Posted 20 мая 2022,, 03:00

Published 20 мая 2022,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 14:42

Updated 2 марта 2023,, 14:42

Заказное дело и серьезные враги. В чем обвиняют бывшего прокурора Сергея Мурая

Заказное дело и серьезные враги. В чем обвиняют бывшего прокурора Сергея Мурая

20 мая 2022, 03:00
Ольга Седурина
Фото: Properm.ru
В Перми завершается рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего прокурора Индустриального района Сергея Мурая. Гособвинитель Юрий Болотов в прениях попросил отправить его в колонию строгого режима на 13 лет и взыскать штраф на сумму в 100 млн рублей. Какие преступления совершил бывший силовик и за что его хотят лишить чина старшего советника юстиции, слушала в зале суда журналист Properm.ru Ольга Седурина.

В Дзержинском районном суде Перми начались прения сторон по уголовному делу в отношении экс-прокурора Индустриального района Сергея Мурая. Следствие обвиняет его в одиннадцати эпизодах преступлений, семь из которых — посредничество во взяточничестве руководителю службы судебных приставов Пермского края. Гособвинение попросило суд назначить ему 13 лет лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в 100 млн рублей. В качестве дополнительного наказания — лишение чина старший советник юстиции и запрет занимать должности на государственной и муниципальной службе.

Сам Мурай вину в содеянном не признает, он и его защита заявляют, что его оговорили свидетели Анатолий Варламов и Александра Марданова — чтобы избежать серьезного наказания за совершенные преступления. Заслуженный строитель Варламов в 2016 году был осужден за преднамеренное банкротство компании «Дорспецстрой», бывшая замруководителя службы судебных приставов — в 2019 году была признана виновной в мошенничестве. Обоим в качестве наказания были назначены штрафы. Сейчас Марданова — одна из фигурантов «большого дела судебных приставов», она подписала досудебное соглашение и сотрудничает со следствием.

Зарплата или взятка

Как указывалось при рассмотрении уголовного дела в суде, следствие считает, что в 2014 году через знакомого Андрея Коробова Мурай предложил бизнесмену Александру Варламову (сыну Анатолия Варламова) «решить проблемы, связанные с возбуждением уголовного дела». В 2014 году из приемной президента России в прокуратуру поступила жалоба работников связанного с семьей предприятия «Дорспецстрой» на длительные задержки заработной платы. Коробов привез Варламову в качестве доказательств четыре листа из материалов следствия и передал предложение от прокурора, заявив, что «у меня в прокуратуре Индустриального района все ровно».

Суть предложения сводилась к тому, что Варламов может решить проблему двумя путями. В первом случае — выплатить работникам 3 млн рублей задолженности по зарплате. Но и тогда ему не удастся избежать уголовного преследования. Второй вариант — Варламов платит долги двум-трем особо активным работникам, которые больше всех жалуются в разные инстанции. чтобы они замолчали. И передает в качестве взятки через Коробова Мураю 1 млн рублей за решение вопроса о прекращении уголовного дела.

На семейном совете Варламовы решили договориться с Коробовым и Мураем и согласились заплатить взятку. 100 тыс. рублей — наличными деньгами, а остальные 900 тыс. рублей — техникой — тремя КАМАЗами и компрессором и автопогрузчиком LongGong. Для организации продажи имущества был привлечен Константин Ульянов. После продажи строительных машин подельники, полагает следствие, деньги между собой поделили. 100 тыс. рублей наличными были истрачены на предпродажную подготовку техники, 300 тыс. рублей — в качестве взятки Мураю. После чего уголовное преследование Варламова было прекращено.

Через некоторое время Варламовым поступило еще одно предложение от Коробова. Он сообщил, что уже в отношении Анатолия Варламова возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве. «Дело заказное и у Варламова серьезные враги», — сообщил Андрей Коробов. За решение вопроса предлагалось заплатить Сергею Мураю 2 млн рублей. В ином случае производство якобы было бы переквалифицировано по более тяжкой статье УК РФ — мошенничество, и вся семья — Анатолий Варламов и его дети Александр и Оксана получили бы реальные сроки.

Варламовы вновь согласились отдать деньги за благоприятный исход уголовного дела. И вновь — часть — 1 млн рублей — деньгами, а часть — двумя гаражными боксами в ГСК-30 на улице Газеты Звезда. Именно об этой взятке Анатолий Варламов сделал запись в блокноте «Подотовить для Мурая 2 млн руб. — прокурор». Эта запись и ежедневник стали одними из основных улик по делу.

Деньги Варламов передал бывшему прокурору лично — Коробов приехал за ними к заслуженному строителю домой, но тот заявил, что отдаст деньги только в руки Мурая. Тогда Ульянов привел в квартиру бывшего прокурора, считает следствие. Свидетелями передачи конверта с деньгами стали супруга Анатолия Варламова Антонина и дочь Оксана, они все были допрошены в качестве свидетелей в суде. После этого, были проданы гаражные боксы, вырученные деньги также поделили Мурай, Коробов и Ульянов.

Сейчас уголовное дело в отношении Ульянова рассматривается в Кировском районном суде, своей вины он также не признает. В том числе, заявляется, что все организовал Коробов. Как сегодня было заявлено в суде, 19 апреля 2016 года в кабинет Мурая приходил сотрудник УФСБ по Пермскому краю, сообщивший, что в отношении Коробова «проводятся мероприятия». После этого Мурай попросил последнего не появляться в прокуратуре Индустриального района. Впоследствии он пояснял следователям, что знаком с Коробовым с 2014 года и действительно, ему сообщали о расследовании в отношении него, но называет более ранний срок. Кроме того, Мурай заявляет, что никаких денег он с Варламовых не требовал и не получал, семья строителей его оговаривает.

Семь взяток через прокурора

В уголовном деле Сергея Мурая есть эпизод подстрекательства приставов к служебному подлогу. Он связан с закрытием исполнительного производства в отношении бывшего начальника ИК-32 Сергея Терещенко, получившего наказание в виде исправительных работ за административное правонарушение. По мнению следствия, Александра Марданова по просьбе Мурая прекратила преследование Терещенко. Обвиняемый и его адвокат Михаил Постаногов во время судебных заседаний заявляли, что Марданова в этом и других случаях оговаривает бывшего прокурора, а производство в отношении Терещенко прекратила потому, что хотела выслужиться. Сергей Мурай и Сергей Терещенко были знакомы с 2007 года.

Еще семь эпизодов преступлений Мурая, считает следствие, связаны с выводом денег с арестованных счетов компаний через расчетные счета межрайонного управления УФССП. Всего, с использованием поддельных протоколов трехсторонней трудовой комиссии на счета аффилированных лиц при участии экс-прокурора Мурая было незаконно выведено более 177,46 млн рублей. За это экс-руководителю региональной УФССП Игорю Кожевникову через прокурора было передано 3,835 млн рублей.

Размер взяток рассчитывался как 1,5% от общего размера взыскания с компании-должника и 5% — от суммы взысканий, переведенных через счета УФССП на основе фиктивных решений. Отмывали деньги компании-банкроты из Перми, Кирова, Удмуртии, Московской области. Исполнительные документы компаний, подконтрольных знакомому Мурая Олегу Матяжу, приставы помечали буквой «О» Именно он, по данным следствия, выступал посредником при подобных сделках. От следствия он бежал и находится в международном розыске, до этого вину в посредничестве он отрицал.

Деньги для Кожевникова передавались Мардановой в разных обстоятельствах. Например, в материалах дела указывается, что один раз сумма в 760 тысяч рублей на следующий день после празднования дня судебных приставов.

Еще один эпизод дачи взятки Мардановой происходил в кафе «Хуторок» на улице Уинской. Конверт с деньгами был положен ей в сумку, когда замначальника УФССП выходила в туалет. Как пояснял следствию Мурай, они действительно встречались в этом кафе, но никаких наличных Мардановой не отдавали. Якобы она была приглашена не для передачи взятки, а для празднования дня рождения Матяжа.

Уголовное дело в отношении судебных приставов Екатерины Путиной и Максима Тукмачева, руководителей ведомства Игоря Кожевникова и Александры Мардановой, а также ее заместителя Юлии Пенькевич расследуется с июня 2018 года. Всего в преступную группу судебных приставов, по данным следствия, входили 15 человек, в том числе — экс-прокурор Индустриального района Сергей Мурай. Следствие называет сумму средств, обналиченных через УФССП — порядка 3 млрд рублей. Сейчас расследование уголовного дела в отношении Кожевникова и Мардановой находится в завершающей стадии. Приговоры в отношении ряда фигурантов уже вступили в законную силу.

Экс-прокурор Индустриального района Сергей Мурай был задержан 14 августа 2020 года оперативниками УФСБ по Пермскому краю на следующий день после отставки по пути на рабочее место.

Сергей Мурай служил в органах прокуратуры Пермского края с 2000 года. В разное время работал следователем, помощником, заместителем прокурора, а потом и прокурором Ильинского района. С 2007 года Мурай занимал должность прокурора в Мотовилихе, после чего в 2013 году начал руководить прокуратурой Индустриального района, в 2018 году его полномочия были продлены. В 2014 году награжден нагрудным знаком за безупречную службу. По хронологии событий следствие считает, что первый преступный эпизод — получение взяток от семьи заслуженного строителя России Анатолия Варламова — начался также в 2014 году.

Следователи считают, что с февраля по июнь 2015 года и в 2016 году Мурай на должности прокурора лично и через посредников получил две взятки на 2,7 млн рублей. Он получил деньги от руководителей коммерческих предприятий за совершение действий в их интересах. Вдобавок, с июня 2017 года по март 2018 года Сергей Мурай неоднократно выполнял роль посредника во взяточничестве в крупном размере.

"