Posted 29 сентября 2022,, 09:00

Published 29 сентября 2022,, 09:00

Modified 2 марта 2023,, 14:36

Updated 2 марта 2023,, 14:36

«Все будет зависеть от педагогов». Чему будут учить ваших детей на НВП и зачем это нужно

«Все будет зависеть от педагогов». Чему будут учить ваших детей на НВП и зачем это нужно

29 сентября 2022, 09:00
Фото: Ирина Молокотина для Properm.ru
На фоне предложений возродить в среднем образовании «Начальную военную подготовку» журналист Properm.ru Ольга Седурина решила выяснить, остались ли элементы школьного «курса молодого бойца» в «Основах безопасности жизни», и насколько оправданно желание сенаторов вернуть НВП.

До 1991 года российские школьники изучали такой предмет, как НВП. «Начальная военная подготовка» включала в себя строевую и огневую подготовку. Старшие школьники учились маршировать, собирать и разбирать макет автомата Калашникова, изучали модели ручных гранат. Также подростки проходили практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, писали контрольные на знание воинского Устава и учились ориентироваться на местности и проходить полосу препятствий.

После распада СССР и смены государственного устройства часть курса НВП перекочевала в предмет ОБЖ — «Основы безопасности жизнедеятельности», еще часть — в уроки физкультуры. Во время ОБЖ школьники проходят теорию, связанную с оказанием первой помощи и военным делом, на «физ-ре» — сдают нормы ГТО.

Пока курс уроков НВП де-юре отсутствует и это только часть курса ОБЖ. Никто не требует от современных школьников навыка разобрать-собрать макет автомата, знания Устава ВС РФ, прохождения по таймеру полосы препятствий.

Сейчас курс «Начальная военная подготовка» решили выделить в отдельный от ОБЖ. Сенатор Совета Федерации РФ от Крыма Ольга Ковитиди в сентябре 2022 года предложила вернуть в российские школы НВП. Преподавание предмета должно включать в себя элементарное знание методов ведения боя, топографию, изучение средств химической защиты и инженерные навыки. У введения НВП есть как противники, так и сторонники. По данным издания «Коммерсантъ», 39 сенаторов проголосовали за инициативу, четверо выступили против обращения. Ранее этот вопрос поднимался в Госдуме РФ в 2008 году, но обсужение ничем не закончилось.

Есть такая профессия

Мало пермских школ имеют в своем арсенале манекены, макеты и тренажеры для обучения детей НВП, поэтому, по существующему соглашению, старшеклассники раз в неделю приезжают в «Открытую школу» на ул. Баумана. Уроки НВП в рамках курса ОБЖ, как в далеком прошлом: девочки и мальчики собирают автоматы, учатся оказывать первую помощь. Специализированный курс ОБЖ здесь проходят школьники из нескольких десятков классов из Индустриального, Дзержинского, Мотовилихинского районов. Курс НВП проходят почти 2 тыс. учащихся из четырнадцати пермских школ.

«Открытая школа» — это то, что раньше называлось вечерней школой. Но сейчас учреждение занимается как образованием взрослых, не получивших полное среднее, так и преподаванием технологии, ОБЖ и других предметов для учащихся школ, где нет оборудованных классов.
Как рассказал журналисту Properm.ru директор школы Петр Перминов, для уроков НВП есть практически всё оборудование — весной 2022 года удалось купить ММГ АК-74, сейчас это огромный дефицит, и не все школы могут похвастаться наличием макета для сборки и разборки оружия.

«Мы учим школьников, как обращаться с оружием, как его использовать для защиты, а не направлять на людей. Учитель должен грамотно объяснять, для чего оно предназначено, в чем его опасность. Мы учим детей дисциплине, умению вести себя спокойно и грамотно в любых ситуациях, умению себя защитить», — рассказывает учитель ОБЖ Вадим Любимов, в прошлом — кадровый офицер.

В кабинете «первой помощи» — тренажер, на котором школьники учатся азам непрямого массажа сердца. В планах руководства школы заняться восстановлением школьного тира и учебного бомбоубежища. Они много лет не были востребованы, использовались в других целях.

Завуч «Открытой школы» Наталья Старкова говорит, что для качественной подготовки подростков в существующей программе очень мало часов (до восьми) по основам личной безопасности. «Каждый человек должен знать, как вести себя в неожиданных ситуациях, во время ЧП, как помочь близкому», — считает педагог. Недостаточный для нормальной подготовки объем основ первой помощи — шесть часов от всего модуля ОБЖ. «Это специализированные вопросы, которые должен преподавать медицинский работник. Комплекс всех мероприятий требует определенной подготовки, — добавляет Старкова. — Современные дети хорошо знают только номер экстренной службы 112».

Также недостаточно времени, считают педагоги, уделяется военной подготовке, чтобы старшие школьники понимали, что такое армейская служба, не только из «открытых источников» в интернете.

Наука и жизнь

Психологи говорят, что возвращение в школьную программу такого предмета, как НВП, оправданно, в том числе, с профилактической целью. Например, говорят специалисты, если разобрать события, предшествовавшие нападению Тимура Бекмансурова на людей 20 сентября в ПГНИУ, то сейчас, из заседаний суда, известно, что у него был гипертрофированный интерес к оружию, он им фактически бредил. И если бы с ним занимались опытные педагоги, то история могла бы развиваться иначе, полагают психологи.

«Дети получат на уроках НВП знания, удовлетворение своего любопытства к оружию. В НВП есть важный профилактический момент. Педагоги, работая с учениками, смогут увидеть у определенных подростков необычные, повышенные интересы. Это приведет к индивидуальной работе», — полагает психолог-методист Ольга Васильева.

При обсуждении инициативы сенатора Ольги Ковитиди говорилось, что у офицеров в отставке, которые, как правило, и становятся учителями НВП, нет навыков работы с детьми. В соцсетях некоторые родители одобряют инициативу, в том числе — для физической подготовки подростков. Противники НВП опасаются введения армейской дисциплины в школе и говорят, что дети и без того перегружены.

«Какие знания, умения и навыки получат на уроках НВП подростки, будет зависеть от педагогов. И до того, как новый предмет появится в школах, должны быть разработаны грамотные методики его преподавания. Нужно создать инструменты для работы учителя, качественный наглядный материал, смысловые модули. Нельзя просто ввести НВП и преподавать, кто во что горазд. Чтобы не получилось, когда огород нагородили, тогда стали создавать методику», — высказывает свое видение процесса Ольга Васильева.

В минобразования Пермского края вопрос об НВП не обсуждался. Введение дисциплины возможно только после принятия решений на федеральном уровне, поясняют в ведомстве.

"