Posted 24 июня 2022,, 02:00

Published 24 июня 2022,, 02:00

Modified 2 марта 2023,, 14:40

Updated 2 марта 2023,, 14:40

Столица штрафов. В Прикамье «зайца» сделали опасным правонарушителем

Столица штрафов. В Прикамье «зайца» сделали опасным правонарушителем

24 июня 2022, 02:00
Олег Русских
Фото: Properm.ru
Два месяца потребовалось Алексею Дёмкину и Ко, чтобы уговорить депутатов Заксобрания принять спорный закон об увеличении штрафов за безбилетный проезд в пять раз. С цифрами 2,5 тыс. рублей за первое нарушение и 5 тыс. рублей за повторное Прикамье получило статус «столицы штрафов». Сомнительное чемпионство, которое может принести инициаторам процесса много финансовых и социальных разочарований.

«Не надо красть» — так закончил свой короткий спич председатель Заксобрания Пермского края Валерий Сухих о законопроекте о пятикратном повышении штрафа за безбилетный проезд. Фактически он возражал депутатам от КПРФ и СРЗП, которые назвали предлагаемые штрафы избыточным наказнием. «Чем отличается покупка товара от покупки услуги?» — спросил спикер. И сам ответил: ничем, но если вы взяли товар в магазине — это уголовная ответственность, а тут — административная. Так что еще надо посмотреть, что гуманнее».

Что ж, давайте посмотрим. Сейчас традиционная картина для регионов страны выглядит так: проезд в общественном транспорте — 30–40 рублей, штраф — 500 рублей. Так было и у нас. В столицах с их 50-рублевой базовой ценой (и огромными скидками на проездные — до 70%) штраф составляет 1 тыс. рублей.
Теперь в Пермском крае при цене поездки 33 рубля штраф «зайцу» составит 2,5 тыс. рублей. А если его поймают еще раз в течение года — 5 тыс. рублей. Это самые большие цифры в России. Прикамье — чемпион. Ура, товарищи.

Чтобы получить штраф в 2500 рублей в России, надо превысить скорость на 60–80 км/ч или выехать на встречную полосу. И даже «причинение ущерба здоровью в легкой форме» (мелкое ДТП с человеком) может быть наказано именно таким штрафом. Cамое известное нарушение на 5 тыс. рублей, — побои.
Что же касается кражи в магазине, о которой говорил спикер, то мелкие хищения федеральный законодатель давно перевел в категорию мелких правонарушений. Подчеркну: это административное правонарушение, а не уголовное преступление. За хищение чужого имущества, оцененного в 1 тыс. рублей и менее, нарушителя наказывают вот такими вариантами:
— штраф, равный пятикратной стоимости похищенного (не менее 1 тыс. рублей);

— обязательные работы в пределах 50-часового срока;

— арест, наибольший срок которого 15 суток.
То есть, если приравнивать неоплату проезда (33 рубля) к мелкой краже, то штраф составит 1 тыс. рублей.

А в Прикамье неоплата проезда приравнивается теперь даже не к мелкой краже, а к безумной скоростной езде или удару в челюсть. Так что с гуманностью всё понятно.

Главный вопрос: зачем избыточное наказание, да еще в неудачное время? Ведь опыт других регионов показывает, что массовые кампании против «зайцев» административно сложны, дороги и малоэффективны. Проще ставить контролеров, чем ловить «зайцев» «собакой с милицией».

Можно уверенно сказать, что и в Перми не получится. Да простят меня эффективные сотрудники мэрии, но среднее качество управления в городе не позволит нормально организовать столь масштабную «борьбу». Весь ход транспортной реформы это подтверждает. Разве что глава оставит все другие дела и лично — и ежедневно — будет организовывать и контролировать работу «хантер-групп» и административных комиссий.

Что же касается прямого, хоть и не высказываемого желания пополнить городскую казну штрафами, то и это розовые мечты. За пять месяцев 2022 года выписали чуть больше 1,8 тыс. штрафов (речь именно о постановлениях, а не об актах) за безбилетный проезд на общую сумму 911 тыс. рублей. Из них нарушители заплатили 211 тыс. рублей. Умножаем суммы в пять раз под свежие штрафы, получаем от 4,5 до примерно 7 млн рублей. Умножаем на два — будет цифра за год, из которой заплатят хорошо если 20%. Соберут 5 млн рублей, ну даже 10 или 20. А теперь эти миллионы соотнесите с прогнозными 25 млн безбилетных поездок за год и 2-миллиардной дырой в бюджете отрасли. Это даже не семечки, а так — монетки ребенку поиграть.

Понимают ли это в администрации города? Надеюсь, что да. И в таком случае большие штрафы — этакий жупел, которым будут размахивать перед пассажирами: мол, «не ходите, дети, в Африку гулять» — скушают. Показательные акции с привлечением силовиков под громким названием типа «Ловчая сеть», громкие объявления о наказаниях… По мысли организаторов, это должно дать необходимый воспитательный эффект.

Если честно, эффект сомнителен. Мэрия сокращением машин на маршрутах, передергиванием расписания, плохой работой валидаторов сделала всё, чтобы пермяк считал себя правым, превращаясь в «зайца». Заметьте, в Перми не было проблем с безбилетниками до внедрения бескондукторной оплаты одновременно с повышением цен. Тут важное слово — одновременно. Разведи мэрия эти процессы по времени на год — не было бы никаких проблем. Но упрямство мэрии — наше всё.

Если бы существовала какая-то типизация, нынешняя администрация города четко попала бы в раздел «стиль носорога». Главные качества: упорство/упрямство, прямолинейное движение и близорукость. В случае с массивным зверем плохое зрение — не проблема носорога. Но у нас не саванна.

К осени до Перми по-настоящему дотянется кризис. Падение доходов, которое многими ощущается пока только гипотетически, станет всеобщим. Общество от апатии перейдет к раздражению. Даже сейчас мало кто ставит знак равенства между безбилетным проездом и кражей в магазине. А дальше будет больше. И тогда (вспомните, товарищи политики и администраторы, свои студенческие времена) пермяки покажут мэрии и контролерам 400 сравнительно честных способов проехать бесплатно. Ведь еще 300 лет назад было придумано знаменитое выражение: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

И хорошо, если никто не вспомнит, что удар по лицу стоит не дороже штрафа за проезд.

"