Posted 18 июля 2013,, 05:40

Published 18 июля 2013,, 05:40

Modified 2 марта 2023,, 17:49

Updated 2 марта 2023,, 17:49

Игорь Аверкиев после суда: Что тут сказать? Это почти невероятно!

18 июля 2013, 05:40
«Мы, конечно, надеялись, что такое может случиться, но не верили, что такое может случиться на самом деле» — прокомментировал правозащитник решение мирового суда отказать прокуратуре в требовании оштрафовать НКО на 400 тыс. рублей.

На своей странице в Facebook правозащитник Игорь Аверкиев опубликовал пост, в котором выразил восхищение действиями судьи, рассматривавшей дела пермских НКО. Публикуем без сокращений.

Сегодня мировой судья 21-го судебного участка города Перми Марина Якутова отказала Прокуратуре Пермского края в требовании оштрафовать Пермскую гражданскую палату и Центр «ГРАНИ», на 400 тысяч рублей каждую организацию, за их нежелание добровольно зарегистрироваться «иностранными агентами». Судья посчитала что в деятельности обеих организаций отсутствует состав соответствующего правонарушения. Попросту говоря, судья не посчитала наши организации «иностранными агентами».

Что тут сказать? Это почти невероятно!

Мы, конечно, надеялись, что такое может случиться, но не верили, что такое может случиться на самом деле.

На самом деле, нам просто повезло: и с настоящим судом, и с нашими замечательными юристами. А прокурорам очень не повезло с «Законом об иностранных агентах». Нормальным юристам-профессионалам очень трудно опираться на такой дурацкий закон, в котором квалифицированные правовые нормы подменяются политическими хотелками, а бедным прокурорам, в результате, чтобы хоть как-то выкрутиться и защитить неразумного законодателя, приходится выступать в несвойственной им роли политологов, философов и даже лингвистов (никаким экспертизам, как выяснилось, наши прокуроры не доверяют — всё сами).

Герои дня: Сергей Трутнев — юрист Пермского регионального правозащитного центра и Диана Сорк наш старый общий товарищ и партнёр, руководитель московской коллегии адвокатов «Сила права». Готовил обе организации к процессам ведущий пермский «гражданский юрист» и председатель Пермской гражданской палаты Сергей Максимов. На суде Центра «ГРАНИ» очень ярко и тонко оппонировал прокурорам Константин Сулимов, известный пермский политический философ и по совместительству заместитель директора Центра «ГРАНИ», на суде он официально представлял организацию.

Но главный герой — конечно, судья. Я знаю лишь, что Марина Якутова совсем недавно назначена на эту должность и вроде бы переведена в Пермь из одного из районных судов края. Ей было очень трудно. Гражданские юристы и государственные прокуроры бились перед ней всерьёз, воочию не за страх, а за совесть. Все понимали: на кону не судьба конкретных общественных организаций, а судьба двух драматически разных взглядов на роль права в государстве. Это была битва профессионалов, по человечески и местами — очень красивая битва. Но главное — суд был настоящим, а решение было правовым, не политическим.

Мой давний «личный преследователь», заводящий против меня и Пермской гражданской палаты, в том или ином виде, уже третье дело — помощник краевого прокурора Виктор Бевх — время от времени был просто великолепен. Видели когда-нибудь прокурора с гражданской позицией? Не чиновника, не служаку, а человека бьющегося за собственное понимание общественной пользы? Бевх был именно таким на этом суде. Его с Константином Сулимовым дискуссия о правовой сути политической деятельности была именно дискуссией о сути, а не банальным судебным обменом риторических хитростей на юридические тонкости. Мне чуждо многое в представлениях о жизни и власти этого прокурора, почти всё, но я понимаю, что он не злодей и не пройдоха, и это для меня важно. Его искренность и вера в правоту своего дела не могут не вызывать уважение.

Завтра такой же суд с теми же судьёй, прокурорами и защитником (Сергеем Трутневым) состоится и в отношении Пермского регионального правозащитного центра. Не хотел бы я быть на месте судьи в этом процессе. На весах правосудия оказалось само Право и «катастрофа серии», и всё это в обжигающей политической атмосфере.

И, конечно, всё ещё только начинается. Прокуроры принесут протест на решение судьи. Дело будет рассматривать районный суд. Есть возможности и для других обжалований, и для возбуждения новых проверок и новых административных и уголовных дел в отношении наших организаций. «Закон об иностранных агентах» хоть и глупый, но политической воли по его поводу — выше крыши. Чего точно на сегодня добились наши законодатели и прокуроры так это частичной дезорганизации деятельности наших организаций — уж очень много сил и времени уходит на самооборону.

Один журналист спросил: такое решение суда — это всё тот же «пермский феномен» или показатель нового общероссийского тренда. Думаю, «феномена» больше, чем «тренда». А если точнее, но мудрёнее, то решение суда — это очередная случайность, в которой проявился «пермский феномен». Или сугубо пермская случайность, которая имеет небольшой шанс стать общероссийским трендом, но не по доброй воле государства — она вторична, а в связи со сменой неуловимых общественных настроений. Но речь только о шансе.

Напомним, согласно закону, российские организации, получающие финансовую поддержку из-за рубежа, именуются «иностранными агентами». Пермская гражданская палата, как и три другие пермские НКО, в ответ на представление прокуратуры отказалась регистрироваться в данном качестве.

"