных расходов, эксплуатируя объект и продавая итоговый продукт.

Зачем это государству или, в данном случае, Пермскому краю? Регион не может одномоментно вложить гигантские деньги в строительство и эксплуатацию десятков объектов и систем. Что касается частных инвесторов, то, простите за грубый подход, ряд крупных компаний и банков еще с прошлого года столкнулись с проблемой избытка денег. Их надо вкладывать. Вложения в регионы — вполне себе надежно, а с учетом разных преференций может оказаться и очень прибыльно.

На официальном сайте минэкономразвития края в соответствующем разделе обозначены основные цифры о проектах форматов ГЧП: «Реализуется 98 проектов: общий объем инвестиций 43,9 млрд рублей, из них частные — 24,2 млрд рублей»

В реестре реализуемых концессионных соглашений — 101 пункт, в реестре ГЧП — 3 (о разнице в цифрах — ниже). Концессии — это в первую очередь объекты, способные генерировать доход. Самый известный пример концессионного соглашения в Перми — «Новогор-Прикамье» — частный оператор, управляющий водным хозяйством краевой столицы. Этот договор тоже значится в реестре, под номером 67. Кстати, подавляющая часть реестра — объекты тепло-, водо- и газоснабжения. Сейчас на сферу ЖКХ приходится 80 реализуемых в Прикамье концессий. Общая сумма частных инвестиций по ним — 19,4 млрд рублей. Есть немного мусорных полигонов, пара детских лагерей и даже два детских садика в Перми (ул. Голева, 6 и ул. Давыдова, 12). На сферу транспорта приходится 5 проектов (в основном, автовокзалы в территориях) — 3,3 млрд рублей инвестиций. На социальную сферу — 13 проектов и 1,4 млрд рублей.

Вот как менялось количество концессий и ГЧП по годам: 2012 — 4, 2013 — 7, 2014 — 5, 2015 — 7, 2016 — 19, 2017 — 8, 2018 — 10, 2019 — 15, 2020 — 12+1 в формате ГЧП, 2021 — 6+1 в формате ГЧП. Из данных видно, что самыми «богатыми» на концессионные соглашения были 2016, 2019 и 2020 годы. Но, безусловно, эти проекты по масштабам далеко отстают от тех, что анонсировались и анонсируются сейчас.

Напомним, самый крупный концессионный проект в Прикамье до 2021 года — мост через Чусовую. Соглашение было подписано летом 2017-го. Стройку ведут структуры АО «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко. Срок действия соглашения 15 лет. Из них три с половиной года должны были уйти на строительство моста, 12 лет отвели на эксплуатационный период, за который концессионер будет возмещать инвестированные в проект средства. Изначально стоимость строительства оценивалась в 15,2 млрд рублей, затем увеличилась до 18,7 млрд. Пропорции финансирования изначально заявлялись такими: доля федерального бюджета — 9,5 млрд рублей, регионального — 1,4 млрд и 3,1 млрд — средства концессионера. Летом 2019 года тогдашний губернатор Прикамья Максим Решетников заявил, что оценочная стоимость объекта концессии увеличилась на 3 млрд рублей. В конце ноября 2019-го стало известно, что из федерального бюджета на объект будет выделено дополнительно даже больше — 5,3 млрд. Мост должны сдать осенью 2022 года. Весь объект (с подъездами и транспортными развязками) обещают достроить весной 2023 года.

Новая волна

Нынешняя волна соглашений о ГЧП, конечно, много больше предыдущей. В 2021 году анонсировали один из крупнейших проектов — строительство онкологического диспансера на 570 коек. Инвестором должна выступить ГК «Мединвестгрупп». Изначально стоимость строительства была примерно 10,7 млрд рублей. Однако затем сумма (традиционно) увеличилась. На 1 апреля 2022 года речь идет уже о 17 млрд рублей. При этом к настоящему моменту концессионное соглашение не подписано. Объект значится в реестре как «предполагаемый к заключению в 2022 году». Сейчас, до середины мая 2022 года, принимаются заявки на участие в конкурсе. Назывались разные сроки реализации этого проекта, но пока говорить о датах преждевременно.

Следующий масштабный проект — строительство 10 школ по соглашению со структурами Сбербанка и ГК «Просвещение». 26 ноября 2012 года власти подписали первый пакет соглашений о строительстве двух школ по 1050 мест в п. Новые Ляды и на ул. Холмогорской в Перми. В каждую из школ бюджет вложит по 687 млн рублей. Концессионеры — 600 и 500 млн рублей.
Второй пакет соглашений (на пять школ) уже подписан. Речь идет о школах в Култаево, Кондратово, Гамово, Лобаново и Перми (ул. Кронштадтская). Отметим, данные о дате подписания соглашения в реестре реализуемых проектов не указаны. Эти объекты еще не убраны из списка «предполагаемых». Концессионеры вложат в строительство пяти школ 2,9 млрд рублей, бюджет — 3,36 млрд рублей.
Третий пакет соглашений должен включать в себя договоры о постройке еще трех школ в Перми. На данный момент его не подписали. Общие вложения по нему могут составить еще около 3 млрд рублей.

Рекордные планы-2022

20 апреля 2022 года стало известно, что Правительство Прикамья, Газпромбанк и ГК «БамТоннельСтрой-Мост» (БТС-Мост) заключили соглашение о совместном развитии территории социокультурного пространства «Завод Шпагина» в Перми. Проект будет реализовываться не менее трех лет в формате ГЧП. Объем финансирования может составить порядка 10–15 млрд рублей.
За пять дней до этого, 15 апреля, было озвучено официальное сообщение о трехстороннем соглашении о сотрудничестве в реализации инвестпроектов в сфере дорог и транспорта на территории Прикамья, в том числе проекта строительства автомобильной дороги «Северный обход Перми». Участники партнерства те же: Правительство Пермского края, «БТС-Мост» и Газпромбанк. Предварительная оценка строительства Северного обхода — 79 млрд рублей.
Соглашение о партнерстве — это углубленный протокол о намерениях, но не конкретный договор о концессии или ГЧП. От такого договора до реализации проекта могут пройти месяцы, иногда годы. Например, спортивно-концертный комплекс (СКК) на 10 тыс. мест возле Перми-II тоже предполагается строить в формате ГЧП. Предварительные параметры озвучивались еще весной 2021-го. Тогда реализацию проекта оценили в 10 млрд рублей, из которых 2 млрд выделит регион, 5 млрд привлекут в качестве инфраструктурного заимствования из федерального бюджета, а 3 млрд вложат частники. Как изменятся параметры сейчас — неизвестно.
По данным «Перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений или соглашений о государственно-частном партнерстве в 2022 году», в спортивной сфере планируется привлечь частников для семи объектов в Перми. Кроме СКК на 10,5 тыс. мест, это два теннисных комплекса, МСК в Мотовилихе, два ледовых стадиона (в Мотовилихе и Дзержинском районе), бассейн (не «Молот») и центр баскетбола «Аэросфера».

Пока ни один объект не строится. Все находятся в стадии согласования документов или проектирования.

"