Posted 29 июня 2022,, 02:00

Published 29 июня 2022,, 02:00

Modified 2 марта 2023,, 14:40

Updated 2 марта 2023,, 14:40

Фантастические «зайцы» и где они обитают. В гордуме Перми снова обсудили и осудили транспортную реформу

Фантастические «зайцы» и где они обитают. В гордуме Перми снова обсудили и осудили транспортную реформу

29 июня 2022, 02:00
Олег Русских
Фото: Properm.ru
Большое выступление вице-мэра Перми Эдуарда Хайруллина перед депутатами Пермской городской думы стало апогеем бурного обсуждения важных вопросов общественного транспорта. Повышение штрафов за проезд и трамвайная концессия были, пожалуй, самыми обсуждаемыми событиями на прошлой неделе. Подробный доклад топ-чиновника мэрии должен был расставить точки. Но, кажется, снова поставил многоточия и даже запутал.

Путаница 1. Повышение цены ради повышения цены?

Еще до основной дискуссии Эдуард Хайруллин запутал нас первый раз. В итогах работы за 2021 год обозначены финансовые параметры отрасли: доходы — 3,55 млрд рублей, расходы — 5,78 млрд рублей, дотация (то есть покрытие убытков отрасли) — 2,2 млрд рублей. Прогнозы на 2022 год: доходы — 4,23 млрд, расходы — 5,97 млрд, дотация — 1,736 млрд рублей.

По арифметике, повышение базовой цены за проезд на 7–9 рублей и отмена бесплатных пересадок с начала 2022 года должны были дать прибавку доходов 1,5–2 млрд рублей даже с учетом внедрения «длинных» проездных и без учета исчезновения ковидной опасности. Но по прошествии пяти месяцев мы видим, что прогнозный рост доходов — всего плюс 700 млн рублей год к году. Подчеркнем — это оптимистичный вариант.

Эдуард Хайруллин по этому поводу заметил: «Вы видите факт доходов 2021 года — 3,5 млрд рублей. А зарплата кондукторов тогда составила порядка 680 млн. То есть в чистом виде мы получили доход 2,9 млрд. Итого увеличение доходов бюджета порядка 1 млрд. Это к тому, что многие говорили: «изменения у вас минимальные».

Вы поняли, каким экономическим вывертом расходы на кондукторов и контролеров оказались учтенными в прямых доходах от продажи билетов? Вот и мы не поняли.

Путаница 2. Сколько стоят «зайцы»?

Понятен факт: пассажиропоток снижается даже по сравнению с ковидным 2021 годом, количество «зайцев», даже по официальным цифрам, достигло 23% в автобусах без кондукторов (15,9% в общем). Это 12,1 млн безбилетных поездок за пять месяцев 2021 года.

Депутат Марк Коробов поинтересовался, какие меры, кроме спорного 5-кратного повышения штрафа, принимает администрация? Вице-мэр немедленно отметил, что не считает повышение спорным, а напротив, уверен, что такие штрафы побудят людей покупать проездные. «Эта мера — дисциплинарная, — подчеркнул в очередной раз господин Хайруллин. — Человек должен понять, что купить месячный проездной (1683 рубля) выгоднее, чем раз в месяц заплатить штраф в 2500 рублей. А работа нашей контрольно-ревизионной группы построена так, что каждого пассажира мы раз в месяц можем поймать».

Депутат Сергей Стенно, пояснив, что из-за близорукости не может водить машину, привел личный опыт: «Я постоянно пользуюсь четырьмя маршрутами автобусов. За полгода совершил примерно 300 поездок. За это время контролеров встретил один раз».

Редакционная статистика Properm.ru пока сходится с депутатской. Впрочем, в мэрии утверждают, что за последний месяц практически вдвое увеличили число выписанных протоколов, и надеются в будущем на эффект накопления. «Мы ожидаем, что доля безбилетников снизится до 15% на бескондукторных маршрутах», — подчеркнул вице-мэр.

Отметим, что пока число официально фиксированных безбилетных стабильно в цифрах 2–2,3 млн в месяц. И вот здесь Эдуард Хайруллин запутал нас «по-крупному» второй раз. По его словам, абсолютный размер выпадающих доходов от безбилетников за 5 месяцев 2022 года составил около 326 млн рублей. По нашим простым арифметическим расчетам, опирающимся на официальную статистику, — 399,3 млн рублей. Вы понимаете, как 12,1 млн безбилетных поездок, помноженных на 33 рубля дают 326 млн? Вот и мы не поняли. Но в мэрии почему-то пользуются для этого расчета не базовой ценой, а средней в 27 рублей (с учетом скидок на проездные).

Кстати, удивительным образом проездные в Перми не стали популярны: «Ими пользуются, в основном, пенсионеры и студенты — 20%, — пояснил докладчик. — Гражданскими проездными — 8%. Рост, конечно, есть, но почему-то жители предпочитают банковские карты. Сам не знаю почему. Общаюсь со многими — выгоду понимают, но всё равно предпочитают карты». 70% пассажиров вообще не воспользовались никакими формами проездных.

Кто-то из депутатов предложил продавать проездные в рассрочку — для большей доступности. «Проездной в ипотеку — ну это вообще не экономика!» — откликнулся его коллега Владимир Молоковских.

Может быть, причина в некоей специфической пермской ментальности? Но позволим себе предположить, что всё проще. Пермяк по-прежнему считает новогоднее резкое повышение цены на проезд и отмену бесплатных пересадок несправедливыми. И отвечает так, как умеет: не платит, когда может не платить. Полагаем, что пока нет ядра «идейных зайцев», зато есть массовые неплатежи по возможности. Час пик? Автобуса долго нет? В салоне давка? Кондиционер не включили? Не платим. И если ценник на проезд в конце года снова поднимут — безбилетников станет еще больше. Кстати, на вопрос Эдуарда Мирзамухаметова о возможном росте стоимости проезда в следующем году господин Хайруллин не ответил.

Резюмировал «безбилетную» часть дискуссии Владимир Молоковских: «В итоге повышения штрафов, работы контролеров (которые за 1477 проверок не окупили свое содержание), льготных проездных и роста самосознания граждан мы планируем выйти на 15% безбилетников. Это 1–1,5 млрд потерь в год. Если за 5 месяцев у нас 12 млн безбилетников, то по новым штрафам это 30 млрд рублей. Но мы не верим, что мы их поймаем и эти деньги соберем. Мы продолжаем реализовывать прежний сценарий. Но он не работает».

Путаница 3. Вагонные споры

Занятная история произошла с аргументами в пользу целесообразности трамвайной концессии. Для начала из выплат по соглашению в размере 30 млрд рублей экономический вице-мэр предложил вычесть 8 млрд, потому что «мы всё равно будем нести эксплуатационные расходы». Затем оставшиеся 22 млрд снова предложил поделить пополам, «потому что 50% платежей несет бюджет региона, а не города». Таким образом, по мнению чиновника, всё вместе городу обойдется в 10,8 млрд рублей, а могло быть 16 млрд. К тому же, такой объем работ город смог бы потянуть только к 2036 году.

Про бюджет из разных карманов — вопрос спорный. Про сроки — точный. А вот про рыночные цены — сомнительный. Что касается трамваев, то мы видим, как «Львята» «дорожают"на глазах. В параметрах концессии их цена заявлена в 81,8 млн рублей. «Трамвай, который сейчас стоит 82 млн рублей, в следующем году обойдется Перми в 56 млн», — заявил докладчик и окончательно нас запутал.

К примеру, в Красноярск партия «Львят» поступила в ноябре 2021 года. Всего для города было закуплено 25 вагонов на 1,25 млрд, то есть по 50 млн за штуку. Власти Ижевска покупали 16 «Львят» на 752 млн рублей, по 47 млн за штуку, и докупают сейчас чуть дороже. Осенью прошлого года Пермь отказалась покупать 10 трамваев по 67,3 млн «из-за невыгодных условий» (читай — цены). Но теперь 82 млн считаются рыночной ценой, а мэрия рассчитывает отдельную городскую долю в 56 млн и подает это как достижение.

Депутаты посчитали спорным и другой параметр концессии. Дело в том, что в обязанности будущего управляющего — ООО «Мовиста Регионы» входят совершенно конкретные обязательства: реконструкция депо, замена определенного количества тяговых подстанций, километров путей и покупка 44 вагонов. И всё. Дальнейшего обновления парка не предусмотрено. Между тем, пермский парк — 90 вагонов.

Эдуард Мирзамухаметов привел в пример концессию Екатеринбурга. Там местные власти получили новую ветку из центра в Пышму. По словам депутата, «запросы концессионера уменьшили, объем работ вырос, а срок концессии — 10 лет». «При существенно меньших затратах в Екатеринбурге содержат большую сеть: 280 трамваев, 1500 автобусов и 150 троллейбусов». Депутат предложил не торопиться и обсудить трамвайную концессию тщательно и на всех экспертных площадках.

Предложения, полагаем, не услышат.

"