Posted 19 декабря 2012,, 14:24

Published 19 декабря 2012,, 14:24

Modified 2 марта 2023,, 17:08

Updated 2 марта 2023,, 17:08

Дмитрий Жебелев: Я за то, чтобы наших детей перестали принимать в иностранные семьи

19 декабря 2012, 14:24
Учредитель некоммерческого благотворительного фонда помощи детям «Дедморозим» объяснил Properm.ru, что надо сделать, чтобы это произошло без вмешательства депутатов Госдумы.

В законопроекте «Димы Яковлева» мне не нравятся три вещи:

1. В обосновании необходимости этого законопроекта депутаты Госдумы поступают как очень плохие журналисты. Они на первый план выводят страшные случаи гибели детей в США, пытаясь людей напугать, не показывая реальную картину.

Они говорят о защите прав наших детей. Говорят о спасении их от кровожадных американцев, и приводят в качестве примера 19 приемных российских детей, которые погибли на территории США. Они случайно или намеренно не приводят реальной статистики. Она открыта — американцы усыновляют примерно 1000 наших детей в год, россияне 10 000. За 15 лет в США от рук приемных родителей погибло 19 детей, в России — 1500. У приемного ребенка в России вероятность погибнуть в 10 раз больше, чем в США. Если руководствоваться этой статистикой, первое, что надо сделать — запретить усыновлять россиянам детей. Это, конечно, полный бред.

2. Если депутаты Госдумы намеренно занимают лживую позицию, и вместо реальной защиты прав детей руководствуются целью насолить американцам — это просто изуверство. Надо понимать, какие проблемы возникнут из-за того, что права наших детей приносят в жертву политическим интересам.

Основное количество детей, которые усыновляют американцы — ребята с очень тяжелыми проблемами здоровья, интеллекта, психическими расстройствами. Здоровых детей им усыновлять не дают, приоритет в этом плане у россиян. Естественно, возможности для развития в будущем у каждого российского ребенка в США лучше, в России 99% таких детей заканчивают свою жизнь во взрослом психо-неврологическом интернате.

Принятие этого закона каждый год автоматически влечет для 100 российских детей смерть в интернате. Такова статистика. Быть усыновленными иностранцем — единственный шанс вести для такого ребенка полноценную жизнь. Это шанс получить квалифицированное лечение, реабилитацию. Теперь у них этого шанса нет.

3. Вероятная причина появления этого закона — глупость. У меня возникает ощущение, что обсуждение этого законопроекта очень непрофессиональное — как со стороны его противников, так и с позиции защитников. Я всегда считал, что законы должны приниматься на основании экспертных оценок. Эксперты показали бы статистику вероятности гибели или плохого отношения к приемным детям у российских и у американских опекунов, продолжительность жизни детей в США и в России. Это дало бы нам возможность опираться на картину, которой под рукой не оказалось.

Допускаю, что некоторые депутаты-сторонники законопроекта «Димы Яковлева» (Дима Яковлев — полуторагодовалый мальчик из России, которого усыновил состоятельный американец. Ребенок погиб от перегрева в салоне внедорожника возле офиса приемного отца. Его опекуна обвинили в непредумышленном убийстве — Properm.ru) свято верят в то, что американцы кровожадные, и нужно защитить от них наших детей. Вряд ли эти люди обладают полнотой информации, у них наверно перед глазами маячит лишь картинка с российским мальчиком, умершим от удушья в запертой американской машине.

Но в законопроекте есть и абсолютно здравая идея — наши дети должны оставаться в России. Если понимать ее не как запрет всем зарубежным приемным родителям усыновлять наших детей, а как создание в России условий, при которых воспитанники детдомов не будут терять возможности для развития, чтобы они здесь росли полноценными гражданами.

Что делать?

Наши власти не понимают того, что каждый ребенок — это очень выгодное вложение. Если обеспечить его полноценными возможностями для развития и потратить на него деньги грамотно, после совершеннолетия он станет успешным человеком, который вернет долг государству. Как минимум в виде налогов в бюджет.

Возьмем детей-инвалидов, которые прежде всего могут пострадать из-за этого законопроекта. В Пермском крае около 400 таких детей, которые остались без попечения родителей. Давайте удвоим финансирование детских домов и улучшим условия для детей, дадим им новые возможности, чтобы по окончании учреждения они могли выходить в самостоятельную жизнь. На время их воспитания затраты увеличатся, но потом эти деньги вернутся в бюджет, потому что государству не придется содержать этого человека до старости в интернате, он не потеряет работоспособность и начнет что-то производить, приносить деньги в бюджет и окупит затраты на свое развитие.

Есть и еще более выгодный путь — взять столько же денег, сколько тратится на дома-интернаты и вложить их в популяризацию усыновления ребят, а также инвестировать в систему сопровождения этих детей в семьях. Это позволит заранее подготовить как семью к приему сына или дочки, так и самих детей. С такой поддержкой число желающих взять ребенка из детдома точно увеличится, да и случаев возврата его обратно уменьшится.

В любом случае, это гораздо эффективнее, чем выплаты приемным родителям, которые часто превращают ребенка в способ заработка.

В Пермском крае в этом направлении давно работают. Наш регион держит одно из первых мест по усыновлению в России. Это радует, но и здесь есть над чем работать. Прежде всего, существует большая проблема с распределением умственно-отсталых детей из интернатов.

Мы с коллегами в Рудничном и в Осинском детдомах готовим проект, цель которого максимально увеличить количество семей, желающих принять таких ребят на воспитание. Первое, что нам надо сделать — создать иное отношение общества к этим детям и адаптировать самих детей к проживанию в семье. Надо популяризировать возможность принять ребенка в свою семью, после чего сопровождать воспитание ребенка в такой семье до 18, а лучше до 21 года.

Может, это звучит сложно, но точно не требует миллиардных вложений, это по силам бюджету любого региона, и тем более бюджету федерации. Мы, например, планируем финансировать такой проект за счет своих ресурсов, без привлечения бюджета. Пока предполагается потратить около одного миллиона рублей в год. Поучаствовать в проекте смогут только наиболее адаптированные дети в количестве нескольких десятков. Но мы верим, что сможем увеличить их шансы на усыновление и социальную адаптацию. Непонятно, почему эта простейшая схема до сих пор никем не реализовывалась.

***

Глупо запрещать усыновление наших детей американцами и лишать их возможности вести полноценную жизнь. Однако, нельзя забывать и о создании в России условий для их благополучной жизни. Я за то, чтобы наших детей перестали принимать в иностранные семьи. Но только по той причине, что мы сами научимся воспитывать их достойно.

"