Posted 16 мая 2014,, 02:00

Published 16 мая 2014,, 02:00

Modified 2 марта 2023,, 17:59

Updated 2 марта 2023,, 17:59

Записки из путешествия по Украине: Все сходятся в одном — лишь бы не было войны

16 мая 2014, 02:00
По просьбе Properm.ru, публицист, уроженец Санкт-Петербурга Сергей Терешенков написал сводку событий из Украины накануне Дня Победы.
Сюжет
Донбасс

Пролог

На Украине я провел неделю до референдума по статусу Крыма, с 10 по 17 марта. Тогда я побывал только во Львове, за которым в российских СМИ прочно закрепился статус цитадели бандеровцев, или, как, не разобравшись в терминах, их назвал русскоязычный Интернет, «бендеровцев». За все время моего пребывания во Львове, я не почувствовал к себе неприязни, спокойно общался на русском языке и даже слышал, как уличные музыканты пели песни «Чайфа» и Гребенщикова.

Да, на проспекте Свободы стояли палатки местного майдана, рядом собирали вещи для киевского Евромайдана, а на большом экране транслировали новости: люди шли с работы, стихийно останавливались, слушали последние известия и следовали дальше. Однако никакой агрессии от жителей ни я, ни мои коллеги не испытали. Львовский протест был мирным и ограничивался, разве что, вывешенными на домах национальными флагами и стягами Евросоюза, а также надписями на магазинах: «Верим в гривну, верим в Украину, цены не меняем».

Зачем нам Донбасс?

Когда 28 апреля я снова полетел на Украину, прямого самолета из Москвы во Львов в связи с сокращением числа рейсов уже не было. В Киеве меня попросили пройти к пограничникам, пустившим меня в страну только после предъявления приглашения, о котором я благоразумно позаботился заблаговременно. В кафе старого здания аэровокзала «Борисполь», куда теперь переведены внутренние рейсы, из динамиков доносилась песня «курьера русской мафии» Григория Лепса.

В самолете до Львова я читал свежий «Український тиждень», который издается совместно с английским «The Economist» и статьи которого во многом являются пророческими: так, в прошлом апреле журнал главной темой сделал требование о полном демонтаже советской системы на Украине, а уже во время революционных событий 2013–2014 годов в стране стали крушить памятники Ленину. Одна из заглавных статей в номере от 25 апреля меня изрядно удивила: автор задавал вопрос, так ли нужен Украине отсталый Донбасс, который мешает стране идти вперед, и не лучше ли вместо сценария Боснии и Герцеговины отпустить Донецкую и Луганскую области, как в свое время произошло с разделением Чехословакии.

Однако одно дело — теоретическое обоснование ненужности Донбасса — и совсем другое — мнение людей, которых это непосредственно касается. Во Львове и в Карпатах я общался с жителями Донецкой и Луганской областей, которые категорически не согласны с такой постановкой вопроса, носят желто-синие ленточки и связывают свое будущее с Украиной. При этом они предельно осторожны в своих оценках и честно признаются, что не знают, управляют ли пророссийскими активистами из России, или это местная инициатива, но говорят, что боятся людей, контролирующих блокпосты, потому что они редко бывают трезвыми и от них можно ожидать чего угодно. Некоторые утверждают, что сепаратисты (именно так называют сторонников независимости Донецкой народной республики и других подобных образований) получают деньги за свое противостояние.

Остров Крым

— А, так это вы решили нас захватить? — встречает меня словами Света, одна из организаторов крымского Евромайдана. Мы беседуем на том же проспекте Свободы во Львове, где уже давно свернули лагерь майдана, который уступил место киоскам Пасхальной ярмарки: революция революцией, а традиции нарушать нельзя!

Света рассказывает, как ей и еще многим крымчанам пришлось уехать с полуострова, когда их открыто стали называть предателями только за то, что они выступали за целостность Украины, и даже развесили плакаты по городам и весям с их фотографиями и соответствующими комментариями. В легитимность референдума она не верит, потому что такой нормы не было в украинском законодательстве, в цифры тоже: под дулами автоматов проголосовало максимум 30% населения, из которых едва ли половина высказалась за присоединение к России. Для себя Света решила четко: уехала во Львов, оставив в Крыму маму, для которой «российский паспорт оскорблением не является, поскольку она сама из России», и старшего брата, которому «все равно».

Осторожно спрашиваю про позицию крымских татар: недавно общался с жителем Харькова с крымскими корнями, который утверждал, что подавляющее большинство жителей полуострова, в том числе татары, действительно проголосовали на референдуме за будущее в Российской Федерации. Света с такой оценкой не согласна: действительно, существуют противоречия между лидером крымских татар Мустафой Джемилевым и главой Меджлиса крымскотатарского народа Рефатом Чубаровым, но подавляющее большинство жителей Крыма, в том числе татары, хотели сохранения полуострова в составе Украины.

Предвыборная гонка

На проспекте Свободы полным ходом идет предвыборная агитация. Беру газету Юлии Тимошенко с безапелляционным призывом: «При всем разнообразии вариантов выбор один — или Тимошенко, или война, экономический крах, коррупция и олигархи». На последней странице обещание экономического процветания Львовской области, а внутренний разворот пугает существующим планом превращения Украины в Югославию, которого Тимошенко не допустит.

— Не голосуйте за нее! — обращается ко мне пожилая женщина. — У нее счета на Кипре, и вообще она за Россию!

Лидер Всеукраинского объединения «Свобода» Олег Тягнибок на полиграфию не тратится, предпочитая красочной рекламе встречи с избирателями, в частности в ивано-франковском Доме политпросвещения, который, как гласит приглашение, находится напротив «Космоса».

Вызывающую предвыборную кампанию ведет Олег Ляшко, глава «Радикальной партии» собственного имени, причем он делает ставку именно на Западную Украину: по дороге в Карпаты его газету «Борьба» можно найти в сельских магазинах, а плакаты «Смерть оккупантам» попадаются на трассе на каждом шагу.

Напротив, мифологизированный лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош, предвыборный штаб которого располагается на центральной площади Ивано-Франковска, теперь создает себе респектабельный имидж и в интервью русскоязычному журналу «Фокус» говорит: «Прощай, оружие» — и, кроме прочего, не подтверждает свою европейскую ориентацию: «Ценности, которые сейчас активно продуцируются в Евросоюзе, не воспринимаются украинскими националистами, а по большому счету и украинским народом. Это и разрушение традиционной семьи, и политика мультикультурализма, и многое другое».

Самые скучные баннеры у основного кандидата в президенты — олигарха Петра Порошенко: он просто предлагает «жити по-новому». Однако жители Украины, похоже, не верят даже фавориту гонки и, судя по кулуарным разговорам, ждут свежих сил в политике, которые действительно смогут изменить жизнь к лучшему.

Эпилог

Я улетаю из пустующего после Евро-2012 нового терминала львовского аэропорта 8 мая, накануне анонсированных украинскими СМИ провокаций со стороны России во время празднования Дня победы. Жители города все так же ходят на учебу или работу, сидят в кафе и ресторанах, влюбляются и женятся, катаются на роликах и велосипедах перед зданием аэровокзала и хотят жить в мире. Правда, в аэропорту теперь стало больше охраны, а таксист просит из центра города в полтора раза больше обычного, потому что цены на бензин А98 подскочили аж до 17 гривен (около 50 рублей).

У каждого своя правда: и у тех, кто борется за целостность Украины; и у тех, кого не устраивают новые киевские власти; и у странного человека, встреченного мной в парке за Дворцом Потоцких, который утверждал, что России нужен Славянск из-за огромных запасов сланцевого газа… Но при всем разнообразии мнений и точек зрения, все стороны сходятся в одном — лишь бы не было войны.

"