Posted 21 марта 2013,, 03:15

Published 21 марта 2013,, 03:15

Modified 2 марта 2023,, 16:37

Updated 2 марта 2023,, 16:37

Игорь Аверкиев: Скульпторам сказали: «Начнете «гнать волну» — вообще ничего не получите»

21 марта 2013, 03:15
Пермский правозащитник считает, что городской департамент культуры и Агентство социокультурных проектов в сегодняшнем составе не способны достойно и качественно реализовывать сложные городские проекты.

Эксперт Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев высказал свое мнение о скандале, сложившемся вокруг демонтированного в конце февраля ледового городка на эспланаде. Напомним, скульпторы, рабочие и поставщики льда до сих пор не получили большую часть причитающихся им денег, которые «зависли» между заказчиком и подрядчиком.

Properm.ru публикует статью Игоря Аверкиева «Ледяная Голландия» как начало системного кризиса в «пермском культурном менеджменте» с сокращениями.

«Тотальное финансовое и логистическое неблагополучие проекта для непосредственных участников стало очевидным с самого его начала — ещё в начале декабря, когда со всей страны в Пермь съехались лучшие мастера ледовой скульптуры. <...>

6 декабря несколько десятков скульпторов пришли на пермскую эспланаду создавать «Ледяную Голландию», но ближайшие две недели нормально работать им так и не пришлось. Из-за некачественного льда на несколько дней прекратилась его поставка. Вместо десятка кранов, необходимых для обслуживания шести скульпторских бригад, на площадке было всего два. В первую неделю на строительстве «ледового города» просто не было воды (муниципалитет с подрядчиком всё не могли организовать подключение к местному гидранту) — скульпторы бегали с вёдрами и кастрюлями за водой в соседнюю блинную. Скульпторам не был выплачен обещанный аванс (оправдываясь, представители мэрии почему-то посчитали аванс какой-то прихотью, почти роскошью). Сроки катастрофически срывались (для оправдания задержки и «отвода глаз» чиновники мэрии придумали сказку о плохих погодных условиях). Весь декабрь каждую копейку скульпторам и другим исполнителям приходилось выбивать скандалами, протестами, забастовками. Причём денег не хватало не только на зарплату, но и на доставку льда, аренду техники и многое другое. Потом начался аврал, со всеми его побочными эффектами.

Но на публику свои проблемы творческие люди не выносили, поскольку, с одной стороны, самые разнообразные начальники им каждый день что-то обещали и иногда какие-то крохи выплачивали, а, с другой стороны, постоянно предупреждали: начнёте «гнать волну» — вообще ничего не получите. С пермскими скульпторами — всё ещё проще: срабатывало сакраментальное: «нам здесь жить», в том смысле, что муниципалитет — один из основных заказчиков для пермского художественного люда. Все терпели.

Но ничьё терпение не вечно. Неделю назад невидимые дамбы «Ледяной Голландии», наконец, прорвало. Терпение художников лопнуло — они стали говорить. Если бы они сделали это ещё в декабре, проблем и издержек было бы гораздо меньше.

Странная проверка городской Контрольно-счётной палаты «выявила недостачу» одной ледяной «Мельницы», одного снежного «Уха», вместо 22 горок на объекте «Пристань» — всего 8; не вращающиеся «карусели»; не установлено 70 урн. Но КСП так и не смогла выявить, откуда взялась эта «недостача». А надо-то было всего лишь спросить у заказчика и подрядчика.

Как я понял, почти все эти отклонения от первоначального проекта согласовали между собой Агентство социокультурных проектов и ООО «Практика» ещё в самом начале возведения «Голландии». <...>

Плохо было другое: начальники из Агентства социокультурных проектов и ООО «Практики» не удосужились или не додумались официально оформить эти свои изменения в проекте — за что и должны быть наказаны. Но, так или иначе, все эти изменения открыто обсуждались со основными участниками проекта. Однако легкомысленное неоформление заказчиком и подрядчиком в общем-то обычных для таких больших и сложных творческих проектов корректировок с подачи КСП превратилось в почти классическое мошенничество.

Что касается «сэкономленных» средств, то, как я понял, они пошли на эту самую внеплановую, но эффектную подсветку и прочие непредвиденные расходы. Хотя, всё, конечно, может быть… вот тут бы Контрольно-счётной палате и проявить свои счетоводческие способности: соотнести возникшую экономию со стоимостью незапланированных дополнительных работ, но муниципальные контролёры, похоже, ищут злоупотребления только «под фонарём».<...>

Зато именно после этой проверки у пермской администрации появились уже вполне законные основания для прекращения выплат по контракту на неопределённый срок. До проверки КСП муниципалитет срывал платежи просто «по обычаю». <...>

Общаясь с чиновниками и исполнителями проекта, я понял, что среди всех, кто крутится с обеих сторон вокруг пермских бюджетных подрядов, существует негласная установка: если ты получил подряд от государства или муниципалитета, то должен все работы произвести на свои деньги, а потом, когда-нибудь, получишь положенные бюджетные средства, причём, скорость их получения напрямую зависит от твоего упорства, связей и бесконечно толерантного отношения к «бюджетодателю». Но в случае с ООО «Практика» что-то не сработало. То ли эта дочерняя структура «Пермской ярмарки» действительно случайно выиграла этот подряд и оказалась не готова полностью профинансировать возведение «Ледяной Голландии» из собственных средств, то ли решила «встать на принцип» и требовать от муниципалитета положенных выплат, может быть, ещё что-то – не знаю. Но, в любом случае, жлобский принцип пермских властей «всё делаешь за свои, а потом получаешь наши» - был нарушен и всё пошло не так. <...>

Ситуация вокруг уже демонтированной «Ледяной Голландии» — это административно-финансовый хаос, а попросту — чиновническо-бизнесовый бардак, произведённый совместными усилиями городского департамента культуры, Агентства социокультурных проектов и ООО «Агентство стратегических коммуникаций «Практика».

Городской департамент культуры и Агентство социокультурных проектов в сегодняшнем составе неспособны достойно и качественно реализовывать сложные городские проекты. В их деятельности чрезмерно высоки управленческие, социальные и моральные издержки. В случае с «Ледяной Голландией» их действия привели к материальному и моральному ущербу для людей, сотрудничающих с пермским муниципалитетом и к репутационному ущербу для города и городских властей. <...>

Если в деятельности подразделений и учреждений, отвечающих в Перми за реализацию масштабных культурных проектов, ничего кардинально не изменится — то количество различных издержек и всевозможных провалов будет только нарастать, а «Ледяная Голландия» может оказаться последним масштабным общегородским культурным проектом или первым в череде всё более никуда не годных».

"