Posted 21 июля 2022,, 02:00

Published 21 июля 2022,, 02:00

Modified 2 марта 2023,, 14:39

Updated 2 марта 2023,, 14:39

Чего ждать учителям? Президент подписал закон о снижении бюрократической нагрузки на педагогов

Чего ждать учителям? Президент подписал закон о снижении бюрократической нагрузки на педагогов

21 июля 2022, 02:00
Татьяна Зырянова
Фото: 1MediaInvest
Перед началом учебного года поговорим об одной из проблем системы российского образования — огромном количестве «бумажной работы» педагогов, это когда нужна справка, что была выдана справка, и отчет о том, что был заполнен отчет.
Сюжет
Школа

Владимир Путин подписал закон о снятии бюрократической нагрузки с учителей, запретив нагружать их бумажной работой вне утвержденного Минпросвещения перечня документов. Закон также дает образовательным организациям право применять в своей деятельности электронный документооборот, что позволит им не предоставлять бумажные версии документов.

Как отмечается в пояснительной записке, по результатам различных социологических исследований, проведенных в 2019–2021 годах, учителя заполняют не менее 49 видов документов и отчетов. Российская система образования самая забюрократизированная среди образовательных систем 36 стран мира: российский учитель трудится свыше 46 часов в неделю, затрачивая на заполнение планов, отчетов и подготовку к урокам более 15 часов.

67% опрошенных педагогических работников подтверждают, что высокая документационная нагрузка остается нерешенной проблемой. Основными причинами такой нагрузки являются отсутствие законодательного ограничения на запрос учебно-методической и иной документации от учителя.

Один за всё. И всё!

Properm.ru пообщался с пермскими учителями, о том, сколько бумажной работы они выполняют, и какая лишняя, на их взгляд. От какой нагрузки их следовало бы освободить, чтобы оставалось больше времени на учеников, на непосредственно педагогическую деятельность, да и на свои семьи, на себя.

Юлия Созина преподает русский язык и литературу. С ее помощью журналист Properm.ru насчитала около 20 видов отчетной работы, которую делает Юлия. Вот некоторые из них:

  1. 1. Рабочие программы. По словам Юлии, рабочие программы стали отнимать меньше времени, потому что система ЭПОС упростила работу («сделала один раз на параллель — в следующем году только галочкой отметить нужную программу для нужного класса, можно поделиться ею с другим учителем»).
    2. Система «Траектория» (два раза в месяц отметить проделанную работу с учетными детьми + каникулярная занятость для всех + допобразование).
    3. Личные дела (в конце года).
    4. Журнал классного руководителя (раз в полгода): инструктажи, ПДД, родительские собрания.
    5. ЭПОС, конечно же (отсутствия в течение урока надо отметить, домашнее задание ежедневно, оценки своевременно).
    6. Отчеты по успеваемости (как предметник и как классный руководитель) в гугл-форме.
    7. Отчет по участию в мероприятиях, конкурсах (учитель, классный руководитель, дети, примерно раз в полугодие).
    8. Характеристика на учетных детей (при постановке на учет и снятии).
    9. Протоколы бесед с родителями.
    10. Отсутствие детей в период карантина (ежедневно в гугл-формах).
    11. Портфолио для получения категории (на специальном сайте: нужна справка-подтверждение на каждую позицию).
    12. Заполнение данных на сайте «Золотой резерв».
    13. Протокол промежуточной аттестации и пересдач.
    14. Список класса с адресами, телефонами родителей (для соцпедагога в начале учебного года).
    15. Отчет по питанию тех, кто питается бесплатно (в конце месяца).
    16. Отчет о проделанной работе с неуспевающими.
    17. Таблица с заработанными баллами для получения стимулирующих выплат…

Заполнение портфолио, по словам Юлии, очень непростая задача. А заниматься ей приходится в отпуске, так как в течение года на это нет времени. Что значит подтверждение на каждый пункт портфолио? Например, провела открытый урок — собрать отзывы. Сводила детей в театр — приложить приказ о сопровождении. Выступила на педсовете — справка от директора о том, что выступила.

Несмотря на объем отчетной работы (и это только то, что сразу вспомнилось), Юлия Созина говорит, что работать стало легче, чем три года назад, в связи с переходом на электронные системы учета, с внедрением цифровых продуктов. «С бумагой работать всё равно было сложнее, — вспоминает Юлия. — Сейчас легче, чем раньше, когда отчетность была в бумажном виде. К тому же, основная бюрократическая нагрузка ложится на нас в сентябре и конце мая. Поэтому не сказала бы, что очень напрягает».

По словам Юлии, проблема не столько в количестве заполняемых бумаг, сколько в том, что нет отдельной должности «классный руководитель». Учителя уверены, что такая должность давно должна появиться.

Юлия Созина: — Нужен классный руководитель, не предметник. Чтобы он общался с родителями, присутствовал на уроках, репетировал номера, проводил мероприятия. Нужно разделить воспитательную и образовательную функции, — говорит Юлия. — Тогда в школе будет порядок. А когда один человек в ответе за всё — получается работа «для галочки»: делаешь то, что успеваешь сделать.

Если бы Юлию спросили, от какой бумажной работы освободить, то она выбрала бы отказ от отчетов по воспитательной работе, «Траекторию», летний отдых детей, о бесплатном питании, проделанной работе с неуспевающими (они и так входят в отчет о работе с успеваемостью).

Светлана Еремеева является преподавателем начальных классов, она уверена, что нет никакого смысла заполнять отдельные ведомости с оценками, так как всё равно все учителя работают в ЭПОСе, и департамент образования может брать необходимую информацию оттуда. Кроме всего, что положено по федеральным и региональным требованиям, она и коллеги сдают руководству школы: отчет классного руководителя, ведомости с оценками, анализ контрольных работ, анализ метапредметных срезов. Эти данные учителя сдают в конце каждой четверти и учебного года в целом.

С журналом успеваемости Светлана Еремеева не видит проблем («он электронный, и если в сентябре потрудиться, добавить туда все рабочие программы, то потом только ежедневно нужно заполнять оценки, домашние задания и пропуски»). Журнал внеурочной работы и журнал воспитательной работы также приходится сдавать.

Светлана Еремеева: — Конечно, часто учителям приходится одно и то же в разные виды отчетов переписывать. А если сейчас в школе введут еще советника директора по внеклассной деятельности, то, боимся, и ему придется дополнительные бумаги сдавать.

Светлана Еремеева считает, что уменьшение количества «бумажной работы» на законодательном уровне может и не сказаться качественным образом на работе учителя. «Если у учителя нет желания дополнительно быть с детьми, то не в отчетах дело», — прокомментировала она.

Сколько будет? И поможет ли?

Анна Пустовалова работает учителем истории и обществознания. Как предметник она заполняет все отчеты, в том числе о прохождении программы, выполнена ли программа, что выполнено, почему, если нет. По ее словам, система ЭПОС, которой пользуется пермское образование, очень удобна, это не просто электронный цифровой журнал, но большой портал, где можно найти методические разработки, пообщаться с учениками, родителями, прикреплять разные мультимедийные материалы.

Учителю кажется логичным, если все требования департаментов и министерства об информации сведутся к ЭПОСу, в котором будет вся информация.
Портал «Траектория» Анну Пустовалову не смущает, по ее мнению, это важная информация, особенно по детям, которые стоят на внутришкольном учете или в комиссии по делам несовершеннолетних.

Анна Пустовалова: все школы довольствуются системой ЭПОС, как завещало нам министерство образования Пермского края. Отдельно взятые образовательные учреждения, в которых могут быть свои уставы, документы, могут требовать от педагогов лишней работы, дублирующей информацию в ЭПОСе. К счастью, в нашей школе, такого нет.

По словам Анны Пустоваловой, требования ее школьного руководства целесообразны. Однако если педагогов освободят от части бумажных нагрузок, то освободится и время, которое можно потратить на работу с детьми и собственное восстановление. «Ведь чаще всего такие отчеты пишутся в каникулярное время, когда работы с детьми нет», — рассказала Анна.

Она также является руководителем школьного методического объединения, и сдает отчеты и об этой деятельности. А вообще она считает, что в плане перехода на электронные формы отчетов Прикамье идет в ногу со временем и в чем-то даже опережает Москву и Московскую область.

Ксения Васильева преподает историю и обществознание в одной из школ Пермского района. Она также считает, что бумажная работа не отнимает много времени, так как педагоги занимаются ею во время каникул, когда нет уроков. Самых больших временных затрат требуют рабочие и воспитательные программы, и их нужно сдавать перед началом учебного года.

Кроме всех обязательных отчетов и документов в школе, где работает Ксения, педагоги сдают индивидуальные планы профессионального роста и отчеты о методической активности.

Классные руководители в конце каждой четверти и года сдают отчет о выполнении воспитательной программы, карты по работе с детьми ОВЗ (7 вида), заполняют «Траекторию». Те, кто реализуют какие-либо крупные проекты в рамках Программы развития школы, также сдают отчеты (полугодовые, годовые).

Ксения считает, что учителю можно не сдавать отчеты предметника, так как они есть в ЭПОСе, а у завучей и представителей администрации и министерства есть доступ к этой системе. Сокращение списка бумаг, необходимых для контроля и проверки деятельности педагога, может, и облегчит жизнь учителя, но особых изменений не принесет.

Ксения Васильева: — Чтоб у педагога было время на детей, на качественные уроки, на свое восстановление, надо чтобы у него было не более 18 часов уроков (не зря установили такую норму ставки). Но 18 часов — это мизерная заработная плата! Поэтому педагоги берут и две, и три ставки, кто-то и больше, наверное.

Проект приказа Минпросвещения «Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ» подготовлен и опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Для заполнения учителем оставлен только необходимый перечень документов, который напрямую связан с ведением образовательного процесса. Остальная документация, как следует из текста закона, будет «возложена на иных административных работников».

На данный момент на утверждение предлагается следующий перечень:

  1. Рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
  2. Журнал учета успеваемости;
  3. Журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность);
  4. План воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства);
  5. Характеристика на обучающегося (по запросу).

По итогам прохождения всех необходимых процедур, включая общественное и экспертное обсуждение, приказ планируется к принятию и вступлению в силу 1 сентября 2022 года.

Комментарий министерства образования Пермского края:

— Основная деятельность учителя все-таки образовательная, он занимается процессами обучения и воспитания. Поэтому мы за то, чтобы избавлять педагогов от излишних отчетов. Ранее Минпросвещения России совместно с Рособрнадзором направили рекомендации, ограничивающие бюрократическую нагрузку на педагогов. Сейчас это будет закреплено на законодательном уровне.

Перечень документации, который сейчас отправлен на утверждение, оптимальный для организации учебного процесса в соответствии с образовательными стандартами. Мы понимаем, что невозможно исключить из педагогической деятельности составление рабочей программы или ведение журнала. Поэтому мы делаем все, чтобы эта работа была максимально упрощена и переведена в электронный вид. Все школы региона перешли на электронный документооборот благодаря ЭПОС.

В Пермском крае учителя работают в электронной пермской образовательной системе, функционал которой, действительно, помогает педагогам и структурирует их работу. Например, используя электронный журнал, учитель имеет возможность информировать завуча о датах и темах предстоящих контрольных работ, согласовывать это одним нажатием кнопки. Также система ЭПОС позволяет управлениям образования формировать необходимые отчеты о работе групп, классов без привлечения педагогов, просто выгрузив данные из системы. Всё это способствует снятию бюрократической нагрузки с педагогов.

ЭПОС объединяет в себе электронный дневник, журнал, конструктор цифровой образовательной программы и другие полезные модули, поэтому отказываться от этой системы никто не будет, она будет дальше развиваться.

"