Posted 26 декабря 2012,, 04:08

Published 26 декабря 2012,, 04:08

Modified 2 марта 2023,, 17:06

Updated 2 марта 2023,, 17:06

«Разворачивается борьба за влияние на мусульман Пермского края»

26 декабря 2012, 04:08
Цепочка событий, одно из звеньев которой попытка дискредитации муфтия Пермского края, может превратить Россию в одну большую «горячую точку». По просьбе Properm.ru, колонку об этом написал доцент ПГИИК Дмитрий Горюнов.

В 2012-м году развернулась борьба за влияние на мусульманскую общину Прикамья, которая может иметь далеко идущие последствия. Первое обстоятельство в этой войне — это дискредитация муфтия Пермского края Мухаммедгали Хузина. Этому обстоятельству предшествовали следующие события. В июне этого года в руководстве Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский Муфтият), произошел раскол. Члены президиума изменили устав организации, выступив за прекращение полномочий председателя исполкома муфтия Хузина и назначение на его место муфтия Мордовии Фагима Шафиева. В октябре состоялось заседание президиума организации, после чего Минюст внес данные изменения. А СМИ это стали транслировать уже в ноябре, поэтому основной информационный вал пришелся на вторую половину ноября.

Одновременно на муфтия стали давить и на региональном уровне слухами о его снятии с поста. Сам муфтий считает, что он стал заложником интриг и «травли» на федеральном и региональном уровне. Вероятнее всего, что это специальный информационный вброс, цель которого «очернить» муфтия с целью его снятия.

Кроме того, муфтия периодически пытаются «купить» радикальные исламистские силы. Я думаю, не надо объяснять с какой целью они это делают. Известно также, что засланные эмиссары от разных исламистских организаций ведут нужную миссионерскую работу в мечетях и районах компактного проживания татаро-башкирского населения Прикамья, проповедуя ценности «чистого ислама», которые находятся в ведении Пермского муфтията под руководством муфтия Хузина.

Таким образом, идет поступательное давление внешних сил на муфтия, с которыми он пока справляется. Следовательно, муфтий Мухаммедгали Хузин не имеет права на ошибку, неверное решение, аморальное поведение с точки зрения канонов ислама. Почему? Потому что конкуренты (исламисты) этим мгновенно воспользуются, они его просто «сожрут».

Второе обстоятельство — это внезапная смерть в ноябре Хамит-хаджи Галяутдинова, «второго» муфтия Пермского края, председателя Централизованного регионального управления мусульман Пермского края (ДУМЕР) и руководителя мусульманской общины при Соборной мечети города Перми. Несмотря на то, что на данный момент назначен исполняющий обязанности руководителя мусульманской общины при Соборной мечети Перми Радик Гарипов и и.о. председателя Централизованного регионального управления мусульман Пермского края (ДУМЕР) — Ильхам Хазрат Бибарсов, борьба за ключевые посты остается актуальной.

Понятно, что данный вопрос находится под контролем Совета муфтия России. Не так давно в Перми побывал заместитель муфтия Равиля Гайнутдина (председатель Совета муфтиев России — Properm.ru) Дамир Хазрат Мухетдинов, который проводил консультации по предполагаемым кандидатурам. Вроде бы обычная рутинная работа по назначению нового «второго» муфтия. Но есть одно важное обстоятельство. Соборная мечеть является «пристанищем» для различных этнических диаспор, которые могут выставить своих кандидатов. А это уже чревато серьезными «разборками». Причем самое опасное даже в не межэтнических противоречиях, хотя это тоже очень серьезно, а в том, что под этот «шум и гам» могут проникнуть радикальные исламисты.

Таким образом, на сцену в Пермском регионе может выйти третья сила. Радикальные силы от ислама по-разному называют: «ваххабиты», «исламисты», «салафиты» и так далее. Условно будем их называть «ваххабиты». У меня есть предположение, что они рано или поздно попытаются заявить о себе как о полноценной третьей силе со стороны мусульман, чтобы подмять под себя обе мусульманские структуры — Пермский муфтият и Централизованное региональное управление мусульман Пермского края (ДУМЕР) и занять главенствующее положение на территории Пермского края.

С этой целью они будут использовать самые разные методы и средства, начиная с дискредитации муфтиев-традиционалистов, заканчивая межэтническими провокациями и конфликтами. Состояние хаоса и неопределенности среди пермских мусульман — очень выгодная позиция для ваххабитов. Кроме того, проблема усугубляется тем, что радикалов очень сложно отличить от обычных мусульман, особенно на первоначальных этапах. Никто же из них не будет говорить, что он ваххабит. Обычно они прикрываются правильными лозунгами, красивыми фразами, «сладкими речами». Соответственно выяснить на первых порах, кто они на самом деле, будет очень сложно. Как правило, все радикальные исламистские силы пытаются социально и религиозно мимикрировать, если ситуация складывается не в их пользу. Об этом всегда надо помнить. Поэтому сейчас нельзя дать ни малейшего шанса ваххабитам, пресекать любые попытки проникновения и распространения «чистого ислама».

В противном случае ситуация может выйти из под контроля и события начнут разворачиваться по примеру Татарстана. Долгое время не обращали внимания на проникновение в республику радикальных исламистских сил, начиная с организации «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун») и заканчивая так называемыми «лесными ваххабитами», которые проникли во многие мечети, в том числе в главную мечеть Татарстана и Казани Кул-Шариф.

Экспансия этих сил достигла таких масштабов, что 19 июля этого года был убит заместитель муфтия Валиулла Якупов и ранен сам муфтий Татарстана Ильдус Фаизов. Готовились крупные теракты на День республики и Курбан-байрам в Казани, которые были пресечены. В СМИ периодически мелькали сюжеты о том, что адепты террористических организаций, например, «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» («Исламская Партия освобождения»), открыто разъезжали на автомобилях по Казани с соответствующими флагами этой организации, проводили летом уличные акции в виде пикетов и митингов, где призывали к созданию халифата на территории России (!).

Мы видим, что в таких мусульманских регионах как Кавказ, Татарстан, Башкортостан складывается очень тревожная ситуация. Если это не остановить, то подобные радикальные силы расползутся по территории страны и тогда уже вся Россия превратится в одну большую «горячую точку».

Последствия будут очень серьезными и просто непредсказуемыми. Общеизвестно, что ваххабиты преследуют не столько религиозные, сколько политические цели. Если почитать программные документы экстремистов, то можно понять, что главная идея заключается в том, чтобы отделить Кавказ от России и создать новое государство «Имарат Кавказ». В дальнейших планах ваххабитов отделить Татарстан, Поволжье, Урал, создать мусульманские республики. Существуют даже специальные карты, где показаны подобные мини-государства.

Ваххабиты преследуют далеко идущие планы по разделению Россию. Для этого они пытаются ввергнуть страну в хаос, в тяжелую, изматывающую войну, построенную на террористических актах, подорванных «шахидах», взятии заложников и тому подобном. Это будет война нового типа, так называемая «сетевая война» или «война управляемого хаоса». Тем более в свете последних событий в Сирии все это становится как никогда актуальным. Так, духовный лидер «Братьев-мусульман» Юсуф Кардави заявил в октябре, что Россия объявляется «врагом ислама» и призвал бороться против нашей страны, потому что она занимает непримиримую позицию по «сирийскому вопросу». Кроме того, некоторые специалисты считают, что если сирийской оппозиции удастся свергнуть режим Башара Асада, то оставшиеся радикальные исламистские силы перебросят на Кавказ. Таким образом, начнется война по перекройке границ нашего государства. А это уже серьезный вызов всем гражданам России, никто не сможет остаться в стороне.

Итак, борьба за влияние на мусульман Прикамья будет только усиливаться, в свете вышеперечисленных обстоятельств со стороны радикальных исламистских сил. Поэтому важно сломать на корню даже предполагаемый негативный сценарий развития событий в мусульманской общине Прикамья.

Положительный исход будет зависеть от следующих факторов. Во-первых, мусульмане Прикамья должны отторгать подобные идеи, должен быть иммунитет от этой заразы, а для этого нужно проводить широкую просветительскую работу по распространению ценностей традиционного ислама.

Во-вторых, нужно проработать вопрос по объединению мусульманской общины, что прекратит бесконечные разногласия и трения между двумя мусульманскими структурами, потому что они ослабляют их для влияния извне.

В-третьих, начать переговоры по выдвижению единого муфтия-традиционалиста, который бы пользовался авторитетом и уважением всех мусульман. Насколько известно, переговоры ведутся по этому вопросу. В ноябре приезжал верховный муфтий, Председатель ЦДУМ России Талгат Сафа Таджуддин, который встречался с губернатором Пермского края Виктором Басаргиным. На встрече обсуждались вопросы сотрудничества и развития мусульманской общины региона, вероятно и вопрос «единого» муфтия. Последние два фактора являются почти невозможными, но, тем не менее, почему бы и не попробовать.

В-четвертых, целенаправленно отслеживать соответствующим организациям Прикамья всех мигрантов, «гостей», особенно прибывающих из кавказских республик, а также из Узбекистана, Таджикистана и других регионов.

В-пятых, оперативно реагировать силовым структурам даже на малейшие вызовы со стороны ваххабитов.

В-шестых, объединить усилия ученых, видных представителей ислама, журналистов и других сторон по изучению данной проблемы. Данный список, безусловно, не является исчерпывающим, он может быть продолжен.

Пришло время для конкретных предложений, решений и действий со стороны всех заинтересованных лиц и структур, потому что от этого зависит будущая судьба Пермского края и всей России.

"