Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
19782 +298
Выздоровели
13630 +248
Умерли
925 +16
Properm.ru
Медь, дерево, стекло. Новое здание пермской галереи будет «хамелеоном» Краевые власти заново объявили один из главных строительных конкурсов города этой весны. При начальной стоимости в 4 млрд 117 млн рублей должен определиться подрядчик строительства нового здания художественной галереи. Заявки будут приниматься до 2 марта.

Медь, дерево, стекло. Новое здание пермской галереи будет «хамелеоном»

18 февраля 2020, 11:59

Медь, дерево, стекло. Новое здание пермской галереи будет «хамелеоном»
Краевые власти заново объявили один из главных строительных конкурсов города этой весны. При начальной стоимости в 4 млрд 117 млн рублей должен определиться подрядчик строительства нового здания художественной галереи. Заявки будут приниматься до 2 марта.

Официальное объявление о строительстве нового здания ПГХГ на площадке бывшего завода Шпагина состоялось весной 2019 года на Градостроительном совете Перми. Архитектор Виктор Воженников тогда представил концепцию культурно-рекреационного кластера в устье Егошихи, важной частью которого является и галерея. О чем не говорилось, так это о том, что разработка проекта велась на протяжении 2018 года и обсуждение места размещения здания на тот момент выглядело уже простой формальностью. Но даже и после презентации все, что показывали пермякам на протяжении прошедших полутора лет с момента официального объявления о старте проекта — это набор из нескольких компьютерных картинок, в которых запечатлено видение архитектуры нового здания на территории бывшего завода Шпагина. Автором архитектурного решения выступило бюро SPEECH Сергея Чобана.

Что мы видим на этих картинках? Нечто напоминающее большой сарай зеленого цвета с двускатной крышей. Почему он зеленый? Где у него входы и окна в конце концов? Ну что же давайте посмотрим.

«Здание Пермской художественной галереи — архитектурный комплекс, образованный сохранившимися (лит. Н, О) и руинированными (лит. Ц) существующими постройками, объединенными новым зданием. Вновь возведенная часть галереи, композиционно связанная с существующими корпусами стилизованными объемами со скатными кровлями, свойственными исторической застройке Пермского края, спроектирована таким образом, чтобы выявлять и подчеркивать характерные особенности существующих зданий. Объемно-пространственное решение организовано по принципу «от простого к сложному» — композиция нового здания собрана из простых объемов с двускатным покрытием, сгруппированных нелинейно, со смещением и консольными выступами. Живописный силуэт скатных кровель художественной галереи рассчитан на восприятие с различных ракурсов, в том числе — с реки Камы».

«Фасады художественной галереи, обращённые на Каму, представляют собой систему витражного остекления, тем самым из всех внутренних фойе и галерей зрителей открывается панорамный вид на Каму. Это сделано для того, чтобы посетитель всегда чувствовал связь с уникальным местом, в котором расположена галерея, а река становилась частью экспозиции. Глухие части фасада отделываются металлическими листами из патинированной меди, что является прямой отсылкой к истории места, связанной с медеплавильным производством».

Вот почему здание зеленое. В качестве двух основным элементов, которые должны придать новой галерее уникальный облик использованы дерево и, главное, патинированная медь. К меди мы еще вернемся. Отметим деталь, все компьютерные визуализации здания ПГХГ сделаны либо с острых углов, либо «издалека». То есть точно представить себе, как будут выглядеть конкретные передний и задний фасады и торцы здания очень сложно.

Но в проекте есть раздел, где компьютерные модели здания встроены в реальный пейзаж и эти изображения дают нам понимание, как здание галереи смотрится среди других объектов. Надо сказать что впечатление совершенно меняется. Большое вроде бы здание совершенно теряется среди прочих домов. Его практически не видно.

И заметим, на некоторых изображениях здание еще почти желтое, на стадии разработки архитекторы явно рассматривали вариант, при котором медное покрытие будет не патинированным. Но поскольку оно бы все равно позеленело, видимо и остановились на уже патинированных листах.

На инфографике ниже можно увидеть как ПГХГ предположить выглядит с разных ракурсов. Отметим, визуализации напрямую с противоположного берега нет. Но есть точки визуального восприятия с моста.

Директор пермской художественной галереи Юлия Тавризян: «Визуализация — это визуализация, до конца мы, конечно, не можем себе представить, как это будет в реальности. Но вид с другой стороны Камы нам очень нравится. Это вид, который соответствует традиционному облику Перми. Если мы возьмем картинку Размахнина, которая хранится в наших фондах, (а сегодня береговой облик старой Перми все знают по коробке конфет), то это, в общем, просто продолжение ряда домов, стоящих там».

Картина П.Е. Размахнина «Вид Перми» (1832 год)

«Кто имеет медный щит…»

Что мы знаем о меди как о строительном материале? Практически ничего. Мы привыкли видеть медь исключительно на памятниках старины. Крыши, двери, ставни — все могло обиваться медными листами. В 21 веке в России медь практически не используется. За границей есть здания облицованные медью, мода на них распространилась примерно два десятилетия назад. Вот несколько зданий для примера

Причем интересно, что медное покрытие может быть разного цвета и со временем этом цвет меняется. классическая красная медь со временем меняет цвет от красно-коричневых тонов к серо-зеленым. Медь с 10% цинка проходит путь от красно-золотой до зеленой в течение 6 лет. По мере увеличения процента цинка медный сплав желтеет, а с годами становится серо-коричневым. Если же добавить не цинка, а олова, то медь может потемнеть вплоть до черного цвета. Медь не корродирует, она долговечна, не требует ухода… но почему тогда ее мало используют? Ответ прост — медь дорогая. Сильно дорога.

Для пермского проекта архитекторы предложили совершенно конкретный вариант. В проекте прописано, что будет использоваться медные кассеты Tеcu Patina Oslo толщиной 0,7 мм. Самый насыщенный зеленый цвет на фото — это он и есть (крайний правый в ряду).

Такими медными кассетами будет отделан фасад будущей галереи, фойе, общественные пространства, крышу покроют медными листами. И цена декора составит существенную часть бюджета здания. В проекте приводятся данные о площади которую необходимо закрыть кассетами и листами, цены правда приведены в пересчете на 2001 год (так считают строители). Вот так выглядит одна из строк в проекте бюджета .

Но взяв имеющиеся рыночные цены и просто пересчитав данные на заложенный в проект индекс цен в 6,765, мы получили примерную итоговую сумму. На декорирование медью понадобиться примерно 399 млн 835 тыс рублей. То есть почти 10% от заложенной сметной стоимости.

По словам директора Пермской художественной галереи Юлии Тавризян, в целом архитектурное решение нового здания галереии неочевидное, но материалами и силуэтом четко связано с местом расположения: «…используются необычные для нашей пермской архитектуры материалы: патинированная медь и дерево. И удивительно, что это нетипично для нашей архитектуры, потому что это место медеплавильного завода и это лес… Решение связано с местом расположения, и это, в общем, радует. Поэтому мы согласились на это решение еще в 2018 году».

А теперь о стоимости. Тендер на строительство был заявлен на сумму в 4 млрд 117 млн рублей. При этом цифры в самой сметной документации отличаются от заявленных в тендере. Согласно разделу 11 проектной документации «Смета на строительство объектов строительства капитальных объектов», разработанный ООО «ПСК Технологии» (г. Москва), общая стоимость строительства составляет 4 млрд 509 млн рублей. При этом собственно строительство и проектно-изыскательские работы и прочие затраты оцениваются в сумме чуть больше 3 млрд. А 1 млрд 434 млн — это затраты на оборудование галереи.

О том, что будет в новом здании ПГХГ внутри, почему полтора миллиарда затрат на оборудование — это нормально и о многом другом, читайте в эксклюзивном интервью с директором галереи Юлией Тавризян.


Оцените материал