Posted 27 января 2023,, 09:48

Published 27 января 2023,, 09:48

Modified 2 марта 2023,, 14:11

Updated 2 марта 2023,, 14:11

Недоступный город. Инвалидам в Перми не продвинуться дальше 100 метров от подъезда

27 января 2023, 09:48
Татьяна Зырянова
2023 год в Перми начался с выяснений в социальных сетях, почему места для инвалидов на парковках завалены снегом и льдом. Градоначальники реагировали точечной уборкой, но доступнее для инвалидов город не стал.

«Алексей Николаевич, уточните, когда уже будет принято системное управленческое решение по недопущению складирования снежных масс на местах, предназначенных для парковки инвалидов и лиц их перевозящих?» — пост с таким вопросом мэру Алексею Демкину опубликовала в соцсети президент НКО «Счастье жить» Анастасия Гилёва. И приложила фотографии заваленной грязными сугробами парковки у гипермаркета «Семья».

Ни к парковке не подобраться

Анастасия Гилёва потребовала от администрации города устранить грубые нарушения правил эксплуатации парковочных мест для инвалидов, принять системные решения по недопущению этих нарушений.
Президента НКО «Счастье жить» поддержали пермяки, в том числе другие родители детей-инвалидов. «Мы оплачиваем парковки, город собирает деньги, а убирать нормально не хочет! Не говоря уж о формировании доступной среды для маломобильных граждан», — писали пермяки в комментариях.

После публикации Анастасии Гилёвой и волны возмущения в соцсетях прокуратура Свердловского района Перми внесла представление и.о. главы районной администрации.

Парковку для инвалидов у гипермаркета «Семья» почистили, но проблема осталась. Снежные завалы на парковочных местах для инвалидов в Перми повсеместны. И в центре, и на окраинах, и у общественных учреждений, даже у школ, например у 96-й, — подрядчики складируют убранный с парковки снег на специальные места для парковки автомобилей инвалидов. А там, где нет снега, место занимают ушлые водители.

Анастасия Гилёва даже предложила городским чиновникам выплатить все их премии за год инвалидам, управляющим транспортными средствами.
«Я вот всё думаю, как можно этого не видеть? Не в бункере же они живут. Ездят по городу, глаза, что ли, зажмуривают. Не понимаю…» — прокомментировала одна из мам, имея в виду благоустроителей и городских начальников. «Да уж, ситуация с парковками, а тем более для инвалидов, — совсем беда! Когда же этот беспредел закончится?» — возмутилась другая.
Как выяснил журналист Properm.ru, кроме парковок, у лиц с ОВЗ хватает и других проблем, связанных с недоступной городской средой.

Ни к библиотеке не подъехать

Ольга Ромашова весит 50 кг, она толкает инвалидную коляску, из которой на прохожих, голубей, белый снег и серые дома смотрит ее сын Никита. Ольга старается обеспечить сыну активную жизнь, возит его в бассейн, в художественную студию, библиотеку. Это помимо того, что им надо посещать поликлинику, магазины, почту. Любой путь для Ольги с Никитой требует неимоверной собранности, физических и моральных сил.

Ольга Ромашова: — Путь хоть куда — это квест. Зайти в автобус — большая проблема, между автобусом и остановкой до метра пространства. Выйти из автобуса — проблема, иногда так останавливаются, у ограждений, например, как лезть через этот забор? Улица почищена так, что часть пути невозможно идти с коляской, часть пути не преодолеть на санках. Учитывая, что в Перми зима длинная, около полугода, без антидепрессантов трудно, сложно, почти нереально.

Ольга считает, что те, кто отвечает за благоустройство города, должны честно признаться, что сделать комфортной и доступной среду для людей с ОВЗ они не могут. «Ставят себе галочки, пиарятся, — расстраивается женщина, — а надо честно признаться, что ничего сделать для нас не могут. Давайте будем хотя бы честными».

По фотографиям и видео сразу не поймешь, насколько тяжело везти коляску. Коляска вместе с ребенком весят 70 кг, передние колеса маленькие и острые, они впиваются в снег. Чтобы наклонить коляску или поднять, чтобы хоть какой-то путь проделать, Ольга прикладывает все силы. Женщина вся взмокла за то небольшое время, пока снимали фото и видео. «Меня спасает хорошая физическая форма, — рассказывает она. — Раньше легкой атлетикой занималась, тренер гонял, спасибо ему».

По словам Ольги, с коляской не пройти почти никуда. Фотокорреспондент Properm.ru сопровождал Ольгу в магазин, в аптеку, на автобус, в библиотеку, на почту, — во всех случаях требовалось очень много сил, чтобы коляску толкать, тащить, разворачивать, доставать из снега, закатывать на неприспособленные (узкие, широкие, несуразные) пандусы. «Доступная среда, видимо, будет после дождичка в четверг», — горько улыбается мама Никиты.

С 2013 года Пермский край принимает участие в реализации государственной федеральной программы «Доступная среда», программа была рассчитана на 2013–2020 годы, потом продлена. В регионе, по данным на 2019 год, проживает 2,6 млн человек. Инвалидов — 204,4 тыс. человек, из них 9,4 тыс. детей. По данным программы, в 2016 году в регионе было 45% доступных объектов из приоритетных (учреждения здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты и транспортной инфраструктуры). Если в цифрах, то из приоритетных 1936 объектов были доступны 871. В 2021 году количество приоритетных объектов стало больше — 2475, из них доступны, по официальным данным, 1733 (70%).

К сожалению, за вроде бы неплохим статистическим ростом скрывается реальность, в которой мамы с детьми в инвалидных колясках не могут преодолеть препятствия, добираясь до аптеки. По словам Анастасии Гилёвой, «доступная среда — это комплексное решение». И если сделать, например, условно доступным одно здание, то это ничего не изменит. Ведь до здания надо доехать (а парковки в снегу), надо дойти (а коляска не ездит по снежной каше).

Условная доступность, или доступность «на бумаге» — одна из главных проблем сегодня. Например, в здание нельзя попасть — при входе нет элементарного — кнопки вызова помощи или таблички с телефоном, пандусы не очищены от снега или во льду, крутые уклоны. «Вот яркий последний пример, — рассказывает Анастасия Гилёва, — для коррекционной школы Лысьвы закупили дорогостоящее оборудование, сделали туалет для инвалидов, но расположили всё это на втором этаже, куда не подняться детям». В итоге кабинеты с оборудованием видели только вип-персоны на открытии кабинетов, а для детей они закрыты.

фотографии и видео Ирина Молокотина для Properm.ru

"