Posted 19 ноября 2012,, 08:09

Published 19 ноября 2012,, 08:09

Modified 2 марта 2023,, 17:18

Updated 2 марта 2023,, 17:18

Репортаж с публичных слушаний по бюджету: «Это какая-то профанация»

19 ноября 2012, 08:09
Алексей Лучников
В Перми впервые прошли публичные слушания по бюджету. По мнению очевидцев, они напоминали плохо срежиссированный спектакль.

Вел публичные слушания по проекту бюджета Перми на 2013-й год и на плановый период 2014–2015 годов заместитель председателя гордумы Перми Юрий Уткин. Первые ряды актового зала администрации Перми заняли депутаты пермской гордумы и чиновники. Кроме немногочисленных экспертов, зал смог вместить нескольких общественников. Больше никто из пермяков не пожелал поучаствовать в обсуждении бюджета.

Слушания начались с доклада заместителя главы администрации Перми Алексея Грибанова, который много рассказывал про затраты на развитие пермских школ. Другой заместитель — Сергей Южаков — подробно говорил про ремонт дорог.

Легкое оживление пробежало по рядам, когда на сцену вышла председатель совета директоров ИК «Ермак» Надежда Агишева.

— Все, о чем мне бы хотелось сказать здесь, мне сказать не удастся, — предварила свое выступление финансовый аналитик, сославшись на ограниченное время для реплики.

— Обсуждая бюджет, мы должны обсуждать систему муниципального управления в Перми, — заявила Агишева. — Презентуя наборы чисел и графиков, мы обсуждаем частности. Предлагаю говорить о целях, для решения которых предлагается понести расходы. В городе отсутствует стратегия, что приводит к нарушению требований устава и бюджетного законодательства. Анализировать бюджет надо, сопоставляя его с основными направлениями развития Перми, приведенными в проекте городской Стратегии. Тогда не придется после его принятия полностью пересматривать трехлетний городской финансовый план.

Председатель Пермского городского совета ветеранов Евгений Зубков напомнил присутствующим, что здравоохранение в Перми по-прежнему остается на «весьма скромном финансировании». «Мы изучали электронные записи к врачам и пришли к печальному выводу — сегодня записываться не к кому, — подытожил эксперт. — Это печально».

Оживление слушателей, вызванное выступлением Зубкова, с легкостью успокоил председатель краевой организации профсоюза работников здравоохранения Геннадий Шабалин. Профсоюзный работник много и обстоятельно говорил о низких зарплатах бюджетников, чем вызвал неподдельную скуку слушателей. Некоторые стали устало прикрывать глаза.

— Обращаю ваше внимание на то, что надо выделить в бюджете отдельной строкой затраты на содержание детских и спортивных площадок, — дождавшись своей очереди, заявила председатель СТОСМ «Авангард» Светлана Анкудинова.

— …В Свердловском районе — шутливо дополнил это требование Уткин. После полуторачасового напряжения зал облегченно рассмеялся.

— Не только, — заверила его Анкудинова.

В продолжительном финальном выступлении Уткин указал на рост налогов на доходы физлиц как основного источника поступлений. Дослушав до конца, слушатели облегченно потянулись к выходу. Обсуждать бюджет в кулуарах в тот день ни у кого не осталось ни сил, ни желания.

По окончании публичных слушаний, Properm.ru дал высказаться двум экспертам.

Надежда Агишева о «Мамином выборе», который сжирает 10% бюджета: Я не поняла, зачем нам рассказывали про бюджеты городских школ? В целом, было очень мало системного подхода, у меня такое ощущение, что это некая профанация. Я в растерянности. Я как житель города хочу понимать, есть ли шанс, что дороги станут лучше. Я посмотрела бюджет и говорю — шансов нет. При существующей системе разделения полномочий, дороги еще три года будут хуже. Ничего хорошего не будет и с муниципальным здравоохранением. Это видно из бюджета. Нужно срочно поднимать вопрос о «Мамином выборе», он сжирает 10% бюджета, это огромная проблема. Город подчинился воле краевой администрации, а теперь от этой идеи отказаться невозможно, она очень популярна. Меня волнуют ведомственные целевые программы, их аж 47 штук, они принимаются администрацией Перми. Просто в составе бюджета представляются вот такой вот пачкой. Принимаются фактически без дискуссий. А суммы там очень большие. К примеру, в краевой администрации приняты нормативные акты, которые ограничивают суммы на затраты в рамках целевых программ — не более 15 млн рублей до 3 лет. У нас до 1 млрд на три года. Очень удобно.

Первый заместитель председателя Пермской городской думы Аркадий Кац об инвестиционном направлении в бюджете Перми, которое схлопнулось: Из инвестиционных проектов, реализацию которых предусматривает проект трехлетнего бюджета стоит отметить строительство дороги на улице Героев Хасана — 1 млрд рублей, выкуп и восстановление детских садов — 2,2 млрд, завершение строительства Дягилевской гимназии, набережную, эспланаду — и прочие менее значимые проекты. Можно констатировать: инвестиционное направление в бюджете Перми схлопнулось. На три ближайших года инвестиционный бюджет составляет 7,5 млрд рублей. Из них 2,2 — строительство детских садов. Оставшихся пяти млрд на три года очень мало. Причем, в эту сумму входит не только стройка, но и капитальные ремонты, собственно инвестиции составляют всего около 3,7 млрд рублей. В лучшие для Перми годы — 2008–2010-й инвестбюджет составлял около 20% бюджета, а к 2015-му году он будет составлять только около 11%, сократившись в два раза. Доходы почти не растут, а расходные обязательства все принимаются и принимаются. В 2007–2009-м годах мы наводили мощный порядок с приватизацией, доходы от приватизации были очень существенные. Сейчас этот резерв все больше иссякает, а новых не найдено. Предполагалось, что земельный налог должен стать существенным источником бюджетных поступлений, но пока не получается. Доходы по земле не растут такими темпами, а в следующем году и вовсе падают из-за переоценки кадастровой стоимости. Весь бюджет держится только на подоходнике. Благополучная внешняя конъюнктура, приличная загрузка предприятий, высокий уровень занятости, рост ЗП и формирование подоходного налога дают основу бюджета. Что касается кредитования в банках для погашения дефицита бюджета, то кредиты надо брать тогда, когда понимаешь, из чего их будешь возвращать. Если мы видим программу социально-экономического развития, стратегию, когда понимаем — сейчас вложим вот в это и вот в эти проекты, и город получит толчок в развитии, прирастет экономика, появятся новые рабочие места. Но у нас пока нет внятных программ развития, и мы просто проедим кредитные деньги, это быстро закончится, и просто нечего будет возвращать. Городу нужна программа развития реального сектора, программа увеличения налоговых доходов не за счет бухгалтерских операций, а за счет роста налогооблагаемой базы, создания новых рабочих мест, новых объектов налогообложения. Заканчиваю тем, с чего начал: у Перми серьёзный разрыв, ножницы между доходами и расходами, объема бюджетных инвестиций городу явно недостаточно.

"