Posted 18 ноября 2013,, 02:00

Published 18 ноября 2013,, 02:00

Modified 2 марта 2023,, 17:22

Updated 2 марта 2023,, 17:22

Наши там: В бананово-лимонной Малайзии

18 ноября 2013, 02:00
Алексей Лучников
«Когда я закончила универ, стало ясно: где бы я ни работала, денег хватит только на еду и на кварплату. Об отпуске за границей приходилось мечтать». Через год Оля отправилась в путешествие до Китая-Лаоса-Тайланда-Камбоджи-Вьетнама и поселилась в Малайзии.
Сюжет
Наши там

В спецпроекте «Наши там» мы разбираемся, почему пермяки уезжают жить в другие страны, и что они там находят. На этот раз посмотрим, чем привлекательна Малайзия.

С Олей Никоновой мы встретились у «политеха». Вопрос «Где мы можем посидеть с годовалым ребенком?» поставил меня в тупик. Все детские кафе были за гранью пешеходной доступности, мы отправились в первое попавшееся заведение — «Шоколадницу».

Трудности начались с порога — короткой лестницы с высокими ступеньками, через которые не перебраться маме с коляской. Перетащили ее на руках. Следующий этап полосы препятствий — узкие двери, одна из створок которых открывается наружу, а другая вовнутрь. Разойтись в такой тесноте с группой покидающих кофейню посетителей оказалось непросто. Преодолев и это, мы столкнулись со второй лестницей, еще выше первой…

«Не очень бэби-френдли» — устало резюмировала Оля. Мы снова подняли коляску и перетащили ее через лестницу.

— Я всегда мечтала много путешествовать и увидеть мир, — начала свой рассказ Оля. — Пермь, конечно, мой любимый, но далеко не самый лучший город на земле. О том, как легко можно путешествовать практически без затрат я узнала от известного писателя-автостопщика Антона Кротова, который приезжал к нам в госуниверситет, я тогда училась на 2-м курсе.

Когда я закончила универ и начала работать, стало понятно: что бы я ни делала, денег хватает только на еду и на кварплату, даже об отпуске за границей приходилось только мечтать, не говоря уже о кругосветном путешествии. Но пообщавшись с матерыми путешественниками-автостопщиками, начитавшись правильных книжек и форумов, я решилась начать свое путешествие по Азии. Пожив до этого полгода в Германии, я поняла, что Европа точно не для меня.

Я уволилась с неплохой работы. По моим подсчетам, одной моей зарплаты в 700 долларов должно было хватить на полгода в Азии. Туристической экипировки у меня не было никакой почти. Я кинула клич в интернете, и в течении недели мои друзья-приятели подарили мне рюкзак, пенку, фотоапарат, и т.п. С двумя знакомыми девочками мы запланировали экспедицию на полгода по маршруту Китай-Непал-Индия.

До Китая доехали на поезде. В Пекине я поняла: «третий лишний», а путешествовать одной гораздо интереснее и продуктивнее. Поменяла маршрут, поехала в Лаос-Тайланд-Камбоджу-Вьетнам-Малайзию. Малайзия показалась мне страной моей мечты, и за неделю до возвращения в РФ я встретила в Куала Лумпуре своего будущего мужа доктора Вана.

— Расскажи, как ты путешествовала?

— Денег хватило на все, еда в Азии стоит копейки, если не излишествовать, конечно. Передвигалась бесплатно — автостопом, иногда зайцем в поездах. Ночевала тоже бесплатно — останавливалась в храмах, церквях, иногда ночевала на вокзалах и в полицейских участках, пару раз спала под открытым небом в москитной палатке, чаще всего — у добрых людей, которых находила через сайты гостеприимств, их несколько — couchsurfing.org, hospitalityclub.org, bewelcome.org, и подобные.

Каждый может зарегистрироваться и стать частью сообщества. В Пекине жила у французского бизнесмена, в другой провинции — у итальянского антрополога, еще в семье китайского журналиста. В Лаосе — у учителя английского, и у министра. В Тайланде несколько дней гостила у американского профессора, потом у тайского фотографа, еще у джазового музыканта на вилле у моря. В крупных городах всегда есть из кого выбрать — я старалась останавливаться у людей творческих профессий.

Множество всяких чудес постоянно случались со мной в пути. Например, когда я доехала до Бангкока, мне захотелось остаться в этом городе. Я сидела в «маке», пила гадкий дешевый кофе и молилась о том, чтобы найти здесь работу. Потом вышла на улицу, и минут через 20 случайно встретила мистера из министерства по туризму этой страны. Слово за слово, я объяснила, что очень полюбила столицу Тайланда, и ищу здесь работу. Он пригласил меня в офис неподалеку. Я посмотрела журналы по туризму и поняла — я нашла то, что нужно. Так я получила приглашение на работу менеджером по туризму с зарплатой 5 тыс. долларов в месяц.

За полгода путешествий я много чему научилась, том числе выучила английский язык наконец-то. (В школе и универе учила немецкий).

— На английский сможешь перейти?

— Да. Every day we speak English with my husband. And Zahar understand English. He understands three languages: Malay, English and Russian. I speak in English every day, in Malaysia everyone speaks English, even small children.

В Малайзии я нашла хорошую работу также легко, как и в Бангкоке, на второй день поисков. Через полгода работы гидом набралась опыта и поняла, что надо работать на себя. В России нелегко открыть свой бизнес из-за налогов и бюрократии. В Малайзии проще, и сейчас у меня в Куала-Лумпуре небольшая фирма, я занимаюсь консалтингом, переводами, работаю с русскоговорящими туристами. Русский гид дороже английского раз в пять, Малайзия — бывшая британская колония, англоговорящих тут хватает.

— Где живете?

— В пятикомнатной квартире, которую мужу выделил его госпиталь, и разом можем принимать человек 15 гостей. Ежедневно у нас 5–10 гостей из разных стран. За два года в нашем доме побывало больше 400 человек, это все совершенно разные люди, которые путешествуют по свету, от студентов до знаменитостей.

Например, у нас несколько раз останавливался вышеупомянутый Антон Кротов, основатель школы автостопа и «Академии Вольных Путешествий», еще гостил журналист-путешественник Григорий Кубатьян, который пишет для журналов «Эхо Планеты» и «Geo», писатель Владимир Несин, который преодолел 70 тысяч километров босиком по дорогам пятидесяти стран мира, иранский режиссер Эхсан… полное имя его я сейчас не вспомню, многочисленные тревел-фотографы, актеры, художники, доктора, айтишники, простые студенты. Это не просто бесплатный ночлег, это еще культурный обмен.

Иногда работаю переводчиком, езжу с русскими бизнесменами по малайским заводам по производству латексных перчаток, пальмого масла, мебели и т.п. Работаю полгода, с октября по март, потом появляется много времени на путешествия и другие проекты. В следующем году едем с мамой и сыном в Восточную Европу впервые. Потом в Австралию и Новую Зеландию — там, кстати, четыре сезона с полноценной снежной зимой, и даже березки растут.

— Почему ты уехала из Перми?

— Каждый ищет свое место на земле. Пермь мне очень дорога — здесь я училась, влюблялась, формировалась как личность. Здесь живут почти все мои друзья. С другой стороны, Пермь — очень суровый город, здесь хватает разных гопников и упырей, несколько раз нападали на меня и моих друзей. В том числе и поэтому некоторые мои пермские товарищи переехали в Питер и в Москву. Очень непросто здесь заводить и растить детей. В РФ меня по-прежнему пугает зомбоящик, Путин, и его полицейское государство.

В Малайзии процент тяжких преступлений довольно низок, думаю, это связанно с большой религиозностью людей. Каких только религий здесь нет — ислам, буддизм, индуизм, сикхизм, христианство, — трудно встретить атеиста, честное слово. Поскольку в Малайзии большинство составляют мусульмане, там очень дорогой алкоголь, дороже, чем в Европе, и искать его надо в специальных магазинах в туристических районах. Например, мой муж-мусульманин ни разу в жизни не пробовал спиртного.

— Сколько у вас стоит бутылка пива?

— Самая дешевая не меньше 100 рублей. «Monkey juice» — так называют малайцы алкоголь. На улицах нет пьяных и наркоманов, за наркотики здесь смертная казнь, я себя чувствую довольно безопасно в Куала-Лумпуре. Это восьмимиллионный мегаполис, но по характеру он как большая деревня. Здесь по-прежнему культ белого человека, с колониальных времен, видимо. Все хотят с тобой дружить, многие просят разрешение сфотографироваться. Если, например, заблудишься, местные обязательно проводят, и даже подвезут куда надо. Меня восхищает это бескорыстие и готовность всегда прийти на помощь друг другу. В целом малайцы напоминают мне детей — наивностью и добротой.

В Малайзии я неожиданно для себя реализовалась как предприниматель, хотя мне никогда особо не был интересен бизнес.

Чтобы выйти замуж за любимого, мне пришлось официально принять ислам, таков закон страны. Он, к слову, противоречит Корану. Я соблюдаю Рамадан, скромно одеваюсь. Не молюсь пять раз в день, хотя хотелось бы. Чем чаще человек обращается к Высшим сферам, тем гармоничнее он живет. Для меня все религии по-своему хороши, я не хочу выбирать одну. Можно сказать, что я религиозная проститутка (смеется), я верю в реинкарнацию, мне нравятся медитация и йога, Хари Кришна Хари Рама, из молитв знаю только «Отче наш». У Ляписа есть песня отличная «Я верю» — про меня. Мусульмане мне близки культом семьи, детей, уважением старших, стремлением жить здесь и сейчас.

В Малайзии ты запросто можешь увидеть рядом полураздетых по последней моде китайцев и европейцев, и полностью закрытых паранджой арабских женщин. Это соседство очень органичное, все смешалось в азиатской америке.

У меня есть 3 знакомые русские девушки в Куала Лумупре. Они все замужем за одним пакистанцем. Хотя полигамию практикуют всего 2% мусульман. И за все годы я встретила только одного малайца, который взял вторую жену, да и то по причине болезни первой.

— Счастливы в браке девушки из гарема?

— Думаю, да. Это трудно понять, они поразили мое воображение. Во-первых, двух из них этот пакистанец привел в ислам. Раньше это были обычные москвички, носили миниюбки, пили, курили. Сейчас они 5 раз в день молятся, и даже дружно живут друг с другом. Понятно, что надо быть очень небедным, чтоб содержать 3–4 жен.

— Как у вас складывается ситуация с социальными службами?

— Все в порядке. В детские сады тут хоть с рождения отправляй, ясли с 2-х месяцев, нет очередей. Судебная, образовательная системы британские. Бензин дешевле почти в 2 раза, чем в РФ. Дороги «суперхайвэй», не хуже, чем в Германии. От Тайланда до Сингапура можно всю Малайзию проехать за 10 часов. Здравоохранение бесплатно для граждан. Коммунальные услуги очень дешевы.

Малазиец, как правило, выходит на пенсию с приличным счетом в банке. В России многие, достигнув пенсионного возраста, быстро умирают, и их накопления «испаряются», а в Малайзии пенсионные деньги в таком случае достаются родственникам. Т.е. ты сам распоряжаешься своими накоплениями. Сравни с месячными выплатами в России.

— Не хватает капли дегтя.

— Здесь круглый год лето, мне это не очень нравится. Теряется ощущение времени абсолютно. Без российских опознавательных знаков типа снега зимой или дождя осенью в Малайзии можно легко перепутать январь и сентябрь. За снегом мы в Россию приезжаем.

В Малайзии мне не получить гражданство, так как двойное запрещено законом. Да мне и с русским неплохо. У меня социальная виза жены на 5 лет, на весь срок действия паспорта. Потом вступает принцип резидентства, там уже права почти как у гражданина. Зато загранпаспорт в Малайзии делают за 1 час. Раньше делали месяц, потом неделю, потом сутки, а сейчас решили — зачем заставлять ждать целый день, сделаем за час. Бюрократии и коррупции значительно меньше, чем в России. Абсолютно за все счета и штрафы можно заплатить онлайн без всякой нервотрепки и очередей.

Гастрономически к Малайзии я привыкла быстро, наверное потому, что я люблю все острое. В Куала Лумпуре можно найти кухни всех народов мира, здесь есть даже русский ресторан «Самовар». Правда, иногда скучаю по гречке, кефиру, творогу, сыру, по маминой стряпне, конечно.

— В еде что малайцу хорошо, то русскому смерть?

— Для большинства туристов — да — слишком остро и жирно. Я научилась готовить местную кухню, знаю много блюд из риса. Поскольку я вегетарианка, то ем много свежих овощей и фруктов.

Я безумно люблю азиатские народы и их культуры. В Малайзии толерантность — основа всего, это такая смесь разных рас, цветов кожи, религий, и все друг друга любят, уважают. У нас нет в метро наклеек «е***шь кавказцев!», и гастарбайтеры там не виноваты во всех смертных грехах.

Во мне нет квасного патриотизма в стиле «ты здесь родился, значит надо здесь жить». Сейчас я здесь жить не смогу, наверное. Гостем в России быть хорошо, но я уже нашла страну своей мечты.

Хотя Родина есть Родина, конечно. Когда меня накрывает эмигрантская тоска, я перечитываю русскую классику, звоню друзьям. Обязательно бываю в России раз в год. В Куала-Лумпуре более 15 тысяч русскоговорящих, у нас даже целый форум есть «Русские в Малайзии». Есть Центр науки и культуры при посольстве, с библиотекой и фильмотекой. Там мы празднуем 9 мая, и другие русские праздники, частенько собираемся вместе, читаем стихи, поем песни. Недавно праздновали день рождения Маяковского, потом Есенина — устраивали поэтические вечера.

— Сколько у вашей семьи ежемесячный бюджет?

— Муж-доктор получает около 2 тыс. долларов. Я, наверное, больше зарабатываю. Главное, это его не смущает. Наоборот, он мной гордится, всегда дает полезные советы в важных вопросах.

— На что тратите деньги?

— На все по немногу. На путешествия. Хотя мы путешествуем очень бюджетно, по-бэкпекерски. У нас есть крупнейший Low Cost в Малайзии — авиаперевозчик аиразия (airasia). До Пекина или Австралии можно долететь всего за 100 долларов.

На еду тратим мало, очень дешево есть в местных ресторанчиках.

Недавно купили пятикомнатную квартиру на 17-м этаже, с огромным балконом, с парковкой, бассейном, и другой инфраструктурой. Взяли в кредит под 4%, сейчас расплачиваемся. Пророк Мухаммед говорил, что ростовщичество — грех, поэтому здесь исламик банкинг, и очень маленькие проценты.

— Как дела с бизнесом?

— Конкуренция растет. Это стимул улучшать ценовую политику и качество услуг.

Мне не очень интересно просто зарабатывать деньги. Я хочу большую часть времени заниматься благотворительностью.

— Какие выводы ты для себя сделала за последний год?

— Мир становится более глобальным. Мы хотели съездить в Сирию, но там все разбомбили, много беженцев даже в КЛ.

У нас в Малайзии официантка понянчилась бы с ребенком, пока родители едят. Здесь, конечно, нет такого сервиса.

— Дай пять советов начинающим путешественникам.

— Для того, чтобы эффективно путешествовать, хорошо бы выучить несколько слов на языке страны, в которую ты собрался. Как я уже говорила, найти друзей и ночлег можно на сайтах каучсерфинг, хоспиталити клаб (бесплатные гостевые сети, альтернатива отелям — Properm.ru).

Важно быть хорошим гостем. Это умение состоит из мелочей, от покупки печенья к чаю, до помощи по дому хозяевам — подмести, вымыть посуду. Перед тем как ехать в другую страну, надо почитать об ее истории, культуре, составить карту мест, которые надо посетить, наметить план, чем там заняться.

От путешествий некоторых часто останавливает страх, что ограбят, побьют, произойдет что-то нехорошее. Я много где была, но более опасной страны, чем Россия, я еще не посещала. Когда я приезжаю сюда со своим мужем, я переживаю за него, никогда не оставляю одного. У него другой цвет кожи (шоколадный), азиатские глаза, боюсь, его менты загребут, и потом не найдешь. Он не говорит по-русски, поэтому совсем беспомощный. У меня много друзей-иностранцев, которые путешествовали по России, и рассказывали, как это сложно.

Еще русско-английский разговорник существенно экономит деньги и снижает барьеры. Но главное — не бояться ничего, быть собранным и в меру осторожным. И конечно, жду всех пермяков в гости в Малайзию!

Более детально обсудить с Ольгой преимущества или недостатки Малайзии можно через блог.

"