Posted 2 августа 2022,, 02:00

Published 2 августа 2022,, 02:00

Modified 2 марта 2023,, 14:38

Updated 2 марта 2023,, 14:38

Вода не прощает. Properm.ru узнали новые подробности ЧП с катером у Березников

2 августа 2022, 02:00
Ольга Седурина
После ночного происшествия на Каме в районе Березников, когда прогулочный катер столкнулся с баржей, уже возбуждено уголовное дело по факту оказания небезопасных услуг при организации водных прогулок.

Дзержинский районный суд 1 августа отклонил ходатайство следствия и не стал избирать меру пресечения для владельца и капитана катера К-1765, допустившего столкновение прогулочного судна с людьми и сухогруза «Наташа». Согласно открытым данным, судно принадлежит Александру Гришину.

По стечению обстоятельств, в этом ЧП обошлось без человеческих жертв — пострадавшие, по данным регионального минздрава, отделались ушибами, переломами и сотрясениями. Один из отдыхавших на катере был госпитализирован, по информации журналиста Properm.ru, у мужчины черепно-мозговая травма. Еще трое наиболее серьезно травмированных от госпитализации отказались.

Столкнулись с «Наташей»

Как рассказали журналисту Properm.ru очевидцы, ночью с пятницы на субботу, 30 июля, перегруженный веселой компанией катер отошел от поселка-острова Орел фактически без опознавательных огней. На борту были 25 человек, травмы получили восемь человек. «Мы были с мужем на рыбалке. Уже стемнело, а на реке всё хорошо слышно. Близко к берегу прошел этот катер. То что не лодка, это говорили большие волны от двигателя и крики и оры пьяной честной компании. Ходовые еле видно, поэтому по очертаниям предположили, что большой катер», — рассказала читательница Ирина.

По рассказам других очевидцев события и людей, которые пользовались услугами прогулочного катера, компании всегда загружались на борт от 20 человек (при допустимой загрузке судна типа «Ярославец» до 12 человек). Отдыхающим разрешалось передвигаться по палубам без ограничений. Запасы горючего хранились здесь же — под скамейками.

Как считает следствие, катер стал пересекать на небезопасном расстоянии траекторию движения сухогруза, в результате чего произошло столкновение. Капитан, он же и владелец катера, после происшествия с места происшествия скрылся. Позднее он был задержан силовиками, проведенная экспертиза показала наличие в крови мужчины алкоголя. Он пояснял это тем, что выпил уже после ЧП.

Что на сегодня известно о катере, ставшем причиной происшествия на воде? В 2004 году его купил нынешний владелец Александр Гришин. После чего у судна до 2022 года была регистрация в «Российском речном регистре» (РРР), после ее прекращения сведений о катере не появилось ни в регистре, не в базе данных ГИМС. В открытых источниках указывается, что судно снято с эксплуатации.

Как пояснили журналисту Properm.ru знакомые с ситуацией собеседники, часто недобросовестные судовладельцы, приобретающие списанные катера, стараются не регистрировать свои теплоходики — продлить регистрацию в РРР часто достаточно сложно, а для учета в ГИМС у такого типа катеров есть «лишний метр» — его длина 21 метр, маломерные — до 20 метров.

Регистрация судов в РРР дает владельцу ряд преимуществ перед маломерными судами — их не может проверять подразделение МЧС ГИМС, они могут быть в коммерческой эксплуатации (маломерные суда не могут использоваться как прогулочные за деньги), «Ярославец» с полной иллюминацией может выйти на воду в ночное время (маломерным судам это запрещено). Пассажиры на таких катерах должны быть в спасательных жилетах только после сигнала тревоги, от владельца требуется только их наличие в рундуке — по числу пассажиров.

За отсутствие регистрации катера или удостоверения на управление судном у капитана предполагается штраф. Но его размер невелик для активно продающих прогулки судовладельцев. 25 тыс. рублей при стоимости фрахта по 3 тыс. рублей за час — сумма для недобросовестных людей не значительная.

Как не попасть в беду

Часто люди отправляются компанией на короткую речную прогулку, не задумываясь о своей безопасности. Как пояснил журналисту Properm.ru замначальника «Центра ГИМС МЧС России по Пермскому краю» Александр Васильев, есть несколько простых правил.

  • Если вы фрахтуете судно для речной прогулки, оно обязательно должно быть зарегистрировано в «Российском речном регистре». Маломерное судно имеет отличный от регистрового судна номер (он похож на автомобильный) и не может использоваться для коммерческих поездок.
  • У капитана судна должны быть на борту все актуальные документы — свидетельство о праве собственности на судно; свидетельства о праве плавания и о годности судна, судовой журнал, документы о пройденном освидетельствовании судна и другие, диплом капитана.
  • На судне должны быть спасательные круги и спасательные жилеты — по числу пассажиров.
  • Судно должно быть оборудовано огнетушителями, средствами для тушения. Места для курения также должны быть обозначены и оборудованы.
  • Экипаж судна во время всей поездки должен быть абсолютно трезвым, предлагать кому-либо из команды — от матросов до капитана выпить вместе с компанией строго воспрещено.

С Пермским краем с начала 2000х годов связаны два крупных ЧП на воде. 27 августа 2000 года на полном ходу (60 км/ч) скоростной пассажирский теплоход на подводных крыльях Восход-42, выполнявший рейс Пермь — Набережные Челны, врезался во встречный сухогрузный состав, ведомый буксиром-толкачом «Портовый-3». Столкновение произошло на Воткинском водохранилище, примерно в 4-х километрах от города Оса Пермской области. Причиной трагедии стал сердечный приступ у капитана. В результате этой катастрофы носовой салон теплохода был полностью смят, шестеро из семи находившихся в нем пассажиров погибли.

10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района республики Татарстан потерпел крушение двухпалубный теплоход «Булгария». Основной причиной крушения стало то, что экипаж не задраил иллюминаторы и в них залилась вода, когда в результате порыва ветра и выполнения поворота возник крен. На борту теплохода находился 201 человек, из которых 79 были спасены, а 122 погибли. С момента постройки теплоход носил имя «Украина», в феврале 2010 года был переименован в «Булгарию». В 1962 году он был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время — «Судоходная компания «Камское речное пароходство». В июне 2011 года теплоход был сдан в субаренду казанскому ООО «АргоРечТур». Теплоход не был застрахован, компания не входила в Единый реестр туроператоров, и не имело прав организовывать перевозки туристов.

"