Posted 9 января 2023,, 08:00

Published 9 января 2023,, 08:00

Modified 2 марта 2023,, 14:15

Updated 2 марта 2023,, 14:15

Бывший главный пристав Прикамья обвинил своих экс-подчиненных в коррупции

Бывший главный пристав Прикамья обвинил своих экс-подчиненных в коррупции

9 января 2023, 08:00
Ольга Седурина
Фото: Properm.ru
Экс-руководитель УФССП Пермского края подозревается в организации схемы обналичивания денег с арестованных счетов коммерческих компаний. Его обвиняют в сорока эпизодах преступлений.

Первое после новогодних каникул судебное заседание по уголовному делу в отношении бывшего главного судебного пристава Пермского края Игоря Кожевникова началось с его ходатайства о допросе. Он сам неожиданно захотел взять слово, хотя ранее отказывался это делать. «Желаю давать показания», — заявил он в начале процесса. Суд ходатайство удовлетворил и прервал изучение материалов дела.

Как проходил допрос

«Как я и говорил ранее, я не совершал преступлений, которые мне вменяют. В своей жизни я не совершал никаких преступлений. Следствие сфабриковало доказательство в отношении меня, что я докажу в суде», — начал свою речь Кожевников.

Он заявил, что часть вещественных доказательств была испорчена, как например жесткий диск с данными у оговорившей его бывшей руководителя межрайонного отдела особых производств УФССП по Пермскому краю Александры Мардановой. Кожевников заявил, что «Марданова при помощи следствия выдумала свои показания с использованием реальных данных». Он также заявил, что все свидетели опрошены силовиками одним днем и все их слова повторяют друг друга. «Это фишка любого лгуна, обличать ложь в множество мелких деталей, как это делала Марданова, она сделала меня алкоголиком, жаль, что извращения не приписывала», — воскликнул Кожевников. Суд остановил его, указав, что он не может говорить о других фигурантах дела, только о себе.

Кожевников заявил, что Марданова оговорила его и во взятке, полученной от Ильвира Ахтямиева 11 ноября 2017 года, дата, по словам Кожевникова, впоследствии была изменена, в деле фигурирует также срок получения взятки 17 ноября 2017 года. «Следствие просто копировало показания Мардановой и Ахтямиева из протокола в протокол, вплоть до орфографических ошибок и других мелочей», — утверждает Кожевников. Он заявил, что следствие подменяло данные и даты под сведения «распечаток звонков, где были данные о локации у Пермской Ярмарки». Ранее в суде Марданова утверждала, что Ахтямиев передавал ей для Кожевникова деньги — по нескольку сотен тысяч.

Бывший главный пристав утверждает, что назначить Марданову ему рекомендовал директор федеральной службы, который приезжал в Пермь в 2016 году. По словам Кожевникова, в марте 2017 года Марданова принесли ему очень грубо подделанный судебный приказ на сумму более 20 млн рублей. После этого он якобы направил материалы проверки по этому документу в полицию, но в возбуждении уголовного дела было отказано. При этом были все данные, в том числе и показания Мардановой и сведения о том, что взыскатель, которому перечислили деньги, уже умер: «После этого я вызвал начальника отдела и дал указание направить в отделы письмо, что судебные приказы на сумму более 50 тыс. рублей надо тщательно проверять», — говорит Кожевников.

Служба на Украине и работа в Тамбовской области

В качестве доказательств своей невиновности Кожевников вспомнил о том, что воспитывался «в хорошей семье и ни в чем не нуждался, а слово «офицерская честь» для него — не пустой звук». Он закончил Тамбовское летное училище с золотой медалью, служил до 1992 года на Украине. Во время развала СССР «я не присягнул Украине», — эмоционально заявил Кожевников. Также бывший главный пристав вспомнил, что воспитал множество курсантов-летчиков. «Следствие могло видеть, что мои ученики мне помогают. В мой день рождения на мой счет летела помощь от бывших курсантов».

В 1999 году, выслужив минимальный срок до пенсии Кожевников получил ведомственную квартиру и уволился из Вооруженных сил РФ. После окончания карьеры летчика он вернулся в Пичаевский район Тамбовской области к родителям и начал работать в системе УФССП, сначала приставом-исполнителем в суде. Свою пространную историю Кожевников пояснял тем, что он хочет показать «какой я человек, что у меня тоже есть принципы». В своей речи он заявил, что отказывался от должностей и укрупнения служб УФССП, как шел против мнения руководства: «Я всегда считал, что чем ближе пристав к должнику, тем лучше для судебного производства».

По словам Кожевникова, за неуживчивый характер он лишился постов в Тамбовской области. После этого он оказался в резерве УФССП и уже оттуда был направлен руководить приставами в Пермский край. Как заявил обвиняемый, он впервые в истории прибыл в новый регион руководителем, не взяв с собой никого из бывшей команды. Также Кожевников рассказал, что перед началом работы он имел долгий разговор со своим предшественником Николаем Хачетловым, в том числе — о коррупционных рисках, о сотрудниках службы, берущих взятки. Он упомянул начальника Свердловского отдела Татьяну Концевую, пристава Максима Тукмачева, в отношении которых он сам инициировал проверки на предмет коррупции.

В своей речи Кожевников также опроверг слова Мардановой о том, что межрайонный отдел оказался под его кураторством впервые. По его словам, так было всегда и Марданова оговорила его и в том, что он намеренно взял кураторство над ее подразделением.

Суд неоднократно предупреждал Кожевникова во время его речи, поскольку он упоминает те показания и материалы дела, которые судом еще не исследованы.

Суды над другими приставами

23 декабря Мотовилихинский районный суд приговорил Марданову к 6 годам лишения свободы в колонии общего режима. Ее также лишили классного чина советника юстиции 3 класса и оштрафовали на 3,5 млн рублей. В отсрочке для воспитания детей отказано — их отдадут на попечение в органы опеки. Именно Марданова во время расследования «большого» уголовного дела подписала досудебное соглашение и дала показания в отношении своего бывшего руководителя Кожевникова, назвав его организатором схемы вывода денег через исполнительные производства. До того, как было вынесено решение в отношении подчиненной Кожевникова, она выступила в суде по его делу. После обвинительного приговора Мардановой и еще до нового года Кожевников заявил, что готов давать показания в суде.

Кожевникова вернули под арест на первом судебном заседании по его делу — 15 ноября. Тогда гособвинитель Сергей Бусов ходатайствовал о запросе из УФСБ по Пермскому краю и приобщении к делу оперативных материалов, которые свидетельствовали о том, что Кожевников нарушил избранную для него меру пресечения — запрет определенных действий. Из представленных материалов стало известно, что бывший руководитель УФССП встречался со свидетелем по делу и требовал, чтобы тот изменил показания. Также были оглашены расшифровки телефонных разговоров Кожевникова и его знакомого Андрея в Тамбове, которому он заявил: «Если меня будут сажать, то бегу на Украину. Поживу в свободной стране. Когда будет нужно, посоветуюсь». Кожевников звонил в Тамбов в начале февраля 2022 года.

Сейчас Пермский районный суд рассматривает уголовное дело Кожевникова, в процессе оглашаются свидетельства обвинения. Игорю Кожевникову было предъявлено обвинение в сорока эпизодах преступлений. Он назван следствием СКР организатором преступной схемы, ему также вменяются получение 38 взяток, злоупотребление должностными полномочиями и мошенничество при незаконном обналичивании около 222 млн рублей. В конце декабря суд оставил его в СИЗО до 15 мая 2023 года.

Уголовное дело в отношении Кожевникова, Мардановой и их подчиненных, а также группы бизнесменов расследовалось в СУ СКР по Пермскому краю с июня 2018 года. Всего в преступную группу судебных приставов, по данным следствия, входили 15 человек, в том числе — экс-прокурор Индустриального района Сергей Мурай. Он был задержан и помещен в СИЗО в августе 2020 года, оперативные мероприятия проводились органами следствия во взаимодействии с сотрудниками УФСБ России по Пермскому краю и прокуратуры Пермского края. Ряд эпизодов уголовного дела в отношении Мурая связан с преступлениями, в которых подозревается Кожевников. Исполнителями в группе были бизнесмены Дмитрий Варламов, Владимир Михеев, Евгений Семенищев, а также жители Пермского края Валерий Панченко и Дмитрий Коротких.

"