Posted 9 июня 2012,, 09:00

Published 9 июня 2012,, 09:00

Modified 2 марта 2023,, 18:07

Updated 2 марта 2023,, 18:07

Кирилл Якоби: Сделать бизнес на пермском мусоре мешает коррупция

9 июня 2012, 09:00
Коммерческий эколог рассказал Properm.ru, что нужно предпринять для того, чтобы в крае перестали расти мусорные полигоны, и как можно заработать на новой технологии по сбору и сортировке мусора.

Вот уже полгода начинающий пермский бизнесмен Кирилл Якоби ходит по различным инстанциям, демонстрируя свою разработку — мобильный придворовой сортировочный модуль бытовых отходов. По его словам, основная проблема современной системы обращения с отходами заключается в том, что большая часть твердых бытовых отходов напрямую вывозится на полигоны для захоронения, хотя до 50% ТБО могут быть переработаны и, по сути, представляют собой ценное сырье.

В России перерабатывается только 3–6% ТБО, что приводит к потере 90% продукции, имеющей реальный спрос на рынке вторичного сырья. В связи с этим российское государство ежегодно теряет до 9 миллионов тонн макулатуры, 1,5 млн т черных и цветных металлов, 2 млн т полимерных материалов и 0,5 млн т стекла. Неперабатываемые отходы — это самый богатый неиспользуемый ресурс с точки зрения сырьевого потенциала.

Многие предприятия заинтересованы в том, чтобы производить продукцию из вторичного сырья. Главный аргумент — дешевизна и низкая себестоимость продукции на выходе. Однако звено, способное собирать и сортировать мусор для отправки его на производство, на сегодняшний день отсутствует. Поэтому полигоны для захоронения мусора растут год от года, а бизнес теряет в выручке. Properm.ru выяснил, как можно решить проблему, превратив мусор в бизнес.

— Кирилл, в чем главная проблема сортировки отходов?

— Есть отходы и на них есть спрос, но звена, которое может предоставить товарную продукцию для поставки на предприятия, не существует. Проблема заключена в нехватке финансирования. Этот бизнес — тема новая, продвигать ее придется долго и дорого. Есть программы, но действуют они в неправильном направлении. Эксперимент, который проводила недавно администрация Перми — это печальный опыт для других крупных городов, и в нашем городе никто не соизволил подойти к делу творчески и с оригинальностью, чтоб не повторить ошибок других городов. Сделали не для жителей вовсе, а для себя (как для заказчиков и организаторов). Народ так и не понял, что, собственно говоря, было в городе, для чего и зачем этот эксперимент? С жителями города надо согласовывать разного рода эксперименты; я уверен, что если бы провели опрос, как правильно и грамотно повести эксперимент, то нашлось бы множество мнений и решений, которые повлияли бы на положительный результат экперимента, и главное не наступить на те же грабли, на которые наступали крупные города России при неправильной организации технологического процесса.

— Зачем тогда проводили этот эксперимент?

— Все очень просто. Выделили семь миллионов, потратили один миллион, остальное — по карманам.

— Как вы пришли к такому выводу?

— Несложно посчитать количество бачков, умножить их на максимальную стоимость, по которой они продаются у производителей и прикинуть примерно рыночную стоимость рекламы — листовки, наклейки… Спецтехника же под это не приобреталась! Ну, пусть даже немного больше миллиона. Остальное — откат. Есть отличное изобретение под названием калькулятор, на котором можно посчитать все расходы.

— В каких сферах сосредоточена коррупция в вопросах утилизации мусора?

— Давайте я забегу немного вперед. Я был 14 марта на семинаре по урбанистике. Шло обсуждение постройки нового мини-завода, который представляет собой лабораторию, функционирующую без людей. Ее стоимость — 2 миллиарда рублей. Я пришел на это обсуждение со своим проектом, но меня задвинули в сторону. Причина проста: никого не интересует частный проект, волнуют только те, под которые выделяются федеральные деньги. Чтобы положить их себе в карман.

Мое мнение - что бизнес-структуры дойдут до такого уровня, что начнут перехватывать отходы уже на пороге вашего дома, и строительство таких заводов будет ни к чему, так как коммерческое сырье не будет попадать на завод. За сырьем в недалеком будущем выстроится очередь из желающих его приобрести (аналогичная ситуация с черным металлом, на него есть устойчивый спрос). Лишняя трата бюджетных средств. Лучше потратить средства с умом и получить от этого максимальный положительный эффект и отдачу.
Мой проект остался без особого внимания. Но я не отчаялся.

— Вы сейчас говорите, как человек, который обиделся, что его проект «задвинули»…

— Нет. Я просто адекватно к этому отношусь, с пониманием. Неважно, кто - вот вы придете со своим проектом, с супер инновационным стартапом будущего, с экономическими расчетами, и сможете только догадываться, по какой причине вам отказали.

— Есть мнение обывателя: «Пусть воруют деньги, но хоть что-то сделают». Пусть крадут шесть миллионов, но сортируют мусор, строят установки по переработке. Но сейчас-то ведь ничего не делается. Почему?

— Все проекты рассматриваются на уровне теорий. У нас есть долгосрочная краевая программа, по которой выделялось 4 миллиарда рублей, в том числе на оптимизацию полигонов. Чтобы отрасль ожила. На дворе уже 12-й год, а ее все не утверждают никак. Годы идут, полигоны растут, и очевидна потеря ценного ресурса в виде перерабатываемых бытовых отходов.

— Давайте поговорим про ваш проект. Что он из себя представляет?

— Это микросортировочный придворовой мобильный комплекс по сортировке бытовых отходов. Он представляет собой связующее звено между отходообразователем и полигоном. Ресурс вторичного сырья сейчас никто не извлекает, потому что негде и некому. Но если мы возьмем калькулятор и прикинем, сколько в Перми полиэтилена по улицам летает…

— Вы прикидывали?

— Конечно — около 10 тонн в день, при условии что полиэтиленовый пакет, который нам дают в супермаркете, весит 5 грамм, условно из миллионного города 20% жителей ежедневно приобретают продукты питания в магазинах, где им дают или они покупают за рубль пакет. Но 20 процентов - это грубый расчет. На самом деле он выше, а соответственно и вес растет, что сказывается на нагрузке полигона, который, в принципе, при разумном подходе можно разгрузить и направить все на переработку.

— Что можно из него сделать?

— Это отличное сырье для производства всего.

— Оцените стоимость этого сырья?

— Рыночная стоимость — от 10 рублей за килограмм спрессованного полиэтилена. Стоимость всех отходов растет. К примеру, Англия баржами вывозит отходы, потому что там нет такого понятия «полигон». Это сырье они продают Китаю за бешеные деньги, а китайцы берут пластиковую бутылку, дробят, делают хлопья, которые превращают в синтетическую нить. Все синтетические костюмы, которые идут из Китая, фактически сделаны из бутылок!

Китай не пропадёт, и он является лидером по переработке вторичного сырья в товарное сырьё, и экспортирует, заваливая наши прилавки товарами народного потребления, игрушками и прочим. У нас же есть всё: и желание, и ресурс позволяет, но отсутствие заинтересованных лиц, не хватает господдержки, и проблема в привлечении инвесторов в наш город, которые смогут помочь создать фундамент для новой инфраструктуры.

— Для чего предназначен ваш комплекс?

— Создавая новое звено в движении отходов, мы выполняем роль поставщика сырьевого ресурса. Ведь бизнес заинтересован в стабильных поставках вторсырья. В Перми, например, есть на ул. Ласьвинская предприятие «Пласт-М». Они производят пластиковую тару и заинтересованы в покупке пластика, причем за неплохие деньги. Предприятие платит около 15 тысяч рублей за тонну пластика, то есть 15 рублей за килограмм. Но нет промежуточного звена, которое способно собрать, упаковать и стабильно осуществлять сырьевые поставки, чтобы обеспечить предприятия пластиком, целлюлозой, стеклом. Пустая бутылка из-под пива весит 340 грамм. Примерно: От 10% населения, которые в день выпивают бутылку (а может, и две) пива мы получим 34 тонны стекла в день! Полностью снаряженный КамАЗ со спрессованными отходами весит 5–6 тонн. Представьте, сколько это всего… одни рассматривают это как мусор, вторые как сырье, а третьи смотрят на это сразу как на деньги, которые валяются у нас под ногами и увозятся мусоровозами на захоронение.

— Сколько стоит тонна стекла в Перми?

— Раньше принимали по одному рублю за килограмм.

— Сколько времени вы уже презентуете свой проект?

— Полгода. Но мой комплекс существует лишь на бумаге, в Перми мне не удается его сделать.

— Почему?

— Инвесторов нет. Один комплекс стоит около 1 миллиона рублей. Всего в Перми около 500 свалок с достаточными потоками мусора. Отсортированное сырье можно развозить по городам, где уже функционируют заводы по его переботке. Потратить 500 миллионов на весь город гораздо дешевле, чем строить вокруг Перми заводы для переработки мусора стоимостью 2 миллиарда каждый. В глубине души я надеюсь, что это заработает, но не сию минуту.

"