Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Properm.ru
В школах ежегодно происходят массовые убийства. В чем причина трагедии и как помочь пострадавшим? Сегодня в школе №88 Ижевска произошла трагедия. 34-летний выпускник школы Артем Казанцев взял оружие, пришел в образовательное учреждение и открыл стрельбу по людям. В результате погибли 13 человек, из них шестеро взрослых и семеро детей. Также ранены 14 детей и семеро взрослых. О возможных причинах трагедии и проблеме скулшутинга журналист Properm.ru поговорил с психологом Вероникой Салимгареевой.

В школах ежегодно происходят массовые убийства. В чем причина трагедии и как помочь пострадавшим?

26 сентября 2022, 17:10

В школах ежегодно происходят массовые убийства. В чем причина трагедии и как помочь пострадавшим?
Фото: 1MI
Сегодня в школе №88 Ижевска произошла трагедия. 34-летний выпускник школы Артем Казанцев взял оружие, пришел в образовательное учреждение и открыл стрельбу по людям. В результате погибли 13 человек, из них шестеро взрослых и семеро детей. Также ранены 14 детей и семеро взрослых.

О возможных причинах трагедии и проблеме скулшутинга журналист Properm.ru поговорил с психологом Вероникой Салимгареевой.

Что могло побудить уже взрослого человека взять оружие и открыть стрельбу в школе?

Взрослый скулшутер — это действительно относительно новое явление. Но также, до недавнего времени, не встречались скулшутеры-девушки. А сейчас они известны. О нападавшем практически нет никакой информации, в любом случае есть ряд причин: это агрессия, убеждение о себе как никчемном, бесполезном человеке, одновременно с желанием быть лучше других. Убеждение, что только так он сможет решить какую-то проблему. Может иметь место частая встречаемость описания событий в новостях и соцсетях, где подробно описывается ход действий нападавшего, что упрощает выбор формы теракта.

Судя по характеру действий, есть потребность в системе «мы» и защищенности, и если по каким-то причинам в жизни этого не случилось, то у человека копится агрессия.

Несформированная зрелость и отказ от ответственности за свою жизнь перерастают в злость. Не имея способности экологично разряжать агрессию, он злится на весь свет, и, в частности на то учебное заведение, которое считают виноватым. Известно, что на груди стрелка были знаки нацистской свастики. Это свидетельствует об узком мировоззрении, неспособности видеть другие стороны жизни. Находясь в хроническом эмоциональном напряжении, человек весь мир видит, как из дула пистолета. Не найдя себя в этом мире, такие люди ненавидят этот мир и стремятся выйти из него, захватив с собой как можно больше людей, отомстив за свою неудачливость.

Массовая стрельба в школах чаще всего происходит весной и осенью. Это сезонное явление?

Причины подобных происшествий кроются в сочетании нескольких факторов. Если нападавший страдал психическим расстройством, то, возможно, имеет место быть так называемое сезонное обострение, но точно оно не является главным фактором. И это могло произойти в любой другой момент.

Как распознать человека, который хочет совершить скулшутинг? Есть ли способ уберечься от этого?

Распознать это чрезвычайно сложно, если не искать конкретные признаки у каждого человека, что просто невозможно. Обычно выделяют такие признаки:

  • изменения в поведении — человек (обычно подросток) становится более замкнутым, агрессивным, либо усиливаются признаки депрессии;
  • проявление склонности к насилию по отношению к животным, вандализм;
  • угрозы совершить убийство или суицид;
  • интерес к тематике колумбайна, выражение восхищения нападавшими, посещение групп, посвященных этой тематике;
  • изменения в стиле одежды, преобладание армейского стиля, высокие ботинки, футболки с характерными надписями, например, «разрушение», «гнев»;
  • демонстрация нигилизма, отрицание ценностей в речи;
  • выражение солидарности с идеями неонационалистов;
  • упоминание в речи конкретных персонажей и терминов: колумбайн, скулшутер и так далее.

Было бы наивным предполагать, что можно это предотвратить. Лучше пройти обучение поведению в подобной ситуации. Благодаря этому вы сможете узнать, что делать, чтобы увеличить шансы на выживание.

Какую психологическую помощь сейчас необходимо пострадавшим?

В первую очередь нужно дать выразить свои чувства. Не стоит говорить им успокоиться. Дайте возможность выразить гнев, если он проявляется, и не давайте уйти в состояние замирания. Обеспечьте ощущение физической и эмоциональной безопасности, помогите пострадавшим почувствовать, что они не одни, и сохранить контакт с телом. Для этого можно выполнять простейшие действия — топать ногами, черкать ручкой по бумаге, покачиваться или хлопать по телу руками.

Помогите стимулировать вдох и выдох, чтобы не было замирания. Если кого-то трясет, ни в коем случае не блокируйте это теплом или успокоительными препаратами — это естественная реакция организма на излишки адреналина, который выбрасывается в момент переживания угрозы. Пострадавшим обязательно необходимо обратиться к специалистам. Помощь требуется и близким погибших.

Кто из специалистов мог вычислить нападавшего или поставить ему диагноз?

Фактически никто. Все анализы поведения стрелка и причин, приведших к этому, строились уже на факте произошедшей трагедии. Никогда невозможно быть уверенным в том, что человек, планирует массовый расстрел. Все факторы, влияющие на его выбор, — негативная обстановка в семье, буллинг в школе, интерес к играм с насилием — встречаются и у подростков тоже.

Значительную роль играет биологическая предрасположенность, которую вообще никак нельзя наблюдать. Возможно, ученые смогут на основании тех данных, которые уже есть, создать некий алгоритм распознавания поведения агрессора, но это вопрос будущего.

Что нужно сделать, чтобы свести риск подобных событий к минимуму?

В научной среде принято мнение, что факторы начинают формироваться задолго до факта нападения. В идеале, это сводится к повышению психологической грамотности тех людей, которые рядом с детьми, в первую очередь, — это родители и учителя.

Нужно проявлять интерес к жизни ребенка, обучать его навыкам регуляции эмоций и общения, вместо критики давать возможность увидеть его сильные стороны. С детства выращивать ценность жизни и чувство равноценности с остальными живыми существами на земле. В школе необходимо обсуждать проблему буллинга, защищать тех, кто страдает от него и не перекладывать на них ответственность. Также руководство школ должно развивать системы психологической помощи.


Оцените материал
5 15 6 11 1