Posted 24 мая 2022,, 02:00

Published 24 мая 2022,, 02:00

Modified 2 марта 2023,, 14:42

Updated 2 марта 2023,, 14:42

Жильцы огромного квартала на Садовом воюют за проезд. Никто не может решить их конфликт

Жильцы огромного квартала на Садовом воюют за проезд. Никто не может решить их конфликт

24 мая 2022, 02:00
Олег Русских
Фото: Properm.ru
Истории со «случайными» приватизациями общественных пространств за последние 20 лет в Перми происходили часто. Сейчас они начинают выходить наружу и оборачиваться скандалами и проблемами. На Садовом частникам удалось перевести в собственность не только проезды, но и часть улицы. Теперь в рамках войны с соседями закрывают ворота и ограничивают въезд медицинских машин. Жадность, халатность, шантаж, взаимные обвинения — и это только в рамках одного двора. Но мы надеемся, что чиновники, которые сначала просмотрели «прихватизацию», а затем не установили сервитут, все-таки решат проблему.

«Не отвечают, — чуть растерянно говорит водитель неотложки, стоя у запертых ворот единственного проезда к детской поликлинике № 3 и глядя на экран мобильного. — Мне лекарства забрать надо, а у них даже телефон не отвечает»…

На воротах надпись: «Объект находится под охраной. Позвоните консьержу».

— Часто у вас такое?

— Да каждый день, — зло бросает водитель.
Тут на звонок отвечают, и шофер начинает долгий диалог с вахтершей. Через несколько минут нервного разговора удаленно находящаяся охранница снисходит до медицинских проблем и открывает ворота. Один из местных жителей, глядя на эту картину, растерянно разводит руками: «Видите, что происходит? Недавно скорую к беременной не пускали».

Проезд здесь, в центре Садового, был 30 лет. Но несколько лет назад выяснилось, что въезды, проезды и дороги в большом квартальном комплексе стали собственностью одного ТСЖ — «Уинская, 4». Потом появились заборы и ворота. Для жителей двух соседних девятиэтажек по ул. Уинской, 4а и ул. Пушкарской, 88 и работников поликлиники ворота открываются только по звонку консьержу, и только если это каким-то образом согласовано с владельцами земли. А чаще ворота не открываются, и тогда приходится вызывать наряд полиции, чтобы ехать домой или на работу.
По словам местных жителей, локальная «воротно-заборная война» началась еще года три назад, но большую часть времени была холодной. Открытые военные действия начались несколько месяцев назад, и не собираются прекращаться.
Попытка понять ситуацию, просто позвонив управляющему ТСЖ «Уинская, 4» Алексею Рамазанову, журналисту Properm.ru не удалась. Господин Рамазанов сообщил, что с «подозрительными людьми, представляющимися корреспондентами», он общаться не будет, и предложил «направить ему официальный письменный запрос».
Но ситуацию удалось прояснить и без него.

Как границу проведете…

Чтобы понять, как в принципе можно заблокировать въезд в целый квартал с тремя домами на полтысячи квартир, начнем с карты. Вот как выглядит квартал из трех домов между улицами Уинской, Пушкарской и Шмидта.

По закону собственники жилья в МКД могут провести межевание и определить границы собственного участка, «общедомовую территорию». В какой-то момент это сделали и в ТСЖ «Уинская, 4». Удивительным образом при межевании участка кадастровый инженер внес в домовую территорию улицы и проезды. В таком виде проект и утвердили в администрации.

Между тем, два проезда, согласно данным ИСОГД (Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности), должны быть общедоступны. Это «сервитуты для обеспечения проезда, прохода».

Как общественные проезды в статусе сервитутов могли оказаться в частной собственности — вопросы без ответов. Если судить по другим пермским примерам, то рецепт успешной приватизации общественных пространств обычно состоял из двух обязательных частей: недобросовестный кадастровый инженер и невнимательные чиновники. Недобросовестность и невнимательность могли заменяться личной заинтересованность.

Еще одна интересная деталь. Если верить сохранившимся реперам межевания (штырь в асфальт с красной меткой на фото ниже), придомовая территория ТСЖ «Уинская, 4» распространяется не только на внутренние проезды, но частично и на ул. Шмидта. Возможно, это ошибка, но реперы мы нашли на проезжей части улицы.

А если посмотреть на кадастровую схему территории, то мы изумимся еще раз. Посмотрите, тонкие красные линии, пересекающие ул. Шмидта, — это границы частных земельных участков. Частники просто поделили между собой городскую улицу!

Фактически мы видим точно такую же историю, как со знаменитой приватизацией ул. Пермской в районе «Колизея». Кстати, там проблему юридически так и не решили. Очень запутанное право, и практически нет возможности вернуть землю муниципалитету (даже если хочет хозяин).

По словам замглавы Мотовилихинского района Юрия Трухина, с проблемой ул. Шмидта справились только недавно, вернув (или заново наложив) на участок улицы сервитут. Но земля так и осталась в частной собственности.

Все вокруг моё…

Интересно, как новые собственники из ТСЖ «Уинская, 4» стали пользоваться правами на приватизированные общественные дороги и проезды. Некоторое время назад ТСЖ «Уинская, 4» возвело забор и ворота вокруг своего участка. Отметим — не за свой счет, а за счет застройщика «ОРСО-групп». Судя по всему, такой подарок собственникам достался… за сервитут (и, видимо, той самой ул. Шмидта). Во всяком случае, именно это следует из письма строительной компании (имеется в распоряжении редакции).

Появление застройщика в этой истории понятно. «ОРСО-групп» неподалеку построило/строит жилые дома. Делает это в стиле «на грани точечной застройки». И ровно в том же стиле аккуратно договаривается с соседними домами, чтобы избежать недовольства и обеспечить проезд техники на свои стройки. Метод выкупа сервитута компания применяла, например, на Петропавловской,11.

Вернемся во двор домов по Уинской, 4, 4а и Пушкарской, 88. После установки заборов и ворот в 2019 году там разразился первый этап «воротной войны соседей». Позволим себе опустить детали многочисленной переписки заинтересованных сторон и детали обостряющихся отношений между жильцами разных домов. Но, после многочисленных обращений поликлиники и ТСЖ «Пушкарская, 88» департамент градостроительства и архитектуры администрации Перми принял решение об установлении на участке публичного сервитута. Это следует из письма за подписью главы Мотовилихинского района Александра Хаткевича от 19.07.2019: «…департаментом принято решение о возможности установления публичного сервитута… через земельный участок с кадастровым номером 59:01:4311752:18. …в настоящее время… осуществляется актуализация порядка установления публичных сервитутов в городе Перми… После актуализации будет проведена работа по установлению публичного сервитута».

Сервитут так и не появился. То ли бумага затерялась в ДГА, то ли «актуализация порядка» проводится до сих пор, то ли один сервитут перепутали с другим.

Война между соседями стихла на три года и обострилась несколько месяцев назад. По словам управляющей ТСЖ «Пушкарская, 88» Любови Шугаюповой, «соседи» предлагали им в пропорциях разделить затраты на заборы и ворота. Якобы даже звучали угрозы ввести плату за проезд или вообще прекратить въезд. Про плату никаких подтверждений нет, а что касается запретов на проезд — автор убедился на собственном опыте. Порядок въезда и выезда в огромный двор регулируется исключительно по прихоти неизвестных вахтеров.

Замглавы администрации Мотовилихинского района Юрий Трухин организовал встречу заинтересованных сторон. По его словам, встреча не получилась результативной: у руководителей соседних ТСЖ накопились друг к другу многолетние претензии, и конструктивный диалог выстроить не удалось. Стороны просто не желают обсуждать проблему в отрыве от многолетних обид. Но необходимость решения проблемы господин Трухин признает.

11 мая 2022 года представители ТСЖ «Пушкарская, 88» побывали на приеме в прокуратуре Перми и передали заявление с предложением все-таки установить сервитут на территории квартала. Как заявил Юрий Трухин, в администрации района предполагают дождаться итогов прокурорской проверки и инициировать эту процедуру.

Проблема в том, что даже если все сложится, то процедура установления сервитутов займет месяцы. А до тех пор «недопускаемым» домой жителям двора либо придется прибегать к помощи полиции, либо становиться партизанами.

"