Posted 19 мая 2022,, 05:05

Published 19 мая 2022,, 05:05

Modified 2 марта 2023,, 14:42

Updated 2 марта 2023,, 14:42

«Это экологическая катастрофа». Илонакопитель «Новогора» исчерпал свои ресурсы

19 мая 2022, 05:05
Жители нескольких населенных пунктов Пермского района жалуются на сильный и резкий запах от илонакопителя. По данным разных источников (зафиксировано документально), этот объект размещения отходов уже отжил свое. Его надо закрывать и рекультивировать, но и отходы с биологических очистных сооружений надо куда-то вывозить. Как сложилась такая ситуация, разбирался наш журналист.

«Дышать уже нечем»

Что такое илонакопитель? В результате постоянной работы биологических очистных сооружений (БОС) образуются отходы (сырой осадок и избыточный активный ил). По технологии ил прессуют на илоуплотнителях, потом смешивают с сырым осадком, потом обезвоживают, получается обезвоженный осадок. Его частично увозят для компостирования и последующей утилизации.

Мощности оборудования для компостирования и утилизации ограничены, поэтому оставшийся обезвоженный осадок складируют на площадке длительного хранения — илонакопителе № 10. В соответствии с требованиями федерального законодательства он включен в государственный реестр объектов размещения отходов. Но почему-то в деревне Хмели. Фактически его там нет. Он есть в деревне Федотово, за 14,6 км. И это далеко не самая большая неточность в этой истории.

Отходы относятся к IV классу опасности, то есть малоопасные вещества. Однако период восстановления земли от воздействия таких отходов длится 3–5 лет. Поэтому их правильная утилизация — необходимость.

Жители поселков рядом отмечают, что за последние пару лет резко усилился неприятный запах («дышать уже нечем», «вонь стоит»), причем с каждым годом ситуация становится всё хуже. «В прошлом году запах появлялся только временами, при северном, северо-западном ветре, а в этом году практически постоянно присутствует», — рассказывают жители Объекта КРП (название поселка).

В поселке появилось огромное количество мух, что мешает комфортному проживанию и может способствовать распространению инфекционных заболеваний. Кроме того, недалеко от илонакопителя (в пределах 700 м) находится объект археологического наследия, подлежащий государственной охране, — Гляденовское костище, а также святой источник преподобного Трифона Чудотворца. Оба объекта имеют большое значение для развития туризма в Пермском крае, их регулярно посещают приезжие, в том числе иностранцы. «Как вы думаете, вонь будет способствовать положительным эмоциям от посещения этих объектов? » — риторические вопросы местные жители адресуют властям и надзорным органам с середины 2021 года.

Оштрафовать можно, закрыть нельзя

В июле 2021 года жители Объекта КРП обратились в краевую прокуратуру с письмом, под которым поставили 195 подписей. Суть обращения — нестерпимый запах от илонакопителя, расположенного вблизи Федотово. Краевая прокуратура перенаправила обращение жителей в Росприроднадзор и Роспотребнадзор по Пермскому краю, а также в межрайонную природоохранную прокуратуру.

Росприроднадзор 18 августа прислал краткий ответ, что по обращению была проведена внеплановая выездная проверка, осуществлен анализ сточных вод, отхода из илонакопителя, почвы. Установлено, что «НОВОГОР-Прикамье» допускает захоронение отходов, которые не подлежат захоронению, а также бой кирпича и бетона.
Пробы почвы показали вредное влияние илонакопителя на почву, а в сточной воде обнаружено содержание натрия — загрязняющее вещество, которое отсутствует в документах водопользования «Новогора».

Росприроднадзор усмотрел в действиях «Новогора» состав административных правонарушений. И пообещал применить к компании меры административного воздействия. По словам жителей Объекта КРП, им неизвестно, какой штраф заплатил «Новогор». В телефонных разговорах представитель Росприроднадзора объяснила жителям, что закрыть илонакопитель они не смогут, так как их не поддержит суд. Мол, илонакопитель один, и внесен в реестр размещения отходов.

В санитарно-защитную зону попали дома, памятник, святой источник

Роспотребнадзор 11 августа ответил, что исследования атмосферного воздуха ничего опасного не показали, нет превышения предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в воздухе. «Нас на эти замеры никто не позвал, — рассказали Properm.ru жители Объекта КРП. — Но нам кажется, они взяли набор маркеров не для жилой застройки, а для объектов размещения отходов в пределах санитарно-защитной зоны».

В ответе Роспотребнадзора очень много внимания уделено тому, что дома, жители которых жалуются, находятся в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) БОС и илонакопителя. А в СЗЗ совсем другие нормативы по загрязнению атмосферного воздуха, нежели в жилых территориях. Но СЗЗ установлена на основании постановления главного государственного санитарного врача РФ № 117 в 2016 году. А границы Объекта КРП установлены в 2014-м. То есть санитарно-защитную зону «накладывали» на уже существующие границы населенных пунктов.

Санитарно-защитная зона должна была быть определена от границ участка, на котором расположены БОС, — по километру в разные стороны и по 500 м во всех направлениях от границ участка, на котором расположен илонакопитель. Но фактически она гораздо больше, простирается непонятно, от каких участков для основного комплекса БОС и от границы земельного участка под илонакопителем, который в постановлении № 117 отсутствует.

Местные жители считают, что размах санитарно-защитной зоны законно не объясним, и фактически выведены из оборота множество участков, нарушены права граждан. Теперь у всей земли, попавшей в эту зону, есть обременение.

По мнению жителей, СЗЗ установлена в границах, не соответствующих постановлению главного санитарного врача РФ № 117, кратно превышает нормативы по площади. Также в ответе Роспотребнадзора фигурирует деревня Гляденово, но такой деревни на территории Пермского района нет. Имеется Гляденовское костище, существовавшее в V в. до н. э. — ХVII в. н. э. Оно является объектом историко-археологического наследия, и на его территории нельзя размещать ни БОС, ни илонакопитель. Меж тем в санитарно-защитную зону попали гляденовский жертвенник (тот, где стоит столб с вывеской «Охраняется государством»), землянка Святого Трифона и святой источник.

Скорее всего, уже в 2014 году, когда устанавливали границы населенных пунктов, илонакопитель не рассматривался для дальнейшей эксплуатации, потому что планировали строить новый. Но со строительством не получилось.

Нового еще нет, старый уже всё

Подробнее об этом сообщает жителям Объекта КРП в своем ответе межрайонная природоохранная прокуратура. По данным надзорного органа, результаты государственной экологической экспертизы проектной документации по строительству/реконструкции объектов размещения отходов (илонакопителей) в Перми оспорены природоохранной прокуратурой в судебном порядке.

Пермский краевой суд согласился, что были допущены нарушения при проведении экспертизы, при подготовке проектной документации. В частности, илонакопитель привлекает птиц, а предполагаемое место строительства нового илонакопителя проходит под воздушными путями, по которым летают самолеты. Ну все же помнят про счастливую посадку «идем на солнце вдоль поля кукурузы» — когда из-за птиц самолет был вынужден экстренно сесть на кукурузное поле.

Кроме того, по мнению прокуратуры, не соблюдены права общественности, а оценка воздействия на атмосферный воздух проведена на основании неполных и недостоверных сведений. Оспорить судебное решение ни «Новогору», ни Западно-Уральскому управлению Росприроднадзора (которое издало приказ об утверждении заключения экспертной комиссии) не удалось.

Природоохранная прокуратура считает, что «НОВОГОР-Прикамье» вывозит отходы с БОС в Краснокамск. Но местные жители утверждают, что продолжают вывозить именно на илонакопитель № 10. «Мы же видим, какие машины едут, куда, на чем возят», — говорят люди. К тому же ежегодно «НОВОГОР-Прикамье» проводит конкурс на предоставление услуг для транспортировки отходов до «места размещения». А в конкурсной документации указано, что это «Илонакопитель № 10».

Проектная мощность илонакопителя: 1 650 000 куб. м, время эксплуатации с 1982 года — 40 лет. Суточный объем образования отходов, по данным «Новогора», 211 куб. м, фактически, по их же данным из другого источника, — 252 куб. м. По подсчетам жителей илонакопитель №10 исчерпал свой резерв. Последний раз лимиты на размещение осадка на данном объекте были выданы на период 2019–2021 годы, — эта информация отражена в протоколе общественных обсуждений по строительству нового илонакопителя (документ есть в распоряжении редакции). Там же говорится, что «расчетный период заполнения с 2019 года составляет 3 года».

«Илонакопитель эксплуатируется незаконно, а властям и «Новогору», видимо, не интересны национальный проект «Экология», развитие туризма и вонь на объекте религиозного поклонения», — приходят к выводу местные жители.

Комментарии администрации Перми и «НОВОГОР-Прикамье»

По данным администрации Перми, илонакопитель №10 является легитимным объектом для размещения осадков БОС Перми, и его ресурс не исчерпан. По данным «НОВОГОР-Прикамье», по состоянию на 1 января 2022 года на илонакопителе размещено 1 468 000 куб. м осадка БОС. С учетом вывоза части осадка (ежегодно 50–65% от объема образования) на иные специализированные объекты (полигоны твердых бытовых отходов) объем ежегодного поступления осадка БОС на составляет порядка 30–40 тыс. куб. м.

Как сообщили в департаменте ЖКХ администрации Перми, право пользования земельным участком под Илонакопителем № 10 на Биологических очистных сооружениях канализации города Перми (БОС Перми) передано «НОВОГОР-Прикамье» по договору аренды №81-П от 24 декабря 2003 года (участок тогда еще не был в собственности муниципалитета — Properm.ru).

В мэрии поясняют, что присутствие запаха в районе сооружений биологической очистки сточных вод обусловлено спецификой деятельности на данных сооружениях — очистка канализационных сточных вод практически со всей территории Перми. Запах не является нарушением природоохранных норм законодательства. А содержание специфичных загрязняющих веществ измеряют на границе санитарно-защитной зоны, которая устанавливается для производственных объектов как буферная зона, и в ней запрещено проживание, ведение садоводства и пр. (СЗЗ для илонакопителя и БОС «легла», напомним, на участки жителей деревень и поселков — Properm.ru).

Несмотря на то, что уровень загрязняющих веществ в норме, по данным администрации Перми, на 2022–2024 года запланированы мероприятия:

  • Реконструкция первичных отстойников БОС «Гляденово» (8 штук) с устройством перекрытий поверхностей с системой сбора и газоочистки с целью снижения выбросов в атмосферу.
  • Проектирование и внедрение системы автоматизированного контроля качества атмосферного воздуха.

Предусматривается рекультивация илонакопителя №10 (2027–2028 годы). Сроки рекультивации имеют прямую зависимость от сроков ввода в эксплуатацию нового илонакопителя.

Корректировка проектной документации по строительству нового илонакопителя ведется, срок строительства перенесен на 2025 год. Участок выбран в радиусе 10 км от БОС Перми, непосредственно примыкающий к очистным сооружениям, является частью земельного участка, предназначенного под развитие БОС — размещение третьей очереди очистных сооружений сточных вод.

"