Posted 25 февраля 2014,, 14:30

Published 25 февраля 2014,, 14:30

Modified 2 марта 2023,, 16:38

Updated 2 марта 2023,, 16:38

Без здания, но с концепцией: Пермская галерея готовится к рывку

Без здания, но с концепцией: Пермская галерея готовится к рывку

25 февраля 2014, 14:30
Фото: Кирилл Козлов
Самый «брендовый» музей Перми представил концепцию развития до 2020 года. Директор галереи Юлия Тавризян уверена, что документ должен послужить базой для будущего архитектурного проекта здания ПГХГ.
Сюжет
Галерея

25 февраля в здании Спасо-Преображенского собора была представлена Концепция развития Пермской государственной художественной галереи до 2020 года. Основная идея Концепции — стратегия открытости, которая подразумевает движение навстречу зрителю. Решать эти задачи предлагается несколькими способами: развитием музейной инфраструктуры, частой сменой экспозиции, а также созданием такой философии музея, при которой посетители рассматриваются как его партнеры.

Юлия Тавризян, директор Пермской галереи: Нам кажется, что именно Концепция развития галереи должна служить базой для архитектурного проекта, который будет предназначен для пермской галереи, и работа над которым необходима сейчас в связи с завершением срока договора с Пермской Епархией Русской православной церкви.

В разработке концепции принимали участие действующий директор ПГХГ Юлия Тавризян, экс-директор Надежда Беляева, искусствовед Наталия Толстая, эксперт творческой группы «Музейные решения» Наталья Копелянская, писательница Линор Горалик.

Реализация концепции разбита на три этапа. Первый этап (2014–2016 гг.) предусматривает выбор проекта и строительство нового здания галереи, подготовку музейного фонда к переезду в новое здание. Второй этап (2016–2018 гг.) — переезд галереи, создание новой экспозиции, внедрение новых образовательных и информационных технологий в музейную деятельность. Наконец, на третьем этапе (2018–2020 гг.) планируется запуск полномасштабной деятельности галереи, «создание прецедента в России в области инновации музейной деятельности».

Авторы документа подчеркивают, что для успешного развития галереи учреждению необходимо не менее 15 тысяч квадратных метров полезной площади и 20 тысяч квадратных метров общей площади. На сегодняшний день общая площадь помещений Спасо-Преображенского собора, где размещена галерея, составляет всего 3,5 тысяч квадратных метров.

Бывший директор, а ныне президент галереи Надежда Беляева напомнила, что вопрос расширения площади под коллекцию ПГХГ впервые поднимался еще в конце 70-х годов при первом секретаре Пермского обкома КПСС Борисе Коноплеве.

Надежда Беляева, президент Пермской галереи: Могу сказать, что сегодня те предложения, которые существуют на места галереи, были все предложены нами в свое время. Я не увидела ни одного места, которое не было предложено ранее. Много было вариантов, но, наконец, мы сегодня находимся на том старте, который долгое-долгое время был отложен. Мы совершенно уверены, что нам придется рвануть в то будущее, которое мы сегодня желаем видеть.

По словам искусствоведа Наталии Толстой, принимавшей участие в разработки концепции, центром новой коллекции галереи станет, как и прежде, экспозиция пермской деревянной скульптуры.

Наталия Толстая, искусствовед, президент ПН «Агит»: Пермская галерея — это один из немногих музеев России с такой полнотой коллекции. Здесь соединились Русский музей, Эрмитаж и, отчасти, Исторический музей. Потому что здесь есть и прекрасная коллекция русского искусства, и западноевропейского искусства, и нумизматика, прикладное искусство и даже египетская мумия. Сердцем этого является уникальная коллекция деревянных скульптур. Это тот козырь, который нужно использовать и соответствующим образом преподнести в новой экспозиции.

«Пермь заслуживает такого музея, которого в России нет. В этом смысле Пермь может стать первой ласточкой художественного музея нового типа, в котором эти пласты всемирного искусства, русского искусства и местного колорита соединены вместе», — считает Наталия Толстая.

Эксперт творческой группы «Музейные решения» Наталья Копелянская рассказала, что главной частью новой концепции является стратегия открытости, при которой посетители сами участвуют в формировании коллекций.

Наталья Копелянская, эксперт творческой группы «Музейные решения»: Нам кажется что образ открытого музея, который является местом для обсуждения непростых идей, где ставятся неочевидные вопросы, где используются ресурсы традиционного и современного искусства — все это является важной частью будущей идеологии. Важной частью является и стратегия открытости. Посетители галереи, как нам представляется, становятся партнерами галереи, которые участвуют в интерпретации коллекции и создании выставок.

«В результате реализации концепции развития Пермской государственной художественной галереи должна появиться мощная и динамическая система хранения, собрания, изучения и показа музейных предметов, а сам музей может стать моделью для художественных музеев российских регионов», — говорится в тексте презентации Концепции.

"