Posted 2 июня 2014,, 03:50

Published 2 июня 2014,, 03:50

Modified 2 марта 2023,, 17:53

Updated 2 марта 2023,, 17:53

«Белые ночи-2014», взгляд любителя: Никто не хотел удивлять

2 июня 2014, 03:50
Алексей Лучников
Юная девушка на высоких каблуках осторожно, как по тонкому льду, идет по неровно насыпанному щебню, который заменяет асфальтовую дорожку. Справа от нее музыкальный парк из причудливых деревянных инструментов, издающих забавные звуки. Слева большая куча щебня. Девушка гримасничает, но продолжает свой нелегкий путь. В Перми начались четвертые по счету «Белые ночи».

Так много было сказано о том, как изуродовали пермский фестиваль, что ругать его стало даже неловко. Переусердствуешь — вооружишь краевую власть аргументом «против» проведения фестиваля в 2015 году. Будешь сдержан в критике — решат, что проведение фестиваля на таком уровне в порядке вещей, и в 2015 году все повторится. Выход один — хвалить Марата Гельмана в надежде, что он вернется и все исправит, чур меня!

В этом году концепция фестиваля «Белые ночи» окончательно развалилась, так и не сложившись. В фестивале нет содержательного наполнения, связывавшего его с Пермью. Точнее так: Перми нечего предложить для подобных фестивалей. Обслуживающий персонал и артисты не в счет.

Пестрые вереницы одинаковых в любом городе сувениров-побрякушек, разномастные концерты и потрепанные аттракционы для детей кроме фона другой роли не играют. В этом плане фестиваль не изменился, ничего пермского здесь не появилось. Если не считать «кудымкарскую лавку», где на второй день фестиваля почему-то продают только Mirinda и 7up рядом с навеки остывшим самоваром.

Попытки объединить то, что представлено на территории городка бледно вспыхивают на бутафорских башенках питерского адмиралтейства, кремлевских звезд и Биг-Бэна. Встречаются они и в веревочных скульптурах. Но что все это значит, как называется, и для чего предназначено, непонятно.

Фестиваль перестал удивлять, окончательно превратившись в аналог сельской ярмарки, где все мотается по кругу. Здесь снова учат рисовать песком, катают на одряхлевшей лошади и продают яблоки в карамели. Где-нибудь в Техасе наверное проводят похожие ярмарки, в которых есть все понемногу отовсюду. С той разницей, что в Америке есть родео — шоу с полудикими быками и кровью, которое приковывает взгляды не только местных, но и туристов. В пермских «Белых ночах» не осталось ни «шоу», ни «крови», а значит и ехать на них издалека стало незачем.

Конечно, здесь по-прежнему есть на что посмотреть. Сапоги, соединенные с блок-флейтами, издают смешные звуки, если сжать их носки. Вместе с веревочными скульптурами они с легкостью собирают вокруг себя зевак. Но это исключение только подчеркивает правило — фестиваль потерял намечающиеся традиции и оригинальность.

Это произошло не сразу. Сначала было принято решение отменить концерт Эмира Кустурицы, потом разменять мексиканцев на Маликова и Глызина и уменьшить размеры скульптур. Причины спешного перекраивания фестиваля можно искать и в сокращении финансирования, и в преступно неторопливом обсуждении программы фестиваля, которая была утверждена в мае (!). Сути это не изменит. От «Белых ночей» осталась куча щебня да обрезки досок, которые бросаются в глаза как самим пермякам, так и редким заезжим туристам.

"