Posted 9 ноября 2022,, 10:35

Published 9 ноября 2022,, 10:35

Modified 2 марта 2023,, 14:34

Updated 2 марта 2023,, 14:34

Онкоцентр в ипотеку. Рассказываем, как и кто на самом деле будет строить новое медучреждение в Перми

9 ноября 2022, 10:35
Татьяна Зырянова
Properm.ru изучил 522 страницы концессионного соглашения между министерством экономического развития края и «Клиникой инновационных исследований», которая будет строить новое здание онкологического диспансера. Публикуем основные положения, выясняем, на что обратила внимание прокуратура Пермского края, требуя расторжения соглашения.

Для тех, кто подробности, пруфы, скрины читать не будет, сообщаем главное. Концессионные механизмы, по которым собрались ремонтировать трамвайное хозяйство Перми и строить новый краевой онкологический диспансер, совершенно новые не только для региона, но и пожалуй, для страны. По сути, и онкоцентр, и обновление трамвайного парка власти берут в ипотеку: будут расплачиваться за «трамвайную реконструкцию» 20 лет, за новый онкоцентр 22 года. Озвучено, что на строительство онкоцентра понадобится 17,6 млрд рублей, а на ремонт трамвайных путей и закупку новых трамваев 16,1 млрд рублей. На самом деле, с учетом «рассрочки» и онкоцентр, и трамвайное хозяйство обойдутся больше, чем в 30 млрд рублей.

О чем суд да дело?

Арбитражный суд Пермского края принял к рассмотрению иск прокуратуры Пермского края к «Клинике инновационных исследований» и нескольким министерствам региона о признании недействительным (ничтожным) концессионного соглашения о строительстве в Перми онкологического диспансера.

Концессионное соглашение было заключено летом 2022 года с московской «Клиникой инновационных исследований». Компания зарегистрирована осенью 2020 года, входит в группу компаний МИГ — «МедИнвестГрупп» (МИГ).

То, что Перми нужен онкологический диспансер, а также поликлиника и гостиница для родственников, сопровождающих пациентов, это факт. Properm.ru не раз писал о проблеме, связанной с переполненностью краевого онкодиспансера, поликлиники, с нехваткой специалистов и очередями.

Как следует из иска краевой прокуратуры, «заключенное концессионное соглашение фактически не отвечает интересам региона и нарушает права жителей». Также оспаривается положение, предусматривающее строительство пансионата на 120 коек для лиц, сопровождающих пациентов, так как это «не предусмотрено требованиями приказа Минздрава». Представители прокуратуры считают, что «концессионное соглашение не направлено на обеспечение сформированной в соответствии с нормами законодательства нужды субъекта».

Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края с позицией прокуратуры не согласно в полном объеме.
Мы проанализировали концессионное соглашение, из 522 страниц отобрали самые важные и кажущиеся спорными пункты, запросили комментарии в прокуратуре, а также получили разъяснения от правительства региона и концессионера, группы компаний МИГ.

Кто есть кто?

Пермский край в лице министерства экономического развития и инвестиций — концедент, а «Клиника инновационных исследований» — концессионер. Решение о заключении соглашения именно с этим концессионером было принято «в связи с отсутствием заявок от иных лиц о готовности принять участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения».

Сама по себе концессия не нова ни для России, ни для Пермского края. Больше всего концессионных соглашений заключается в сфере ЖКХ, самое известное в Перми связано с передачей в концессию водоканала и систем водоснабжения-водоотведения «Новогору».

Концессионные соглашения, связанные со строительством, заключаются на возведение детских садов и школ. Выглядит это по-разному: инвестор строит объект «под ключ», а власти этот объект после завершения строительства выкупают. Или инвестор строит объект частично за свой счет, а власти постепенно компенсируют ему затраты. В случаях с детскими садами концессионер часто остается, чтобы предоставлять услуги дошкольного образования, а власти ежегодно возмещают траты на воспитанников по муниципальным тарифам.

Cмысл таких вложений для частной компании в том, чтобы работать и зарабатывать, избегая конкурсных процедур, получая гарантированные выплаты. Смысл для региона — быстрое решение проблемы (будь то нехватка мест в школах или садах, изношенность сетей или очереди в больницах) и распределение расходов на весь срок соглашения.

Обычно надзорный орган не оспаривает концессионные соглашения ни в образовании, ни в ЖКХ. Но с онкоцентром ситуация немного сложнее (сумма предполагаемых вложений бюджета существенная, схема, когда край строит в такой долгосрочный кредит, новая). На суде представитель надзорного органа назвала концессионное соглашение «кабальным» для края.

Правительство региона не согласно, считает, что эта концессионная схема будет эффективна. «Если бы мы зашли в обычную стройку, по конкурсу, то это было бы маловероятной историей. Сначала необходимо было бы объявить конкурс на проект, получить проект, заплатить за него, потом самим провести проект через госэкспертизу. Снова объявить конкурс, чтобы найти подрядчика на строительные работы. Но мы же все видим опыт предыдущих команд, их неудачи, видим, что связи между проектировщиками и строителями разорваны. Зачем повторять эти ошибки? » — объяснила Properm.ru заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края Мария Геворгян.

Основные обязательства

Концессионное соглашение предусматривает разработку проекта, строительство онкоцентра в соответствии с проектом, оснащение медучреждения всем необходимым оборудованием. По словам Марии Геворгян, в итоге больничный комплекс (стационар, поликлиника, гостиница) должен быть сдан «под ключ» одним подрядчиком.

Мария Геворгян, заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края: — В моем представлении, работы должны идти «под ключ». В противном случае что получается? Подрядчик не виноват, он по проекту строил, проектировщик не виноват, вроде всё правильно спроектировал, госэкспертиза не виновата. Яркий пример тому — зоопарк. Когда объект в одних руках, есть с кого спросить, а край становится контролером процесса. Мы не выясняем отношения между проектировщиками, строителями и поставщиками материалов. Мы просто контролируем этапы, предусмотренные соглашением, и понимаем, что через 46 месяцев концессионер обязан сдать объект в эксплуатацию. И не ходим по кругу, как с зоопарком, с уголовными делами и проверками.

Соглашение действует с даты подписания 35 лет. Онкоцентр должен быть построен за 46 месяцев, медицинскую деятельность в учреждении должны начать не позднее, чем через 53 месяца с даты подписания соглашения.

Первый этап — разработка проекта. Концессионер за счет собственных средств должен собрать необходимую исходную разрешительную документацию, выполнить инженерные изыскания, разработать проект, который пройдет экспертизу. Государственная экспертиза определит достоверность сметной стоимости, отраженной в проекте.
На этом этапе инвестор должен вложить 200 млн рублей, которые ему не будут возвращены или компенсированы.
Проект, получивший положительное заключение госэкспертизы, переходит в собственность Пермского края. «И даже если они сами захотят воспользоваться проектом или его частями, они должны будут купить его (их) у края», — поясняет Мария Геворгян.

Второй этап — непосредственно строительство. Концессионер обязуется подготовить площадку для строительства, получить на него разрешение, выполнить комплекс строительно-монтажных работ, произвести оснащение медучреждения и передать онкоцентр в собственность края.

Третий этап — «Клиника инновационных исследований» будет осуществлять медицинскую деятельность как в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), так и оказывая платные услуги.

Что кому будет принадлежать?

Объект, который должна построить «Клиника инновационных исследований», это 7-этажное основное здание центра (плюс технический этаж и подвал), площадь основного здания — примерно 72 тыс. кв. м. Парковка рядом на 527 машиномест. Общее планируемое число пациентов — не менее 120 тыс. ежегодно, общее число сотрудников — не менее 1,1 тыс. человек, коечный фонд — не менее 730 коек, из них 550 коек круглосуточного стационара, 180 койко-мест дневного стационара.

Поликлиника будет рассчитана на 450 посещений в смену. По генплану в Камской долине должны появиться: онкологический диспансер; пансионат; контрольно-пропускные пункты; котельная; трансформаторная подстанция (ТП); дизель-генераторная установка (ДГУ); кислородно-газификационная станция (КГС); гаражный блок на 3 машино-места.

Право собственности на весь этот медицинский комплекс будет принадлежать Пермскому краю. Концессионеру достанутся права владения и пользования учреждениями и земельным участком. Доходы от деятельности больнично-гостиничного бизнеса будет получать концессионер, движимое имущество, которое он приобретет, будет принадлежать ему. Любые новые строения, появившиеся без разрешения правительства региона, станут собственностью Пермского края — без возмещения расходов концессионера на них. Но край может и разрешить строительство дополнительных объектов, при условии, что имущество будет соответствовать категории, виду разрешенного использования земельного участка и будет относиться к категории объектов здравоохранения.

Кто какую деятельность будет осуществлять?

«Клиника инновационных исследований» по соглашению должна будет осуществлять деятельность по ОМС и оказывать платные услуги, в том числе в рамках добровольного медицинского страхования (ДМС).

В период эксплуатации учреждений концессионер обязан за свой счет проводить текущий и капитальный ремонт, нести расходы по содержанию и охране имущества. Техническое (сервисное) обслуживание, текущий и капитальный ремонт всего имущества, в том числе оборудования, осуществляется концессионером самостоятельно и за свой счет — то есть за счет заработанного по ОМС и на платных услугах.

Кто сколько платит?

Предварительный размер будущих расходов на строительство онкоцентра составляет 17,6 млрд рублей. По словам Марии Геворгян, окончательная стоимость будет определена проектом, и госэкспертиза должна будет подтвердить заявленную стоимость. «Мы, конечно же, подстраховались от экономически необоснованных сумм, поэтому никаких частных экспертиз, только государственная экспертиза стоимости», — пояснила заместитель руководителя администрации губернатора региона.

Что входит в 17,6 млрд рублей:

  • расходы на проектно-изыскательские работы — 456,9 млн рублей;
  • расходы на строительно-монтажные работы — 10,3 млрд рублей;
  • расходы на оборудование — 5,4 млрд рублей;
  • расходы по соглашениям о финансировании и займам — 1 млрд рублей;
  • иные расходы — 359,1 млн рублей.

Средства будут перечислять концессионеру в виде таких траншей: капитальный грант, завершающий капитальный грант, инвестиционный платеж и операционный грант.

Капитальный грант (предварительный размер 4,8 млрд рублей) концессионер получает частями:

  • 1,6 млрд в первый год (не позднее 90 календарных дней со дня подписания соглашения);
  • 1,6 млрд во второй год (не позднее 400 календарных дней);
  • 1,6 млрд в третий год (не позднее 750 календарных дней).

Завершающий капитальный грант концессионер получает после строительства объекта, на этапе эксплуатации (11,1 млрд рублей). Операционный грант — 70,3 млн рублей. Инвестиционный платёж (16,3 млрд рублей) — это возмещение процентов за пользование денежными средствами по соглашениям о финансировании и займам.

Выплаты по завершающему капитальному гранту и инвестиционному платежу осуществляются краем раз в квартал, равными частями, и действительно, напоминают ипотечные платежи. О чем на судебном процессе и сообщил представитель «Клиники инновационных исследований», сказав, что эта схема — по сути «инфраструктурная ипотека» для региона.

Завершающий капитальный грант выплачивается по графику на протяжении 86 кварталов (21,5 лет) — это оставшаяся часть инвестиций в строительство и оснащение объекта. Капитальный грант + завершающий капитальный грант = объем инвестиций в строительство онкоцентра за вычетом вложений инвестора (200 млн рублей). А инвестиционный платеж — это уже расплата по долгам перед банками, и это еще 16,3 млрд рублей.

Мария Геворгян в беседе с журналистом Properm.ru отметила, что «главный плюс концессионного соглашения в том, что не надо сразу обладать полной суммой средств».
В ответе на запрос Properm.ru представители «МедИнвестГрупп» назвали график платежей «необременительным и комфортным» для региона, отметив также, что такой вариант возмещения расходов концессионера «сохраняет возможность выполнения регионом всех социальных обязательств, но при этом обеспечивает появление в регионе качественно новой крупной медицинской инфраструктуры».

Как пояснил представитель МИГ Алексей Судаков в беседе с журналистом Properm.ru, «фактически до момента приема первого пациента в новом центре регион потратит только 4,8 млрд рублей».

Претензии прокуратуры

Прокуратура Пермского края, как следует из искового заявления, считает, что были допущены существенные процедурные нарушения. Например, концедентом должно быть министерство здравоохранения Прикамья, а не министерство экономического развития. По данным правительства региона, минэк является таким же исполнительным органом власти, как и минздрав, свои полномочия как уполномоченный орган минэк получил от правительства, а текст соглашения был согласован с минздравом Пермского края.

Незначительность вложений концессионера является одной из главных претензий прокуратуры. Концессионер безвозвратно заплатит только 1,1% от всех затрат на создание объекта (200 млн из 17,6 млрд рублей), остальные средства — это деньги краевого бюджета и ОМС. По словам Марии Геворгян, на федеральном уровне не определено, сколько именно средств должен безвозмездно вложить инвестор, поэтому говорить о том, много это или мало — 200 млн рублей, нет смысла. «Мы посчитали это достойным вкладом, тем более что проект останется в нашей собственности», — пояснила заместитель руководителя администрации губернатора.

Как отмечает в иске прокуратура региона, не указано, откуда будут привлечены концессионером собственные средства. По данным «МедИнвестГрупп» и министерства экономического развития Пермского края, средства будут кредитные. «Большая часть финансирования проекта (порядка 80%) будет осуществлена крупнейшими российскими банками. Финансовое плечо проекту готовы подставить крупные финансовые организации: ВЭБ.РФ, Сбер, Дом.РФ», — пояснили Properm.ru в группе компаний МИГ.

В отношении будущей деятельности концессионера у прокуратуры Пермского края также есть претензии. Так, плановый объем выручки по ОМС у центра в первый год работы должен быть 3 млрд рублей, через два года — 4 млрд рублей. А если концессионер столько не заработает, то концедент обеспечит разницу между плановыми и реальными цифрами за счет бюджета.
Кроме того, по данным прокуратуры, высоки риски недофинансирования плановой помощи. Часть видов медицинской помощи, например, паллиативная помощь, по концессионному соглашению не предполагается.

Как следует из иска, концессионное соглашение заключено на срок, «превышающий утвержденный срок действия лимитов бюджетных обязательств». А в регионе не разработана нормативно-правовая база, позволяющая это делать. Как пояснил в суде представитель надзорного органа, «министерство экономического развития взяло на себя обязательства обеспечить принятие нормативно-правовых актов, в том числе изменений в Закон о бюджете. Но это не их полномочия, это прерогатива представительного органа. Он может и не принять данный закон».

Кто обещает онкоцентры в ипотеку?

Холдинг «МедИнвестГрупп» зарегистрирован в Москве, принадлежит компании «Огмент Инвестментс Лимитед» (зарегистрирована в Калининграде). Руководитель МИГ — Александр Андрюшечкин, выручка компании за 2021 год, по данным СПАРК, 178,8 млн рублей, чистый убыток — 451,3 млн рублей. Компания обладает активами на 20,6 млрд рублей. У МИГ 55 дочерних организаций, в том числе в Перми, «Медтехнолоджи-Пермь», зарегистрирована год назад. ГК «МедИнвестГрупп» объединяет 25 центров ядерной медицины «ПЭТ-Технолоджи» в разных регионах страны, сеть многопрофильных клиник «К+31», авторский проект академика Константина Лядова — «Клиники Лядова», медцентр GammaClinic в Обнинске и два производства радиофармпрепаратов.

Выручка «Огмент Инвестментс Лимитед» за 2021 год, по данным СПАРК, 52,5 млрд рублей, чистая прибыль за 2021 год — 51,1 млрд рублей. Компания зарегистрирована 19 лет назад, занимается управлением холдингами, имеет очень разветвленную структуру. Бенефициаром российского оффшора является председатель совета директоров компании «МедИнвестГрупп», владелец «Фармстандарт» Виктор Харитонин (входит в списки Forbes), близкий к семье вице-премьера российского правительства Татьяне Голиковой. Госконтракты компании «Фармстандарт» (заказы Минздрава РФ) — это уже более 200 млрд рублей.

В 2021 году в СМИ появилась информация о том, что МИГ рассматривает возможность строительства многопрофильных онкоцентров по концессии в четырех регионах страны — Новосибирской и Омской областях, Пермском крае и Чеченской Республике. Концессионное соглашение по строительству заключено пока только в Пермском крае.

В апреле 2022 года в Новосибирске начал работать центр лучевой терапии, который сможет обслуживать 3 тыс. пациентов в год по ОМС. По сообщениям пресс-службы местного правительства, сейчас идет работа над проектом онкологического диспансера, «который завершит формирование сибирского онкологического хаба от ГК «МедИнвестГрупп». В Омской области МИГ также ввел в эксплуатацию центр лучевой терапии. Запланирован запуск ПЭТ-центра, обсуждается вопрос ГЧП по строительству медицинского центра. Что касается Чеченской Республики, известно только, что Виктор Харитонин встречался с Рамзаном Кадыровым и обсуждал вопрос инвестирования 800 млн рублей в производство радиофармпрепаратов. Кроме того, «МедИнвестГрупп» собиралось стать инвестором строительства онкологического центра в Краснодаре в 2021 году, но информации о заключенном соглашении нет.

"