Posted 1 июля 2022, 02:03
Published 1 июля 2022, 02:03
Modified 2 марта 2023, 14:40
Updated 2 марта 2023, 14:40
Маму погибшего во время спецоперации контрактника из Гремячинска Валентину Нечаеву уговаривать встретиться и поговорить пришлось месяц — ровно столько прошло после публикации Properm.ru. В конце мая мы рассказали, как у женщины и ее дочери мошенники выманили выплаты, полученные за Артема (страховая и «президентская»), — все деньги «уплыли» на счета неизвестных. Валентина Ивановна долго отказывалась и от интервью, и от помощи в сборе средств. «Не возьму я деньги, даже если люди соберут! Ну, кто я такая! Всегда сама справлялась, и сейчас справлюсь», — отвечала женщина при всякой попытке договориться на встречу с нами или с нашими федеральными коллегами.
Спустя месяц Валентину Ивановну удалось убедить, что раз мы столько разговаривали по телефону, то пора и лично познакомиться. «Только приходите без камеры, фотоаппаратов и всего этого… знаю я вас, журналистов, пообещаете — а тут репортер из кустов выйдет, или скрытой камерой будете снимать, — говорила Валентина. — Никому я не верю, никто не знает, сколько я за жизнь получила, и никому такого не нужно».
Обещаю приехать одна, не снимать, не делать фото и не записывать. Но момент встречи всё равно оказывается неловким — встречавший меня человек подвозит к самому дому: «Ну, я же просила… не буду я ничего дома говорить, и фотографировать не нужно», — в первый момент огорчается женщина.
Меня это удивляет — дом и подворье ухожены, вокруг ровными стопками уложены поленья для печи.
Валентина вышла из дома с одним из приемных сыновей, решаем просто идти по Гремячинску и разговаривать. Легко брызнувший дождь этому не мешает, но мы добираемся до кафе, чуть не единственного в городе. «Никогда не хожу по кафе», — замечает женщина.
За чашкой чая начали разговаривать. Оказывается, женщина прожила в Гремячинске без шести лет всю жизнь, — сюда она приехала из Кудымкара: «Чистокровная коми-пермячка, вепс». Здесь родились ее трое детей, здесь же умерла подруга — и Валентина решила взять ее четверых ребят себе. Были варианты разделить приемных по двое — на две семьи, но такое позволить для Нечаевых оказалось невозможно, так ребята стали одной семьей с Валентиной, ее сыновьями, дочерью и мужем.
«Дети у меня замечательные, — рассказывает женщина, — дружные, умные, все учатся отлично, у одного, например, французский такой, будто всю жизнь разговаривал. Он с детства картавит — будто для изучения языка было. Все хотят поступать — в техникумы, вузы. Как один меня защищают и помогают. Если бы не их поддержка, не знаю как бы и пережила всё это».
Снова и снова возвращаемся к тому моменту, когда на банковские счета Нечаевой поступили невероятные для обычной многодетной семьи деньги и как их не стало. «14 марта мы получили известие о гибели Артема, через месяц деньги поступили на счет — около 12,4 млн рублей. И буквально через несколько дней нас стали окучивать мошенники, представились службой безопасности Центробанка, и понеслось», — вспоминает Нечаева.
Уже задним числом женщина находит в истории массу странностей и совпадений. Например, «специалист по безопасности» представился Артемом (так зовут погибшего сына), а «следователь», который якобы занимался «попыткой» получения на имя Нечаевой кредита, — Александром (такое же имя у младшего, который в то время находился в местах боев в ДНР). Звонить и писать начали в день рождения сына, женщина даже вначале заблокировала переписку, но позднее по непонятной причине к ней вернулась.
«Вели» мошенники Нечаевых профессионально, заваливали алгоритмами действий, документами (фиктивными справками о закрытии займов). И всё время говорили о бдительности, о том, что и сотрудники банка, и другие люди могут быть замешаны в мошенничестве. Когда Валентина в растерянности перестала понимать, как перечислить деньги онлайн, начали взаимодействовать с дочерью Кристиной. Зачистили и ее счет (у девушки были накопления около 100 тыс. рублей) — тоже «во избежание несанкционированного снятия».
Некоторое время Нечаевы делали онлайн платежи на многочисленные счета, потом их «переключили» на физическое снятие денег и перечисление «через проверенные безопасниками защищенные банкоматы» в соседних городах — Губахе и Лысьве. Перечисляли на счета в банках и QIWI Кошельки. «Это проверенные, закрытые от мошенников счета», — уверяли женщину.
Когда Нечаевы начинали сомневаться, тут же звонил «следователь Александр». Всё общение шло через WhatsApp, к аккаунту лже-силовика был привязан реально существующий телефонный номер полиции. Когда уже всё произошло, пелена спала, и Валентина Нечаева позвонила — ей ответили реальные полицейские, которые посоветовали незамедлительно писать заявление о мошеннических действиях.
Сейчас семья Нечаевых старается вернуться к обычной жизни. Валентина Ивановна сетует, что расследование идет медленно, и кажется, что ничего не происходит. «Один раз сходила на опрос в полицию в Гремячинске, две недели назад пригласили в главное управление в Пермь, и всё, — говорит женщина. — Еще спустя месяц, как все произошло, приехал вдруг глава Гремячинска Александр Гребенщиков, спросил, чем помочь. А чем поможешь? »
Женщина рассказывает, что за всё время предложения помочь поступили только пару раз. Помощники депутата Романа Водянова, избиравшегося, в том числе, от Гремячинска, спросили, не нужно ли собрать вещи для детей, и предложили оформить заявление в банк, чтобы растянуть платежи по кредиту на 10–15 лет. «А зачем? — удивляется женщина. — Я сама хорошие вещи детей раздаю, когда вырастают. И кредит зачем растягивать? Я уже половину погасила — 770 тыс. рублей в «Почтобанке». Мне не потянуть с зарплатой 16 тыс. рублей ежемесячный платеж в 48 тыс. Были заначки, выплаты, заняла у детей, потом отдам… Пенсионные выплаты да кое-что припасено было… Я сама всю жизнь со всем справлялась, и сейчас справлюсь. Мне все говорят, что я всех считаю виноватыми, — это ложь, мы сами виноваты и сами всё исправим. У меня есть дети, семья, всё наладится».
Редакция Properm.ru в самом начале истории также обращалась за поддержкой и к депутату Госдумы от Пермского края Антону Немкину, его помощники взяли паузу «подумать». Прошел месяц, предложений помощи не поступило.
Валентина Нечаева говорит, что сегодня главная забота — поставить младших на ноги. Александр только что вернулся со спецоперации, где служил вместе с братом Артемом. Кристина работает и учится, планирует переехать в Пермь. Один из приемных сыновей только что ушел на срочную службу в армию, другой — оканчивает школу, планирует поступать на переводчика, еще двое пока учатся (имена детей редакция Properm.ru не публикует из соображений сохранения персональных данных).
«Потихоньку справимся, всё будет хорошо», — говорит на прощание журналисту Properm.ru Валентина Нечаева.