Posted 13 мая 2011,, 03:00

Published 13 мая 2011,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 17:53

Updated 2 марта 2023,, 17:53

Министерство образования: мы поняли, как нужно менять вузы!

13 мая 2011, 03:00
Properm.ru оценил потребности и проблемы среднего и высшего образования в Пермском крае.

Современная система среднего и высшего образования постоянно претерпевает изменения. Новшеств в этой сфере – все больше и больше. Один только переход на Болонскую систему образования чего стоит!

А между тем, старшеклассники и студенты вузов все чаще задаются вопросами: «Смогу ли я найти достойную работу?», «Получаю ли я необходимый объем знаний?», «Пригодится ли в жизни мой диплом?»… Properm.ru узнал об этой животрепещущей теме от замминистра образования Пермского края Раисы Кассиной.

- Раиса Алексеевна, что представляет собой высшее образование в Пермском крае сегодня? Какие проблемы, перспективы, тенденции..?

- Мы понимаем, что высшее образование – это то место, ниже которого находится школа, и она всегда ориентируется на высшее образование. С другой стороны именно высшее образование диктует то, какие стандарты и какие кадры придут работать на предприятие. Поэтому вузы – ядро, которое определяет развитие региона и страны в целом. И в связи с этим главные инновации сегодня – именно в высшем образовании.

- Что сейчас в системе высшего образования «не так»?

- На самом деле многое. Раздробленность вузов очень велика. У нас 38 вузов, хотя вы об этом числе даже, наверно, и не догадываетесь. Очень мало тех, кто работает над развитием фундаментальных специальностей. Больше – специальности гуманитарные. По крайней мере, все частные вузы и филиалы московских вузов в Перми носят гуманитарную направленность. А край должен быть вооружен технологическими и техническими специальностями. База и инфраструктура вузов находится на низком уровне: нет технопарков, нормальных бизнес-инкубаторов, технологии очень устарели. Из вузов выпускаются студенты, не говорящие на иностранном языке. Соответственно они не могут ни нормально бизнес построить, ни в науку войти. Существует и еще одна большая проблема: что бы мы ни делали, ребята по-прежнему ориентируются на гуманитарные и экономические специальности. На физику, химию и биологию идут не самые лучшие студенты. Можно много говорить о том, что плохо.

- И как решать все эти проблемы?

- На самом деле у нас хорошо одно – то, что мы точно поняли, в какую сторону нужно менять высшее образование. поэтому в Правительстве разработана целая программа изменения высшего образования в различных аспектах. Это концентрация талантливых студентов в вузах, что способно принципиально изменить внутреннюю среду вуза. Умные студенты заставят изменить всю среду: и оборудование для них введут другое, и заставят ввести индивидуальное образование, и изменят преподавателей. Для этого мы и ввели выплаты по пять тысяч студентам, получившим на ЕГЭ 225 баллов и выше. Важно изменить и работу преподавателей. Для этого мы ввели ежемесячные доплаты кандидатам и докторам наук. Это беспрецедентный в России случай. Со времени этого введения в вузах края появилось около ста новых докторов наук. Это наше великое достижение. Более того, около 100 миллионов рублей направлено на международные исследовательские группы, в которые будут включены преподаватели, студенты и аспиранты. Они будут вместе с зарубежными вузами заниматься совместными исследованиями.

- Как Вы считатете, высшее образование должно быть элитарным или массовым?

- Во всем мире вузы разные, и они должны оставаться разными. Где-то они выполняют только образовательную функцию и готовят специалистов для экономики региона. Другие нацелены на проведение исследований. У нас в Пермском крае есть возможность развивать их на самом высоком уровне.

- Как Вы относитесь к платному среднему образованию, которое сейчас собираются ввести?

- О платном образование речь и не идет! Оно было, есть и останется бесплатным. В рамках тех часов, которые выделены на среднее образование. То есть я училась – было 36 бесплатных часов, вы учились – часов было столько же. Так останется и дальше. Но вот если ребенок захочет изучать, например, третий иностранный язык вместо двух предусмотренных, то он станет платным. И это случится только потому, что третий язык не предусмотрен стандартом. Развитые страны не делают образование платным, а я все-таки считаю, что мы - развитая страна.

"