Posted 23 декабря 2022,, 07:30

Published 23 декабря 2022,, 07:30

Modified 2 марта 2023,, 14:31

Updated 2 марта 2023,, 14:31

Рекорд каждый год. Почему снег зимой в Перми становится событием из ряда вон?

Рекорд каждый год. Почему снег зимой в Перми становится событием из ряда вон?

23 декабря 2022, 07:30
Татьяна Зырянова
Фото: Properm.ru
Из года в год Пермь бьет снежные рекорды. При этом количество техники и людей на дорогах особо не меняется. Технологии уборки также остаются прежними. Нет никакой системы взаимодействия всех участников, всех, кто должен убирать город.

«Впервые за 8 лет! », «главное метеособытие года», — это всё про нынешний снегопад. И администрация Перми спешит отчитаться: «На улицах работало до 290 единиц техники днем, ночью — до 327, а также более 300 рабочих». В мэрии объясняют, что во время снегопадов чистили дороги и тротуары, сформированные валы на обочинах обещали вывезти позже (где-то вывезли, где-то нет).

А пермяки в это время пробираются сквозь сугробы, на тротуарах — «козьи тропки», на некоторых дорогах не только обочины завалены, но и отсутствует как минимум одна полоса, она тоже завалена снегом.
Что нам дает знание, сколько осадков выпало, и сколько единиц техники выведено? Ничего. Кого эта информация впечатляет или успокаивает? Никого. Но из года в год — одно и то же. Вот смотрите.
«За три дня — с 31 декабря по 2 января — в Перми выпала месячная норма осадков. Об этом вчера сообщила администрация Перми. Снег, между тем, сегодня продолжает идти, а число пермяков, недовольных уборкой снега с городских лиц, расти», — цитата из новостей 2017 года.

Пермяки даже петицию создали тогда на сайте Change.org «о чрезвычайной ситуации на дорогах». «Люди не могут выехать из своих дворов. Они вынуждены нанимать трактор за свой счёт. Даже скорая помощь не может доехать до больных. Машины не могут проехать, люди с трудом идут, пробираются через снежные сугробы, а женщины вынуждены гулять с колясками по проезжей части! Это полный беспредел! », — писали в петиции и комментариях к ней.

«По данным Гидрометцентра, 7 января высота снежного покрова в Перми составила 64 см», — оправдывались в мэрии Перми. И — «по данным районных администраций, в дневное время в городе работает 220 — 230 единиц, в ночное время 290–300 единиц техники».

Так много это или мало? Достаточно или нет? Никто никогда не объясняет. Но что странно — количество техники и людей каждый год, в каждый «аномальный» снегопад примерно одно и то же. И возмущения людей в адрес тех, кто должен город убирать, но не справляется, тоже одни и те же.

В 2018 году администрация Перми снова предупреждает пермяков о «неблагоприятных погодных условиях», месячной норме осадков за пару дней. Снова на улицы вывели — 280 единиц техники на «прометание проезжей части и расчистку пешеходных дорожек».

В 2020 году пресс-служба мэрии сообщает, что в ночь с 27 на 28 декабря на улицы города вывели 280 единицы техники, 250 работников. Всего за два дня дорожники вывезли с улиц Перми 25,5 тыс. куб. м метров снега. После сильного снегопада высота снежного покрова в городе достигла 28 сантиметров. Основные силы подрядчиков во время снегопада были сосредоточены на прочистке главных городских дорог и тротуаров.

За январь 2021 года в Прикамье составлено 190 протоколов по статье из-за несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений. В местах, где встречаются те или иные нарушения в уборке снега, за январь случилось 7 ДТП.

В 2022 году в Перми за три дня выпал 31 см осадков. По данным пресс-службы мэрии, это две трети месячной нормы декабря. По высоте снежного покрова на первое место вышло село Ножовка — 47 см, в Осе — 42 см, в Перми — 36 см. Мэрия Перми отчиталась, что за выходные с улиц города вывезли более 20 тыс. кубометров снега (ничуть не больше, чем в 2020 году). На улицах работало до 290 единиц техники днем, ночью — до 327, а также более 300 рабочих. То есть столько же, сколько и в предыдущие годы.

И когда 64 см снежного покрова, и когда 28 см снежного покрова — количество техники примерно одно и то же, в среднем — 280 единиц ночью. И вывозят примерно 20 тыс. кубометров, и при этом никуда не девается снежная каша на дорогах, парковках, тротуарах. Получается какой-то странный бег по кругу, народная забава под названием «обсудим зимой снег на Урале». Помимо этого, в арсенале борьбы со стихией у властей есть — сообщения о штрафах нерадивым подрядчикам, рейды и сбор жалоб от жителей.

Каждый год «выявляют нарушения на объектах», и все друг другу грозят пальцем, по нисходящей: губернатор мэру, мэр районным главам, районные главы подрядчикам, а подрядчики зарабатывают деньги, платят штрафы и не прыгают выше головы. Сколько есть по контракту работ, столько и делают. Контракты в большинстве случаев пятилетние, и условия ежегодные не меняются.

Большинство нарушений каждый год связано с расчисткой пешеходных переходов и парковочных карманов. Кроме этого в неудовлетворительном состоянии находится значительное количество улиц третьей категории (частный сектор, проезды внутри кварталов).

Общественный транспорт ходит с перебоями, на дорогах пробки в 8–10 баллов, сотрудники ГИБДД грустят. Движение затруднено на большинстве улиц, особенно в центре. Так было в 2017, 2018, 2019, даже пандемийном 2020-ом. Так было в 2021, 2022 и будет в 2023 году. Потому что не меняется ничего: ни то, что зимой выпадает снег, ни количество техники и людей, которые снег убирают.

Власти уточняют, что административно-техническая инспекция Перми каждое утро проверяет качество уборки улиц. На контроле, в первую очередь, уборка тротуаров, спусков, подъемов и остановок общественного транспорта. Нарушения больше чем на половине объектов. Чаще всего нарушения касаются несвоевременного прометания дорог, тротуаров и недостаточной расчисткой пешеходных переходов, остановок общественного транспорта. Больше всего нарушений в Ленинском, Мотовилихинском, Кировском районе.

В 2023 году на подмогу муниципалитету выйдет краевой Управтодор, он будет убирать центр города. Скорее всего, на центральных улицах станет почище, но смеем предположить, что кардинальным образом проблема решена не будет. Почему? Потому что нет системы взаимодействия всех служб, которые отвечают за уборку снега. Все перекладывают ответственность на всех. ТСЖ и УК не знают, куда вывозить снег (или не имеют достаточно средств), поэтому или гребут огромные кучи чуть ли не на детские площадки (что, конечно же, запрещено правилами благоустройства), или просто не чистят дворы и придомовые территории.

В ответ на претензии пермяков по поводу невозможности выйти/выехать из двора в администрации города отправляют писать претензии в инспекцию государственного жилищного надзора (ИГЖН). ИГЖН отвечает не быстро, у них нет никакого ускоренного рассмотрения обращений про снег зимой. Пермяки берут в руки лопаты, чертыхаясь, чистят дворы сами. УК и ТСЖ после шквала звонков от жителей тоже пытаются что-то прибрать. Но в целом пазл не складывается, картинка не склеивается.

Казалось бы, цель одна, общая — чистый и безопасный как для автомобилистов, так и для пешеходов город, и уж глава районной администрации мог бы знать, где у него проблемные места, да сам бы мог проехать, пройти и посмотреть. А потом собрать представителей управляющих организаций, служб благоустройства, подрядчиков — и дать понятные, четкие инструкции. Если надо — найти мотивирующие слова, если надо — пригрозить, поощрить. Ну обычная же такая работа.

Но этого не происходит, нет никакого руководящего центра в этом снежном хаосе. Вот яркий пример: дом, в котором находятся соцзащита Дзержинского района и бюро медико-социальной экспертизы. Кто идет в эти организации? Мамы с детьми, пожилые люди, инвалиды. Сейчас для большинства из них организации просто недоступны. УК «Ремоз» набросала с крыши снег на единственный проход ко входу, снег не убрала. Вся эта снежная каша таяла и застывала, превратилась в лед с выбоинами, по ней теперь вынуждены передвигаться люди. Территория муниципальная, но в администрации Дзержинского района отказываются убирать, отправляют в администрацию города.

Удалось же когда-то обязать магазины и коммерческие организации убирать территорию перед входом. А ведь не было этой практики, когда считалось, что «снег сам выпал, сам и растает». Значит, можно найти решения и для качественного изменения ситуации последних лет. Почему, например, в районных администрациях не знают, куда вывозят снег УК и ТСЖ, как часто они это делают? Никто ни на кого повлиять не может. Как в одной УК жителям сказали: «Если вы найдете, куда вывезти снег, мы вывезем». С 2017 года не решается проблема с полигонами.

В 2017 году суд по иску прокуратуры возложил на администрацию Перми обязанность по определению мест для снежных полигонов. До 1 января 2018 года был дан срок. Но решение суда не исполнено до сих пор.

Так и получается, что снег в Перми неожиданно и в огромном количестве выпадает каждый год, превышая какие-то там среднемесячные нормы осадков. Количество техники и людей примерно одинаковое каждый год. Речевые шаблоны от администрации Перми знакомы, заготовки для новостей одни и те же: «количество осадков превышает норму…», «на дороги вывели столько-то единиц техники…», «к подрядчикам будут применены штрафные санкции…». Можно, конечно, и так оставить, ничего не менять. Но пока системы нет, работа не выстроена, город остается не только грязным, но и небезопасным для своих жителей и гостей.

"