Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Без здания, но с концепцией: Пермская галерея готовится к рывку

25 февраля 2014, 20:30

Без здания, но с концепцией: Пермская галерея готовится к рывку
Фото: Кирилл Козлов
Самый «брендовый» музей Перми представил концепцию развития до 2020 года. Директор галереи Юлия Тавризян уверена, что документ должен послужить базой для будущего архитектурного проекта здания ПГХГ.

25 февраля в здании Спасо-Преображенского собора была представлена Концепция развития Пермской государственной художественной галереи до 2020 года. Основная идея Концепции — стратегия открытости, которая подразумевает движение навстречу зрителю. Решать эти задачи предлагается несколькими способами: развитием музейной инфраструктуры, частой сменой экспозиции, а также созданием такой философии музея, при которой посетители рассматриваются как его партнеры.

Юлия Тавризян, директор Пермской галереи:

Нам кажется, что именно Концепция развития галереи должна служить базой для архитектурного проекта, который будет предназначен для пермской галереи, и работа над которым необходима сейчас в связи с завершением срока договора с Пермской Епархией Русской православной церкви.

В разработке концепции принимали участие действующий директор ПГХГ Юлия Тавризян, экс-директор Надежда Беляева, искусствовед Наталия Толстая, эксперт творческой группы «Музейные решения» Наталья Копелянская, писательница Линор Горалик.

Реализация концепции разбита на три этапа. Первый этап (2014–2016 гг.) предусматривает выбор проекта и строительство нового здания галереи, подготовку музейного фонда к переезду в новое здание. Второй этап (2016–2018 гг.) — переезд галереи, создание новой экспозиции, внедрение новых образовательных и информационных технологий в музейную деятельность. Наконец, на третьем этапе (2018–2020 гг.) планируется запуск полномасштабной деятельности галереи, «создание прецедента в России в области инновации музейной деятельности».

Главный постулат Концепции развития галереи до 2020 года — максимальная открытость музея.

Авторы документа подчеркивают, что для успешного развития галереи учреждению необходимо не менее 15 тысяч квадратных метров полезной площади и 20 тысяч квадратных метров общей площади. На сегодняшний день общая площадь помещений Спасо-Преображенского собора, где размещена галерея, составляет всего 3,5 тысяч квадратных метров.

Для успешного развития галерее необходимо здание общей площадью не менее 20 тысяч квадратных метров.

Бывший директор, а ныне президент галереи Надежда Беляева напомнила, что вопрос расширения площади под коллекцию ПГХГ впервые поднимался еще в конце 70-х годов при первом секретаре Пермского обкома КПСС Борисе Коноплеве.

Надежда Беляева, президент Пермской галереи:

Могу сказать, что сегодня те предложения, которые существуют на места галереи, были все предложены нами в свое время. Я не увидела ни одного места, которое не было предложено ранее. Много было вариантов, но, наконец, мы сегодня находимся на том старте, который долгое-долгое время был отложен. Мы совершенно уверены, что нам придется рвануть в то будущее, которое мы сегодня желаем видеть.

По словам искусствоведа Наталии Толстой, принимавшей участие в разработки концепции, центром новой коллекции галереи станет, как и прежде, экспозиция пермской деревянной скульптуры.

Наталия Толстая, искусствовед, президент ПН «Агит»:

Пермская галерея — это один из немногих музеев России с такой полнотой коллекции. Здесь соединились Русский музей, Эрмитаж и, отчасти, Исторический музей. Потому что здесь есть и прекрасная коллекция русского искусства, и западноевропейского искусства, и нумизматика, прикладное искусство и даже египетская мумия. Сердцем этого является уникальная коллекция деревянных скульптур. Это тот козырь, который нужно использовать и соответствующим образом преподнести в новой экспозиции.

«Пермь заслуживает такого музея, которого в России нет. В этом смысле Пермь может стать первой ласточкой художественного музея нового типа, в котором эти пласты всемирного искусства, русского искусства и местного колорита соединены вместе», — считает Наталия Толстая.

Руководство галереи подсчитало примерные затраты на переезд коллекции и дальнейшее содержание учреждения.

Эксперт творческой группы «Музейные решения» Наталья Копелянская рассказала, что главной частью новой концепции является стратегия открытости, при которой посетители сами участвуют в формировании коллекций.

Наталья Копелянская, эксперт творческой группы «Музейные решения»:

Нам кажется что образ открытого музея, который является местом для обсуждения непростых идей, где ставятся неочевидные вопросы, где используются ресурсы традиционного и современного искусства — все это является важной частью будущей идеологии. Важной частью является и стратегия открытости. Посетители галереи, как нам представляется, становятся партнерами галереи, которые участвуют в интерпретации коллекции и создании выставок.

«В результате реализации концепции развития Пермской государственной художественной галереи должна появиться мощная и динамическая система хранения, собрания, изучения и показа музейных предметов, а сам музей может стать моделью для художественных музеев российских регионов», — говорится в тексте презентации Концепции.