Posted 27 октября 2022,, 08:49

Published 27 октября 2022,, 08:49

Modified 2 марта 2023,, 14:34

Updated 2 марта 2023,, 14:34

Свою жизнь пермяк Максим Звонарёв отвоевывает у смерти ради лучшей фотографии

Свою жизнь пермяк Максим Звонарёв отвоевывает у смерти ради лучшей фотографии

27 октября 2022, 08:49
Фото: 1MI
Его голова хранит множество художественных образов. Причудливым образом они соединяются и образуют кадр. Собственно кадрами Максим Звонарёв и мыслит с самого детства. Фотохудожник, он привык смотреть на мир сквозь объектив и подмечать то, что подавляющее большинство людей не видит в упор.

Но есть в его голове и то, что ежедневно возвращает Максима к латинской сентенции: memento mori. Помни о смерти — призывали древние. И он помнит из-за обстоятельств непреодолимой силы. В его голове опухоль. И с болезнью мужчина мужественно борется много лет. Постоянное лечение, обследования, и снова терапия. В конце концов — инвалидность.

По мнению предков, человек лишь должен отдавать себе отчёт, что время конечно. А значит любую секунду стоит заполнять гармонией, радостью и целью.

Пожалуй, в этом Максим Звонарёв достиг наивысшего просветления. Однажды он понял, кем является, и с тех пор не изменял себе ни на секунду.

«Я рано осиротел и воспитывался в детском доме. Когда учился в профтехучилище на маляра-штукатура, познакомился с журналистами кунгурской районной газеты «Искра». И больше всего меня в тот период поразил фотокорреспондент, признанный мастер художественной съемки и член Союза фотохудожников России Раиф Абляшев».

Именно этого человека Максим всю свою жизнь будет считать первым и главным учителем. После окончания училища он переедет жить в Кунгур и начнет заниматься в школе фотографии, безнадёжно заражённый неповторимой техникой мастера, в каждом новом снимке станет стремиться превзойти его.

«Я стал работать в газете «Искра». Делать фоторепортажи. Помню самую первую фотографию, которую увидел у Раифа. Это была ткань в виде рыбы. Невероятно, как он сумел так всё изобразить одним кадром. Он вообще умел видеть необычное в обыденном, ловил момент и то, что другим казалось — незначительным, Раиф мог сделать настоящим живым шедевром. Снимки всегда были говорящими, кричащими даже. В них были и мысль, и дыхание», - вспоминает фотограф в интервью проекта #безграничные_возможности2022.

За много лет Максим Звонарев наснимал десятки тысяч фотографий: пейзажи, портреты, городские мероприятия и праздники, свободные этюды и что-то выхваченное из повседневной жизни. Но его поиск совершенства по технике Абляшева продолжается до сих пор. Жаль лишь, что мастер не сможет оценить достижений Максима. В начале нулевых Раифа Абляшева не стало. Но Максим всё равно не выпускает фотоаппарат из рук. И даже сейчас, когда ведет бой со смертельно опасным недугом. Вдруг за поворотом случится то самое главное озарение его жизни, и кадр заиграет совсем как та ткань в виде рыбы...

«Единственный совет, который мне дал Абляшев: «Снимай то, что ты хочешь рассказать людям». Потому что фотография — она очень много говорит. В нашей повседневной жизни люди суетятся очень много и не видят той красоты вокруг себя, которая есть. Самого прекрасного они не видят. Ни заката, ни восхода, ни цвета».

И в этом мастер Абляшев был так близок к философии древних греков. Помнить о смерти — значит замечать красоту здесь и сейчас. Без суеты и пропасти сознания. Максим Звонарёв часто останавливается, чтобы осмотреться по сторонам. Вот почему в его фотографиях так много динамики, чувственности и завершенности. О мире можно рассказать одним единственным снимком. Главное не просто направить объектив на точку, а увидеть, чем живет эта точка.

«Нельзя упустить то, что можно сделать сегодня. Не успел открыть глаза — благодаришь, как говорится, Бога — это первое. И сразу же приходит вторая мысль: не опускай руки».

Вот, например, два мальца бегут по проселочной дороге с покрышками от велосипеда в руках — и в этом непосредственность детства. Или сквозь порванную сетку виднеется крест на куполе храма — и здесь непосредственность веры, которую вопреки всему, рано или поздно, обретают сердца. На этих снимках нет цвета. Они чёрно-белые. Но оттого сложнее передать драматургию. У Максима получается...

На вопросы о своем здоровье он лишь отмахивается небрежно, мол, бегаю потихоньку. А ведь позади сложнейшая операция по удалению части опухоли. Но сдаваться во власть тьмы рано, слишком рано. Столько всего еще нужно успеть.

«Я понимаю, что здоровье уже не то, и трудно, порой, бывает куда-то доехать, куда-то залезть. Но я все равно себя перебарываю, залезаю ради хорошего кадра. Даже рано утром приходится вставать, чтобы что-то снять красивое. В одной из деревень я встал до восхода и отснял туман, густой туман, я думал, что облака опустились на землю, и тут же восход солнца — это нечто! Такой красоты я еще не видел».

У Максима множество дипломов и наград за участие в различных выставках и фотоконкурсах. А в планах — организовать авторский проект «Один день из жизни Кунгура». Глаза у художника умные. Грустные немного, но невероятно глубокие и искренние, как и все его творчество. Возможно, именно оно — главная связь с могучей жизнью, в которой еще столько всего надо разглядеть сквозь объектив фотоаппарата.

"