Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Мнение редактора: Мелкий бес, или возвращение Марата Гельмана

18 мая 2012, 15:18

Мнение редактора: Мелкий бес, или возвращение Марата Гельмана
По просьбе информационного агентства «Живая Кубань», редактор интернет-портала Properm.ru Алексей Лучников объяснил, почему, по его мнению, Марат Гельман пропал из Пермского края.

О Марате Гельмане в Пермском крае сказано и написано едва ли ни больше, чем об экс-губернаторе Прикамья Олеге Чиркунове или, если говорить в масштабе страны, о Pussy Riot. О Гельмане говорили как о человеке, который переформатировал пермскую культуру, приватизировал ее и даже успел погубить.

Но теперь эта тема не стоит и выеденного яйца, потому что Марата Гельмана в Пермском крае больше нет. Нет посетителей в музее современного искусства PERMM, который он создал, а вскоре не станет и самого музея. Вместе с Гельманом из Перми пропала и кучка летних фестивалей вместе с шумным ворохом других проектов. Полгода назад закрылась интернет-газета «Соль», которую финансировал скандально известный галерист. 1 июня пропадут и «красные человечки» — главный символ Гельмана.

Вместе с Гельманом как элементы интерьера пропадают даже люди — подал в отставку вице-премьер правительства Пермского края Борис Мильграм — ярый сторонник идей галериста. Пропал из Перми и сам Гельман, как пропала нечистая сила в известном романе Михаила Булгакова: будто ее и не было.

Причина, по которой Гельмана в Пермском крае больше нет, — Виктор Басаргин. Новый губернатор Пермского края публично сделал только одно заявление: «Мы должны быть готовы рассматривать вопросы, связанные с софинансированием этих мероприятий (авангардных направлений в искусстве. — Прим. автора), которые найдут поддержку населения, а не реализовывать за счет края имиджевые проекты отдельных людей». Этого было достаточно. Гельман пропал.

Связь между назначением Басаргина и исчезновением галериста прямая. В 2011 году появились слухи об отставке Олега Чиркунова, и политический конъюнктурщик Гельман пошел в регионы — первые выставки галериста открылись в Твери. Весной 2012 года гул пророчеств об отставке Чиркунова усилился, вместе с этим и ускорилась региональная экспансия Гельмана — он пытается открыть выставки «Родина» в Новосибирске и Icons на Кубани.

Странно другое — куда бы ни приехал галерист, что бы ни сказал, чиновники всех рангов едва ли не берут под козырек. Проверено на Перми: волшебная фраза «современное искусство» творит чудеса и открывает перед ним все двери, в том числе и в палату казначеев. Народные возмущения и акции протеста против проектов Гельмана сравнимы с теми, которые случаются в России раз в четыре года под монетизацию или выборы, однако это зачастую не мешает руководителям городов и регионов способствовать галеристу.

Вместе с тем, Гельман совершает благо хотя бы в том, что вынуждает своих противников объединяться против него. На пикетах против галериста под одними лозунгами встают общественные организации и политические движения, происходит настоящая чертовщина — православные идут в ногу с коммунистами! Протестные настроения порождают новых политических лидеров, сплачивают единомышленников и повышают то, что принято называть «градусом гражданской активности»…

Впрочем, мы отвлеклись. Марат Гельман ушел из Пермского края в другие регионы. Он будет возвращаться туда, где ему окажут теплый прием, благо далеко не везде о нем знают.