Posted 10 сентября 2020,, 10:10

Published 10 сентября 2020,, 10:10

Modified 2 марта 2023,, 15:43

Updated 2 марта 2023,, 15:43

«Спорт не должен застревать на одном месте». Интервью с заместителем гендиректора Федерации регби России

«Спорт не должен застревать на одном месте». Интервью с заместителем гендиректора Федерации регби России

10 сентября 2020, 10:10
Фото: Кирилл Козлов для Properm.ru
После пяти месяцев карантина спортивная жизнь возвращается в почти прежнюю колею. Некоторые спортивные федерации провели первые турниры, остальные сейчас активно готовятся к осенне-зимнему сезону. Команды по регби смогли не просто провести внутренний чемпионат, но и нарастить аудиторию, а так же воспользоваться в своих интересах условиями пандемии. О том, как это удалось, рассказал заместитель генерального директора – председателя правления Федерации регби России Павел Бугров.

— Недавно ваша коллега Юлия Лилеева участвовала в дискуссии на платформе «Спорт как бизнес» и рассказывала о том, как федерация перестроилась на время пандемии. Расскажите, что предприняли специалисты для эффективного выхода в онлайн?
— На самом деле мы очень быстро перестроились в онлайн формат. Благодаря пандемии мы нашли способы выхода на новую аудиторию. Все были закрыты дома, организации работали частично или не работали вовсе. Поэтому мы в онлайн ушли во множество коллабораций, к примеру с рестораном. Когда еще шеф-повара смогут вместе с нашими спортсменами приготовить что-то в онлайн формате? Они заранее связывались, проговаривали все детали того, как это будет происходить. Есть повара, которые очень узнаваемые люди и было важно, чтобы спортсмен ему подходил по мировоззрению, чтобы им комфортно было.

— Люди даже в онлайне должны друг другу подходить.
— Да, и соответственно, чтобы все это было интересно аудитории. Вот такой проект реализовали. Так же академия регби полностью перешла в онлайн. Более того, она даже проводила обучение в онлайн режиме для тренеров лицензии С, это детские и школьные тренера, задача которого прежде всего привлечь ребенка к занятию спортом. Они сделали открытую первую часть, теоретическую, к которой могли подключиться все желающие. В дальнейшем, когда все эти ограничения снимались, то все кто хотел получить сертификат могли пройти уже практическую часть в офлайне. Это если говорить про наши коммуникации.

Если говорить в целом о том, как пандемия повлияла, то конечно очень жалко, что у нас не состоялись некоторые соревнования. Турнир, который в прошлом году мы проводили впервые, это первенство Европы среди юниоров U18, где собираются будущие представители национальных сборных. Его мы проводили в Калининграде и сама Европа отметила, что это самое качественное проведение ежегодного первенства. Это был первый подход для нас, мы впервые работали в Калининграде, и это был первый стадион из наследия чемпионата мира по футболу, где установили регбийные ворота и проводили матчи. Мы думали, что в этом сезоне тоже сделаем отличное шоу, потому что уже появилась разведка на местности и аудитория уже немного познакомилась с этим видом спорта. Увы, не получилось, но мы думаем, что в следующем году нагоним, у нас есть еще два года на право проведения, однако я думаю, что и дальше нам будут предоставлять эту возможность. Калининград в этом плане, кстати, идеально подходит, потому, что там есть электронные визы, там есть недалеко международный аэропорт в Гданьске, куда очень удобно прибывать из всех городов Европы. А упрощенный визовый режим позволяет быстро провозить спортсменов через границу, плюс в Калининграде очень много спортивной инфраструктуры.


— Это негативный фактор, отмена турнира. Удалось ли получить какой-то позитивный фидбэк от пандемии?
— Что сыграло на руку. Когда ограничения начали ослабевать, мы сразу поняли, что сможем соблюдать требования, которые предъявляет Роспотребнадзор, обеспечить всех необходимыми тест-системами, защитной зеленой зоной. И вообще первыми этот разговор начали футболисты и без РФС нам бы свои соревнования проводить не разрешили. Они разработали регламент, на который мы во многом опирались, а со своим футбольным авторитетом они помогли и нам договориться проводить внутренний чемпионат даже при условии отсутствия зрителей. Мы попросили дать спортсменам возможность играть, так как им нужно поддерживать форму, а тренировки дома, это скорее фитнес, а не профессиональная тренировка. Было большое совещание с министерством спорта, Роспотребнадзором, МВД и другими структурами, которые ответственны за массовые спортивные мероприятия. Нам удалось стартануть со своим чемпионатом по регби раньше всех, даже день раньше, чем чемпионат России по футболу.

И если говорить о европейском континенте, по регби мы первыми стартанули с национальным турниром среди европейских федераций, то есть помимо нас играли только в Новой Зеландии. Соответственно, что произошло. На Матч ТВ очень много контента идет и все хотят попасть на главный спортивный канал страны, а тут сетка расчистилась и сам телеканал предложили транслировать чемпионат. Один матч в туре гарантированно на основном канале, все остальные матчи размещались на каналах холдинга. На основе календаря футболистов и коммерческих программ телеканала мы составляли свой календарь чемпионата, чтобы точно попасть в эфирные окна. Это было для нас историческое событие, наверное, впервые за десятилетия, когда главный спортивный телеканал страны показывал не международный турнир, а внутренний чемпионат. В этом конечно был большой положительный эффект, которого мы не добились бы без ограничений, связанных с пандемией. И сейчас, когда первые шаги уже сделаны, нам дальше двигаться гораздо проще, уже сейчас мы обсуждаем с телеканалом права на трансляции на следующий сезон, идем на опережение.

В идеале, для того, чтобы придти и получить удовольствие от регби, вам нужно придти с человеком, который разбирается. Он будет вам все рассказывать и объяснять, что происходит на поле, то тогда вам будет интересно. Однако мы пока не можем каждому зрителю на стадионе посадить личного комментатора. Есть идея сделать что-то типа гида, как в музеях и, к примеру, транслировать интернет-радио на момент игры. Это не комментатор, а отдельный человек, который в более свободной форме объясняет, что происходит по ходу игры какие-то моменты.

Кстати, из-за того, что мы первыми стартанули в Европе, где регби еще не было, а люди изголодались, у нас были высокие показатели просмотров из разных стран. То есть аудитория иностранная полезла к нам на канал, чтобы посмотреть чемпионат. Мы специально сделали трансляции еще и на английском языке. Если резюмировать, то есть определенная горечь от того, что отменился турнир и некоторые планы исказились. Однако нам удалось удачно воспользоваться ситуацией.


— По многим спортивным федерациям, лигам и командам ударил денежный кризис, связанный с пандемией. Многие сокращают бюджеты. Как повлиял карантин на вашу федерацию в денежном эквиваленте?
— Я думаю, что нет таких организаций, по которым бы не прошелся денежный кризис и это нормально. У нас изначально была политика о большой диверсификации спонсорского пакета. Наш генеральный партнер — букмекерская компания. С ними долгосрочный контракт на несколько лет, но в целом у нас очень большой пул спонсоров. Как общероссийская федерация мы можем много чего предложить конкретного. Кому-то интересен детский спорт и естественно в бюджете мы это направление закладываем и понимаем с каким спонсором в этом направлении работаем. Кому-то интересен только профессиональный спорт, кому-то только мужчины, кому-то только женщины, это зависит от целей бренда. Конечно ситуация сказалась на всех и на наших спонсорах тоже, и часть из них сказали: «Да мы не можем выполнить в этом году свои обязательства». Условно, у нас есть небольшой контракт с «Аэрофлотом», и мы понимаем, что на рынке авиаперевозок ситуация крайне сложная. И суть партнерских отношений в том, что мы не относимся к спонсорам как потребители, а хотим, чтобы они получали что-то действительно качественное взамен. Мы понимаем, что им сейчас тяжело и не требуем беспрекословного исполнения обязательств, однако отказываться от контракта с ними мы не стали и все равно для переездов команд даже внутри страны сотрудничаем, в этом и есть поддержка партнера. Были у некоторых спонсоров ситуации и тяжелее, они сразу и честно сказали о том, что в этом году они не смогут поддержать некоторые проекты. Но в целом, нужно сказать большое спасибо многим нашим партнерам, что они смогли выполнить свои обязательства.


— В этом году федерация регби России получила свою третью по счету премию в области спортивного маркетинга MarSpo за проект «Матч-миллионер». Это как Матч всех Звезд или как Super Bowl?
— Это история о том, как мы использовали матч Кубка мира в своих интересах, который проходил в другой части света в Японии. Мы использовали как повод, участие в матче-открытии сборной России и уже в своей стране обыгрывали это событие. То есть матч-миллионер он потому, что мы ставили себе целью собрать максимальную аудиторию в России, чтобы она посмотрела на игру сборной, и это был комплексный проект. Мы делали фан-зоны по всей стране, с помощью краудсорсинга. Федерации в регионах получали весь инструментарий для создания локаций для просмотра матча. У нас было около 40 таких локаций, где можно было смотреть Кубок мира по регби и при этом это почти ничего не стоило самой федерации. Здесь конечно нужно отдать должное нашим региональным представительствам, что они откликнулись. Кроме того, было несколько протокольных мероприятий, к примеру, прием у посла Японии в России. У нас есть журнал, где был размещен партнерский материал, который готовили вместе с посольством, большое интервью с бывшим премьер-министром Японии Мори Ёсиро. Он как раз тот человек, который привел в страну и Олимпийские игры, и Кубок мира по регби. И посол был в таком восторге от этого материала, что попросил журнал и хотел всем на предстоящем саммите показать интервью. Так же много мероприятий у нас было в посольстве ЮАР, где сложились отличные партнерские отношения. Посольство Вашингтона при ООН тоже проводило мероприятия, посвященные Кубку мира по регби, и мы отправляли им кучу разной «сувенирки».


— Вы сказали, что задача проекта была привлечь как можно больше зрителей. Сколько людей посмотрело матч в итоге?
— Мы перевыполнили план, матч-открытие смотрело 1,3 млн человек, а доля просмотра была очень высокая. Что удивительно на протяжении всего турнира аудитория смотрела не только матчи сборной России, но и других национальных команд. Все говорит о том, что у спорта хороший потенциал, у него есть ядерная аудитория и при должном системном подходе, аудитория будет расти. Если говорить о лояльной аудитории, то все начинается со школьной скамьи и свою аудиторию мы должны вырастить.

— На счет вырастить аудиторию, я читала, что в 2023 году регби в России отмечает свой 100-летний юбилей. Это правда?
— Есть несколько версий о том, какую дату считать начальной. Мы считаем от дня первого официально зарегистрированного матча, который прошел в 1923 году. Это будет 100-летие регби в России и 200-летие регби в мире, то есть нас отделяет 100 лет истории, не считая того периода, когда у нас были перерывы, так как регби было запрещено в стране. Одна из популярных версий, что в послевоенное время в 1947 году в разделенной Германии союзники предложили советским спортсменам провести матч по регби. Закончилось это колоссальным разгромом наших соотечественников. Руководство страны, конечно же, об этом узнало, и генсек сказал, что это буржуазный вид спорта и его нужно запретить, так как он не отвечает советской идеологии. Что удивительно, в 1949 году начали развивать хоккей с шайбой.


— То есть под 100-летие федерация провела ребрендинг и сделала новый логотип в виде медведя?
— Все мировые регбийные сборные используют в логотипе представителя либо флоры, либо фауны. Трилистник, антилопа, лист папоротника. У нас изначально выбор был небольшой, и мы выбрали медведя, так как должна быть преемственность и исторически так сложилось, что нашу команду называют медведями. Спорт важен своими традициями, мы стараемся найти баланс между консервативным и прогрессивным подходами, и ребрендинг это часть той работы, которую нужно проделать федерации. Мы считаем, что спорт не должен застревать на одном месте и нужно внедрять современный подход, причем на всех уровнях. Это касается и того, что клубы должны работать как некое бизнес предприятие, где есть отлаженный процесс, цели, ключевые показатели эффективности. Точно так же и федерации, они не должны отличаться от любой другой не общественной организации. У нас нет цели извлечения прибыли, цели другие, они носят более социальный характер.

Несомненно, 2023 важная дата и мы хотим подаваться с заявкой на проведение Кубка мира. Это большое спортивное событие, где собираются все мировые национальные сборные, и к примеру можно будет вживую увидеть знаменитый ритуальный танец маори в исполнении команды Новой Зеландии. Так же очень интересно увидеть сборную Самоа, они вообще уезжают на Кубок мира всей страной, остаются дома только дети и старики. Активная фаза работы по заявке начнется в феврале 2021 года — это этап предварительных консультаций, чтобы мы могли понять экономику процесса и организации. Потом присваивается официальный статус кандидатов, подписывается соглашение и подается заявка. Финальная заявка со всеми экономическими гарантиями должна быть подана в промежутке декабрь 2021-февраль 2022. После этого проводится независимый экспертный аудит во время которого, помимо проверки документов специалисты будут выезжать в страны-кандидаты, чтобы лично проверить правдивость данных. В мае 2022 года будет проводиться голосование совета World Rugby. Мы верим, что есть все шансы заполучить этот турнир, так как в стране есть опыт проведения столь крупных спортивных событий. Все посмотрели на Олимпиаду и Чемпионат мира по футболу, и мы получили хорошую репутацию в части организации. Несомненно, у нас есть страны-конкуренты, где регби является, чуть ли не национальной идеей. Однако, если Кубок мира пройдет у нас, то это даст невероятный толчок развития регби в России.

Екатерина Шафиева для Properm.ru

"