Posted 17 января 2013,, 04:30

Published 17 января 2013,, 04:30

Modified 2 марта 2023,, 17:01

Updated 2 марта 2023,, 17:01

О современных школьниках: Парни живут с парнями, девушки — с девушками

17 января 2013, 04:30
Замдекана по воспитательной работе Исторического факультета ПГПГУ рассказала Properm.ru о жизни современных школьников, провале проекта «Электронные дневники» и коррупции в образовании.

Подводя итоги прошлогоднего проекта «Дети в интернете», Properm.ru решил с головой окунуться в будни пермских школьников и оценить, как учителя смотрят на эксперименты департамента образования. Однако разговор с Анной Керекеш, которая четыре года преподает в одной из пермских средних школ, перетек в совершенно неожиданное русло.

— Анна, Вы принимали активное участие в проекте «Дети в интернете», в рамках которого младших школьников учили, как правильно вести себя в сети, чтобы не стать жертвой мошенников, педофилов, избежать столкновения с нежелательным контентом. Каковы итоги проекта?

— Эта идея мне понравилась тем, что мои студенты с первого курса могут попробовать себя в роли учителей и могли принять решение, хотят они работать в школе или нет. Весь материал подвергся глубокому анализу со стороны методистов, так как нам необходимо было понимать: будет ли адаптирован урок, или нет. Педагоги дали добро, и мы стали проводить уроки.

— Как пермские школы реагировали на идею провести уроки безопасного интернета?

— Студенты с удовольствием брались за работу, обзванивали школы, но столкнулись с проблемой допуска в образовательные учреждения. Информационное письмо департамента во многие школы не дошло. Поэтому, когда студенты звонили, многие школы в течение месяца не шли нам навстречу. Хотя департамент образования рекомендовал провести эти мероприятия. Самое важное в проекте — это жизненно. Мы думаем, что дети в начальной школе маленькие, и с интернетом не особо ладят. На самом деле они уже в 1–2 классе регистрируются во «Вконтакте», в «Одноклассниках», стараются находить людей и организовывать группы.

— Не секрет, что сегодня школьники и студенты активно «френдят» своих преподавателей в социальных сетях. Как часто и по какому поводу Вы общаетесь с учениками в том же «Вконтакте»?

— Дети добавляются в «друзья». Со старшими классами мы работаем в социальных сетях так: я выкладываю интересный материал, ребята заходят на мою страницу и скачивают, это очень удобно. С маленькими детьми мы стараемся обмениваться каким-то видео, у нас есть группы по обсуждению различных вопросов. Бывает, что дети пишут по поводу домашнего задания. Хотя вы можете сказать, что у нас есть проект «Электронные дневники» и «Электронный журнал». Но в «Электронном журнале» дети пишут не так активно. А «Вконтакте» какую-нибудь ссылочку выложишь, они начинают ее активно обсуждать…

— Почему, на Ваш взгляд, задумка с электронными дневниками пока не слишком удалась?

— У нас не везде школы обеспечены достойным интернетом. Скорость бывает такая, что мы физически не успеваем выставить оценки. Потом там домашнее задание нужно выкладывать. Если ты ведешь параллель, классы все разные. Одному классу — одно задание, другому классу — другое. А всего их пять! Получается, нужно зайти и создать пять разных домашних заданий. . Это нереально, если у учителя 40 часов, как у меня. Может быть, «Электронный журнал» — это хорошая идея, но я не вижу, чтобы она работала. Многие родители не заходят туда, потому что не знают, с какой стороны к компьютеру подойти.

— Часто ли дети пишут во «Вконтакте» вещи, которые Вас шокируют?

— Бывает.

— Как Вы на это реагируете?

— Стараюсь с ребенком поговорить индивидуально. Многие дети еще не понимают, кем они хотят быть. Я знаю, что есть контролирующие органы, которые при поступлении на определенные факультеты и на определенную работу проводят полную проверку. Мы знаем, что страницы в соцсетях проверяются. Я к тому, что дети не понимают, какая серьезность есть в выкидывании в соцсеть, например, фотографий с бутылками. А еще статусы матершинные… Ребенок пишет такой статус, чтобы на него обратили внимание. Родители этих детей заняты, им ничего не надо, они не интересуются жизнью своего ребенка.

— То есть родителям надо всего лишь больше общаться с детьми?

— Я всегда говорю родителям на родительском собрании: «Да, вы заняты. У вас бизнес, много работы. Но уделите полчаса времени с ребенком поговорить, пообщаться!» Есть живые примеры, когда старшеклассники приходили ко мне и всю вторую смену сидели, говоря: «Можно я посижу? Меня не ждут дома». Дети уходят в такие глубины, из которых мы их потом вытаскиваем: из подъездов, где они «Ягуарчики» пьют, и «ляпки» («ляпка» — маленький расплющенный кусочек гашиша — Properm.ru) у них на зажигалках. Я молодой специалист, в школе работаю четвертый год, но все эти вещи уже знаю. Страшно то, что наши дети лишаются общения или общаются с родителями через «аську», а потом, выходя со школы, строят отношения с людьми своего же пола.

— Есть даже такие примеры?

— Есть. Парни живут с парнями, девушки — с девушками. А все начинается c того, что люди просто не могут общаться вживую. Люди говорить-то разучились! А когда у меня приходит шестой или пятый класс, я понимаю, что дети не умеют читать. Мы читаем по слогам, и это страшно. Я, конечно, понимаю, что по новым стандартам мы сейчас будем воспитывать работяг… Мы должны понимать, к чему это ведет — к безграмотности населения.

— Через несколько лет в России планируют отменить обучение во вторую смену. На ваш взгляд, какие последствия это может повлечь?

— Наверное, школ больше построят?… Иначе, детей просто некуда будет посадить. Представьте, у нас в школе 1500 учеников, нет классов. Хотя я бы с удовольствием работала в первую смену, а во вторую смену проверяла тетрадки, работы.

— Сегодня не редкость, когда родитель говорит ребенку: «Закончишь четверть без троек, купим тебе «Айфон». Как Вы к этому относитесь?

— Я знаю пример в шестом классе, когда родитель обещает 5–10 тыс. ребенку, если он хорошо закончит четверть. Это работает, хотя есть и те, кто уже «зажрался», их эти деньги никак не мотивируют. Смысл в чем? Мы «покупаем» детей, а дети потом учатся точно так же всё покупать в своей жизни. Почему родители не мотивируют детей таким образом: получая достойное образование, ты поступаешь в лучшие вузы Перми, страны, мира? У ребенка будет мотивация тогда, когда родители будут ими интересоваться. Ко мне однажды пришла 11-классница и сказала: «Можно я просто с вами поговорю?» Девушка из обеспеченной семьи, у которой есть всё.

— С прошлого года в Перми все дома закрепили за конкретными учебными учреждениями. Пермяки возмутились тем, что к ряду «элитных» школ было прикреплено гораздо меньше домов. Как Вы это прокомментируете?

— Отвечу с позиции учителя. Не секрет для пермяков, сколько стоит попасть в некоторые учебные заведения. Если родитель хочет, чтобы его ребенок учился в определенной школе — это либо связи, либо деньги. Места бронируются заранее. Есть люди, которые уже бронируют себе место, как только ребенок рождается, я знаю такие случаи. Мы с вами не дураки и понимаем, как это делается.

— В прошлом году губернатор Пермского края Виктор Басаргин заявил, что зарплаты бюджетников в Перми достигли уровня средней зарплаты по региону. Вы это на себе ощутили?

— Летом зарплату поднимали, на 6% обещали поднять в январе. Но я убеждена, что учитель должен вести не 40 часов, а 18. И за 18 часов получать достойную зарплату. Плюс, если учитель желает, работает, то он получает стимулирующие

— Как Вы относитесь к «закону Димы Яковлева», запрещающему американским семьям усыновлять детей из России?

— Моя личная позиция: наши дети не должны воспитываться в Америке. Надо создать в государстве такие условия, чтобы наши граждане росли в России. С другой стороны, если ребенка готовы взять, воспитать и дать ему образование, надо порадоваться за такого человека. Это такой двоякий вопрос.

"