Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Михаил Никольский: Давайте я расскажу о коммунальных «болячках»

27 апреля 2012, 09:27

Михаил Никольский: Давайте я расскажу о коммунальных «болячках»
Управляющий директор компании «Инфраструктура Капитал» Михаил Никольский, больше известный пермякам как экс-генеральный директор «Новогора», в интервью Properm.ru рассказал, каким будет ЖКХ через несколько лет.

— Михаил Эрикович, скажите пожалуйста, в качестве кого вы приехали на Пермский форум?

— В первую очередь, в качестве гостя. Помимо того, что я с 2003-го по 2007-й работал генеральным директором ООО «Новогор-Прикамье», я был еще членом экономического совета, который Олег Анатольевич (Олег Чиркунов — губернатор Пермского края — Properm.ru) создал при себе буквально в первые дни своего прихода во власть. С этого момента все вопросы, связанные с Пермью, являются для меня не чужими. Компания «Новогор-Прикамье» была спонсором еще того, самого первого Пермского экономического форума, который начинался семь лет назад.

— Что изменилось за этот срок?

— Повестка Пермского форума расширяется, от узких вопросов он потихоньку добрался до глобальных. В это время трансформируется страна: от обязательства регионов и муниципалитетов решать свои задачи самостоятельно к тому, что если что-то теперь не решается на федеральном уровне, то оно не решается вообще. Эти два процесса происходят одновременно. Страна серьезно меняется на глазах. С эмоциональной точки зрения к этому по-разному можно относиться, но сам по себе факт изменения — это уже всегда новая историческая реальность, чем то, с чем мы имели дело совсем недавно.

Все, что я вижу, производит приятное впечатление. Город стал более ухоженным, действительно, появилось какое-то количество новых и интересных точек

— Пермь сильно изменилась за эти годы?

— Да, все, что я вижу, производит приятное впечатление. Город стал более ухоженным, действительно, появилось какое-то количество новых и интересных точек. Но мне сложно судить — гостю города интересно одно, а его жителю — другое. Что было, есть и остается: Пермь сильна, и все те, кто с пермяками пообщался, это отмечают.

— Как вы оцениваете смену названий и акцентов форума? Сначала он был налоговым, потом стал культурным, затем экономическим. Теперь он просто «Пермский»?

— Жизнь каждый год постоянно ставит новую повестку дня, которой раньше не было, и на которую нужно реагировать. На прошлом форуме у нас не было общественного движения, на этом форуме оно уже есть. Будем делать вид, что контекст не изменился?

Уход в отставку губернатора столь влиятельного края скажется на системе политической власти и ее интересах, а они должны входить в расчет

— Что вы имеете в виду?

— Протестное движение, которое прокатилось, например, в Москве. Причем, это еще не до конца оформленный протест во имя или за что-то, это пока протест против — «Не хочу так жить, хочу жить по-другому». Как по-другому? Это уже вопрос следующего осмысления. Но уже понятно, что некоторые креативные низы Москвы не хотят. Мы это внятно услышали.

— Что может помешать Олегу Чиркунову довести свое решение отказаться от губернаторского кресла до конца?

— У Олега Анатольевича есть два ограничения в принятии этого решения самостоятельно. Первое — ситуация в Пермском крае. Если его увольнение однозначно пойдет на вред краю или городу, то я больше чем уверен, что он останется на своем посту. Нельзя навредить своему детищу, какая бы у тебя принципиальная позиция ни была. Второе ограничение связано с федеральной властью. Уход в отставку губернатора столь влиятельного края скажется на системе политической власти и ее интересах, а они должны входить в расчет. Если два эти условия совпадут с его личной позицией, Олег Анатольевич свое обещание сдержит. Он очень грамотный политик, чтобы просто так разбрасываться словами.

Не может житель Перми полюбить Генплан как документ. Что он может полюбить? Свой отремонтированный подъезд.

— Складывается ощущение, что проекты Олега Чиркунова, будь то генплан или «мамин выбор», пермяки не принимают. Вы с этим согласны? Почему это происходит?

— Не может житель Перми полюбить Генплан как документ. Что он может полюбить? Свой отремонтированный подъезд, капитальный ремонт своего дома, чистую воду из под крана, тепло от батареи — особенно если за окном минус тридцать.

ЖКХ сегодня — наиболее питательная среда роста человеческого капитала. Расскажу о наших «болячках». На сегодняшний день на федеральном уровне идет «бодаловка» между двумя моделями капитального ремонта. Одну поддерживает группа горячих экспертов, которые предлагают следующим образом делать капитальный ремонт домов: через законодательство обязать всех жителей многоквартирных домов вступить в ассоциацию собственников жилья своего дома. Превратить ТСЖ из добровольного инструмента управления домов в обязательный. После чего обязать многоквартирный дом накопить минимальный взнос для привлечения кредитных ресурсов для капремонта жилого дома, произвести ремонт и потихонечку выплачивать кредит из тех же средств. При этом, граждане с каждого квадратного метра будут эти платежи вносить в фонд капитального ремонта дома.

Но есть и федеральная логика: давайте сделаем все не так — будем брать за квадратный метр определенную сумму денег, накапливать их будем на региональном уровне, и из этих общих денег будем много и массово ремонтировать дома в порядке их ветхости и изношенности. К вопросу о доверии: угадайте, какая из этих двух схем приведет к росту доверия населения?

Естественная монополия — это анатомия, а жителям важна физиология, то есть то, как после такого монополизма построена жизнь, начисление платежей, обеспечение качества бесперебойности услуги

— Управление ФАС по Пермскому краю нередко обвиняет «Пермскую сетевую компанию» в нарушении антимонопольного законодательства. Как вы это прокомментируете?

— Сам по себе факт монополизма меня абсолютно не пугает, потому что коммунальному комплексу, простите за «птичий язык», он имманентно присущ. Водоканалы всегда были монополистами, тепловые сети — монополисты либо абсолютные, либо подавляющие. Это не страшно. Естественная монополия — это анатомия, а жителям важна физиология, то есть то, как после такого монополизма построена жизнь, начисление платежей, обеспечение качества бесперебойности услуги.

Сейчас обкатываются разные механизмы. Недавно Дмитрий Медведев на встрече с губернатором Красноярского края обсуждал механизм регуляторного договора. Это очень плодотворный документ для взаимодействия естественной монополии и власти в интересах населения. Это очень необычный юридический договор, жестко регулирующий поведение монополистов.

Нам надо выработать критерии оценки эффективности работы сетевиков, чтобы понимать, что «хорошо», а что «плохо». Пока нам и требовать с монополистов нечего.

Инструментарий нарабатывается, самое главное — не оставлять жителя один на один с сетевым монополистом, городская власть должна играть на стороне населения. Тестируя эту ситуацию, нужно задаваться простым вопросом: играет ли власть на стороне жителя, и если это так, она ставит жесткие условия монополисту.

— Как это измерить?

— Качеством услуги. Когда мы описываем качество услуги теплоснабжения, мы без труда приведем несколько десятков технических параметров, по которым у нас с вами не будет двух мнений. К примеру, температура теплоносителя на входе в дома либо соответствует нормативному коридору, либо не соответствует. Проверяется это элементарно — с помощью градусника.

Нам надо выработать критерии оценки эффективности работы сетевиков, чтобы понимать, что «хорошо», а что «плохо». Пока нам и требовать с монополистов нечего. Во главу угла надо поставить эту таблицу значений и рассказать об этом пермякам хотя бы на таком уровне: «Граждане, завтра теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение будет лучше, чем вчера, по таким-то параметрам. У вас будет меньше аварий, потерь, будет больше охват тех, кто должен заплатить. Это все в ваших интересах и каждый сможет потом в конце сравнить». На пространстве РФ такого как не было, так и нет. За это мы бьемся последние два года.

Европе мы проигрываем по целому ряду технических параметров качества. Приведу общероссийские данные — мы тратим на отопление квадратного метра в три-четыре раза больше гигакалорий, чем в северной Европе. Кто оплачивает такую систему? «Welcome, граждане, несите деньги!»

Вопрос в качестве управления процессами со стороны администрации. Не может ни отдельно взятый гражданин Иванов, ни ТСЖ дома, в котором он проживает, поставить задачу сетевым монополистам. Лукавить не будем: не хватит ни знаний, ни денег, ни лоббистских усилий.

В правительстве РФ начинают сходиться в непримеримом поединке сторонники процессного и целевого подходов. Маски были сброшены на последнем заседании: Минфин встал на сторону процесса, а Минэкономики — за результат. Пока что арбитр не сообщил, чья взяла. Нам, как гражданам, конечно, желательна победа целевого подхода, потому что формула «завтра как сегодня, а сегодня как вчера» хороша только когда живешь в раю. А если у тебя хотя бы немного не рай, хочется, чтобы завтра становилось лучше, что в данной ситуауции без целевого подхода нереализуемая задача. Поэтому вопрос именно в качестве управления процессами со стороны администрации. Не может ни отдельно взятый гражданин Иванов, ни ТСЖ дома, в котором он проживает, поставить задачу сетевым монополистам. Лукавить не будем: не хватит ни знаний, ни денег, ни лоббистских усилий.

В то же время, объединяющая горожан власть должна предоставить защиту, позвать консультанта, например, из Института экономики города, прекрасно известного пермякам и порекомендовать адекватную и сопоставимую с западными систему ключевых показателей деятельности.

Город должен выступить в качестве системного постановщика задач для сетевой компании.

— То есть монополизма в ЖКХ станет меньше?

— Деятельность коммунальных компаний — это выслушивание жалоб граждан и понимание того, что они хотят. Только это не должно быть подобно жалобам в кабинете врача на головную боль, причины которой могут быть самые разные: то ли больной выпил вчера лишку, то ли за компьютером всю ночь сидел, то ли у него артериальное давление. И доктор, посмотрев на него, может сказать: «Дыхните, батенька! Похмелья, похоже, нет, за компьютером не сидели — глазки беленькие. Давайте мерять давление».

Доктор, как более квалифицированный человек, может головную боль разложить на элементарные составляющие. И здесь также: более квалифицированный постановщик задачи — сетевая компания — берет на себя расклад недовольств жителей в какие-то более понятные параметры, и говорит: «Граждане, вижу, что вы недовольны уровнем качества, а тарифы продолжают ползти вверх. Теперь этим и займемся». А дальше — одно из двух: если качество не меняется, то тариф должен расти соизмеримо темпам инфляции. С другой стороны, если граждане этим качеством недовольны, мы должны решить задачу по улучшению качества в приемлемом росте тарифов. Это профессиональная задача и, кстати, несложная. Другое дело, что она должна системно решаться. Город должен выступить в качестве системного постановщика задач для сетевой компании.