Posted 16 декабря 2021,, 06:00

Published 16 декабря 2021,, 06:00

Modified 2 марта 2023,, 15:52

Updated 2 марта 2023,, 15:52

16-летний пермяк гоняет в Европе на болидах под 250 км/ч. Интервью с нашим покорителем «Формулы»

16 декабря 2021, 06:00
Наталия Главатских
Максим Архангельский стал первым пилотом из Пермского края, который дважды завоевал пьедестал в Чемпионате «Формулы-4». Испанская команда DriveX уже подписала с ним контракт на следующий сезон. Про первые шаги в спорте, хладнокровии на трассе и конкуренцию — спортсмен рассказал в интервью Properm.ru.

— Максим, расскажи о себе, увлечениях. Как пришел к тому, что хочешь стать гонщиком?

— Мне 16 лет, живу в Перми. Основным моим увлечением с детства является автоспорт. Раньше занимался теннисом, но сейчас это в прошлом. Для подготовки к гонкам занимаюсь разными видами спорта. Учусь в 10 классе, в школе №65. Практически все время уделяю автоспорту, очень много времени уходит именно на подготовку к соревнованиям, поэтому для других увлечений нет времени.

А любовь к гонкам у меня давно. Буквально в два-три года я уже начал кататься на маленьком электрическом квадроцикле по двору. Тогда начинал познавать азы автоспорта. Впервые сел за руль примерно в семь лет. Это был прокатный картинг в Сочи. С тех пор меня всегда вдохновлял легендарный пилот «Формулы-1» Айртон Сенна. Я смотрел его гонки, то, как он пилотирует, можно назвать небесным даром.

Профессионально заниматься гонками я начал с 11 лет. До этого в Пермском крае не удавалось найти возможность для занятий автоспортом. Я начинал с прокатного картинга, потом, в 13 лет, ушел в спортивный картинг. А с 16 лет перешел в «Формулу-4».

Что такое «Формула-4» и кто в ней участвует

«Формула-4» — это автогоночный чемпионат, в котором выступают молодые пилоты в возрасте от 15 до 22 лет. Проходит как отдельный чемпионат в Аргентине, Франции, Бельгии, Испании, Италии, а также странах Латинской Америки. Гонщики выступают на болидах с открытыми колесами и мотором с мощностью до 160 лошадиных сил. Во время прокатов в «Формуле-4» пилоты зарабатывают очки, чтобы в будущем выступать в старших сериях на более мощных болидах и добраться до «Формулы-1».

— Родители не были против твоего желания заниматься гонками? Ведь это отнимает много времени, денег и сил.

— Всегда «за». Родители поддерживали меня во всем и продолжают это делать. Но есть большие сложности. У меня уходит очень много времени на автоспорт. Буквально половину своего времени я провожу в Европе, а оставшееся время мне приходится распределять на учебу и физическую подготовку. С финансами тоже непростая ситуация, потому что проживание в Европе стоит дорого, как и автоспорт. Для подготовки требуется много тренировок и прокатов на трассе, а время на трассе стоит прилично. Моими единственными спонсорами выступают родители, и им приходится нелегко. За это им огромная благодарность.

— Когда у тебя прошли первые серьезные соревнования?

— В 2017 году. Но большой шаг я сделал в октябре 2020 года. Тогда проехал свою первую гонку в «Формуле-4». Это было невероятно, так как попасть в «Формулу» для меня казалось вообще невозможным, потому что ни у кого из Пермского края это не получалось. Я испытывал огромнейшие, просто неописуемые эмоции! Первый хороший результат показал в сентябре этого года, когда занял третье место и поднялся на подиум на пятом этапе испанской «Формулы-4» в Валенсии.

— Как удалось попасть в «Формулу-4»?

— Для начала мне пришлось очень много работать в картинге, чтобы добиться высоких результатов. После этого мы обратились к менеджеру программы SMP Racing Петру Михайловичу Алешину (заслуженный тренер России по автоспорту, директор молодежной программы SMP Racing — Properm.ru), который предложил проехать тесты «Формулы-4». На них я сразу же показал достойный результат, и мы заключили контракт на сезон в «Формуле-4». Сезон тоже прошел достаточно успешно.

В декабре прошлого года мне предложили съездить во Францию. Там находится хорошая компания, которая занимается подготовкой пилотов. Они составили индивидуальный график тренировок, протестировали меня, нашли слабые стороны по физическому состоянию. Индивидуальный график подготовки включал в себя достаточно тяжелые тренировки пять раз в неделю. А качество пилотирования машины достигалось за счет количества тестовых дней.

— В последние два года многие соревнования отменяли из-за пандемии коронавируса. Спортсмены теряют форму в таких услових. Что помогло завоевать пьедестал в Валенсии?

— Это было очень сложно, потому что все пилоты, находившиеся в то время в Европе имели возможность тренироваться и поддерживать форму. Я же смог вернуться к тренировкам только в октябре прошлого года. Мне пришлось очень быстрыми темпами набирать форму и готовиться к сезону. По сравнению с другими пилотами у меня было меньше тестовых дней. У соперников был выделен больший бюджет, что позволяло им намного больше тренироваться. Мы делали огромный фокус на качество работы, а не количество. Это и позволило нам добиться результата — заработать два подиума за сезон: сначала в Валенсии, а затем в Барселоне.

— Волновался перед дебютом в Валенсии?

— Да. Волнение — это неотъемлемая часть автоспорта, потому что ставки высоки, и у тебя нет второго шанса. Справиться с эмоциями получается достаточно легко, ведь ты волнуешься только до того момента, пока не выехал на трассу. Самое сложное — пережить ожидание перед выездом. А когда ты находишься за рулем, адреналин перекрывает большую часть эмоций, весь фокус направлен на результат. Это единственное, чего ты пытаешься добиться на трассе.

— Чего не хватило, чтобы приехать первым?

— В автоспорте для достижения результата должно сложиться очень много факторов. Тогда нам не повезло. У нас была достаточная скорость, чтобы бороться за первое место. Во время заезда инженер по радио говорил, что мой болид — самый быстрый на трассе. И я это тоже видел, потому что приближался ко второму месту, но мне не хватило кругов до финиша, чтобы догнать второго и первого пилотов. Можно сказать, что не хватило времени.

— Как молодому, начинающему спортсмену: тебе легче выступать, когда зрители на трибуне или когда пусто можно лишний раз не переживать?

— Ранее у меня не было опыта выступления со зрителями на международных соревнованиях, поэтому изначально сложно было сравнивать. Но, когда у меня прошли первые гонки со зрителями, я увидел и почувствовал, как они поддерживают пилотов с трибун. Это было очень приятно. Поддержка болельщиков является очень хорошей мотивацией, чтобы стараться еще больше и радовать их отличным результатом.

К сожалению, родители и друзья еще не прилетали поддержать меня. Из-за коронавируса это очень сложно, потому что нужно разрешение правительства на получение визы. А так все они хотят посетить мои гонки.

— Это гонки европейского уровня, новый опыт и окружение. Да и в DriveX ты только начал выступать. Чему ты успел научиться в этом сезоне?

— Получил свой первый профессиональный опыт. Большинство пилотов проводили сезоны в европейском картинге, что давало им колоссальный опыт. У меня такого опыта не было, поскольку я только в 2019 году поехал на Чемпионат России. В связи с коронавирусом в 2020 году я не смог проехать ни в одном чемпионате российского или европейского картинга, хотя планировал.

За этот год я компенсировал весь недостаток опыта, по сравнению с другими пилотами. Мы научились работать в квалификации, качественно проводить гонки, узнали много нового при работе с резиной. Это стало хорошей базой, которую мы сможем использовать для достижения лучшего результата в следующем году.

— Какими качествами должен обладать профессиональный пилот, помимо высокой скорости?

— В первую очередь, это хладнокровие. Любая ситуация на трассе может помешать пилоту. Он может потерять концентрацию, выразить агрессию, которую неуместно проявлять. Пилот должен хладнокровно размышлять, взвешенно принимать решения и быть во всем аккуратным.

— Ты когда-нибудь сталкивался с нестандартными или опасными ситуациями на трассе?

— В этом сезоне за первые пять этапов у нас не происходило серьезных проблем. Но на шестом была серьезная авария. Другой пилот ехал в мою сторону, резко затормозил и перелетел через мой болид. Было очень неприятно, потому что он своим колесом ударил меня по шлему, я даже получил легкое сотрясение. Мы установили это, потому что после аварий в молодежных сериях всех пилотов забирают на обследование в медицинский центр на трассе.

Перед стартом гонки в Барселоне на последнем этапе тоже произошла очень необычная ситуация. Тогда во время «прогревочного» круга у меня открутилось колесо. К счастью, моя команда успела прикрутить его за одну минуту до старта.

— Как тебе удается совмещать учебу и спорт? Кем видишь себя в будущем?

— Раньше совмещать учебу и автоспорт мне было достаточно легко. Сейчас в первой половине этого года у меня возникли небольшие трудности, потому что я много времени проводил на гонках. Любой спортсмен берет с собой учебники и домашние работы на соревнования, чтобы заниматься и успевать за программой. Но с моим расписанием на трассе практически невозможно что-то делать. Можно сказать, что у меня очно-заочная форма обучения. Я учусь вместе со всеми, просто на время отъездов получаю дополнительные задания. Приезжаю — и догоняю.

С планами на будущее я пока не определился точно. Изначально хотелось поступать на инженерное направление, но в связи с моим профилем (социально-экономическим), скорее всего, пойду получать юридическое образование. В ближайшие пару лет надеюсь, что получится подняться выше по карьерной лестнице. Дальше хотелось бы работать тренером или получить должность в автоспортивной команде.

— С целями на следующий год уже определился?

— Мы хотим занять как минимум третье место в чемпионате, обосноваться в тройке сильнейших как в индивидуальном, так и в командном зачете. В этом году у нас был не самый сильный состав, не было ни одного пилота- «второгодника», мы все были новичками. В следующем году я буду уже опытным пилотом и уверен, мы сможем добиться хорошего результата.

Фото в материале предоставлены Максимом Архангельским

"