Posted 9 августа 2019,, 12:21

Published 9 августа 2019,, 12:21

Modified 2 марта 2023,, 14:35

Updated 2 марта 2023,, 14:35

«Бублик» или «картофельные поля»? Власти Перми хотят «кучковать» город, но архитекторы и строители против

9 августа 2019, 12:21
Мэр Перми Дмитрий Самойлов внес в Пермскую гордуму проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города (ПЗЗ). Профессиональное сообщество архитекторов и строителей выступило против новых правил строительства.

«Наше профессиональное сообщество не согласно с теми решениями, которые предлагаются на сегодняшний день представителями департамента градостроительства и архитектуры администрации Перми, самой администрацией Перми, может, даже министерством строительства Пермского края», — рассказал на 22-ой профессиональной коллегии архитекторов председатель пермской краевой общественной организации «Союз архитекторов», почетный архитектор России Виктор Воженников.

За 9 лет не успели

По данным департамента градостроительства и архитектуры, проект решения Пермской гордумы о внесении изменений в ПЗЗ подготовлен для того, чтобы привести ПЗЗ в соответствие с Градостроительным кодексом РФ, приказом минэкономразвития РФ. Также город должен исполнить предписание министерства строительства и архитектуры Пермского края.

«По сути администрация Перми сейчас пытается привести ПЗЗ и другие документы в соответствие с генпланом, который принят еще 9 лет назад, — пояснил архитектор Игорь Луговой. По его словам, в генплане был прописан ряд мероприятий, которые должны были провести, чтобы реализовать генплан, и одно из первых мероприятий — это приведение ПЗЗ в соответствие с главным градостроительным докуменом. Прошли годы. «В течение этого времени кто-то забыл про генплан, кто-то что-то пытался предложить, кто-то критиковал. Я каждый год говорил о том, что необходимо привести ПЗЗ в соответствие с генпланом, в том числе на комиссиях по землепользованию, — пояснил Игорь Луговой. — В итоге администрация Перми получила предписание прокуратуры о необходимости приведения ПЗЗ в соответствие с генпланом».

Департамент градостроительства и архитектуры администрации Перми подготовил предложения по внесению изменений в ПЗЗ, которые предполагают ограничения застройки в части высотности и плотности. Правда, застройщикам предоставляется возможность снять ограничения, если девелопер заключит с муниципалитетом соглашение по обеспечению будущих жителей новостроек объектами социальной инфраструктуры: детскими садами, школами, поликлиниками, пунктами участковых полиции. Также городские власти оставляют застройщику возможность решать: строить детский сад или школу самому или перечислить средства на это в бюджет. «Это как скрытые дополнительные налоги, или как плата за вход», — прокомментировал один из застройщиков.

Плотность преткновения

Главное изменение — «исключить привязку коэффициента плотности застройки к размеру земельного участка». Было: чем больше участок, тем больше жилья на нем можно построить. Станет: Станет: количество жилья будет зависеть от того, в какой зоне находится участок (максимальная плотность в центре и около центральных районов). Кроме того, предложена измененная карта градостроительного зонирования, в которой установлены «подзоны с различным уровнем по этажности и высотности».

В генплане была установлена предельная высотность — 20 метров — только для центра Перми. В итоге, по словам начальника ДГА Марии Норовой, «город стал похож на бублик» — окраины активно застраиваются, а центр нет. Мэрия Перми хочет изменить эту ситуацию, вернуть застройщиков в центр — «создать компактный город». В итоге может получиться, как заметил один из застройщиков «город из башен, вокруг которых картофельные поля». С застройщиком согласен и Виктор Воженников, он считает, что нельзя ограничивать высотность строительства на окраинах.

Виктор Воженников: — Как можно на периферии строить дома не выше 5–6 этажей? Там нужно сносить 5–6-этажные дома, еще вчера нужно было снести, они уже по два срока физического износа имеют. Я уже не говорю о бараках двух и –трехэтажных. И аналогичная застройка, которая предполагается там, — это абсурд. Компактный центр нам тоже не разрешают делать высоким, многоэтажным, поэтому застройщики, инвесторы уходят на периферию — в Пермский район, где нет таких ограничений.

На коллегии архитекторов в подтверждение своих слов о ненужности ограничений высотности и плотности в центре города архитекторы показывали виды на Лондон, где в историческом центре размещаются небоскребы.

По словам Виктора Воженникова, решения, которые предлагают департамент градостроительства и мэр Перми, ведут к стагнации городской экономики и не защищают архитектурный облик города. Теряется «возможность сделать город энергичным, компактным, экономически эффективным, потому что растягиваются сети, растягиваются транспортные коммуникации».

Виктор Воженников, председатель ПКОО «Союз архитекторов»: — На сегодняшний день все эти предложения абсолютно неакутальны, потому что генеральный план как не работал, так и не работает, за оставшиеся два-три года до принятия нового генплана ничего не изменится. Даже при реализации новых нормативов высотности и плотности. А дальше — надо будет разрабатывать и принимать новый генеральный план, и все обнуляется же. Смысл внесения этих изменений сейчас? Я его вообще не вижу.

По словам Виктора Воженникова, строителям нужен мораторий на изменения хотя бы на «пару лет», чтобы все они закончили свои проекты, завершили стройки. «Какой сейчас смысл в этих решениях администрации? Никакого», — подчеркнул Виктор Воженников. «По моему, эти бодания уже не только строителей и архитекторов, но уже всех жителей достали», — добавил Игорь Луговой.

Не разовая, но постоянная работа

«Я за изменения, за приведение в соответствие ПЗЗ и генплана, я давно говорю о том, что это необходимо сделать», — подчеркнул Игорь Луговой. Но, по словам архитектора, надо приводить в соответствие все и сразу, причем делать это постоянно.

Игорь Луговой, архитектор: — Ведь это полумера, если взять только плотность и высотность, есть еще и зонирование. Например, приобретает инвестор участок, в генплане этот участок в жилой зоне, получает гпзу, а в нем — ограничения, предусмотренные ПЗЗ. И в ПЗЗ этот участок не в жилой, а в рекреационной зоне, в которой нельзя строить жилье. Инвестор идет просить отменить эту зону, ему отказывают, идет на публичные слушания. Кому-то разрешают строить, кому-то нет. Хотя если все документы будут четко соответствовать друг другу, то все будет гораздо быстрее и прозрачнее

По словам архитектора, несогласованность документов приводит к серьезным задержкам строительства на этапе проектирования и согласования. Игорь Луговой видит выход в постоянной работе с градостроительной документацией со стороны властей, «документы надо постоянно приводить в соответствие друг с другом, это процесс непрерывный». Заняться этим, по мнению Лугового, мог бы институт градостроительного проектирования, который работал бы не над проектами (например, ремонт Комсомольского проспекта), а вел бы постоянную работу по актуализации градостроительной документации в городе.

Тем более, что уже через два года надо принимать новый генеральный план, по словам архитекторов. «Но речь о нем пока не идет, — отметил Виктор Воженников, — разработки никакой не начато, концепции нет. Это очень плачевная ситуация». Профессиональное сообщество отметило, что нужно перестать ориентироваться на старый генплан и приступить к подготовке нового.

Союз архитекторов направил мэру Перми Дмитрию Самойлову предложения о внесении изменений в ПЗЗ. Эксперты предлагают снять ограничение этажности, определять предельную высоту зданий только в метрах («почему 8 этажей, а не 6, не 7,5?»), исключить в границах Проекта зон охраны (ПЗО) принятие любых параметров, не соответствующих данному документу (как приоритетному).

Также эксперты считают, что формальные ограничения, не основанные на исторической традиции или ином доказательном основании, приведут «к потере такой составляющей города как градостроительное искусство (ансамбли, художественные композиции, силуэт застройки)». И компенсацией, по мнению авторов обращения в ДГА, может быть только широкое участие профессионального сообщества в рассмотрении предложений по застройке города. «Когда власти или застройщики обращались к пермским архитекторам? Так, может, пора? », — задались вопросом архитекторы.

"