Posted 23 ноября 2020, 09:19

Published 23 ноября 2020, 09:19

Modified 2 марта 2023, 14:43

Updated 2 марта 2023, 14:43

За все стройки в Перми будет отвечать команда губернатора. Зачем это нужно и к чему приведет реформа

За все стройки в Перми будет отвечать команда губернатора. Зачем это нужно и к чему приведет реформа

23 ноября 2020, 09:19
Фото: Properm.ru.
На ближайшем заседании Заксобрания рассмотрят проект закона, по которому решения, касающиеся строительства в краевой столице, будут приниматься в правительстве Пермского края. Предполагается, что этим действием удастся закончить с «хаосом» вокруг Генплана и ПЗЗ Перми. Власти Перми никак не реагируют на урезание собственных полномочий, а эксперты говорят, что Генплан проще «чинить на земле».

Ситуация в градостроительной сфере краевой столицы выглядит хаотичной не только для специалистов, но и для стороннего наблюдателя. Можно вспомнить многолетние тяжбы по микрорайону Ива, которые только недавно закончились подписанием мирового соглашения между мэрией и застройщиком. Дом «Олимп» в Черняевском лесу и споры вокруг строительства общежития РЖД там же. Юридически небесспорные «платежи за этажи» в конечном итоге привели к гигантскому конфликту вокруг ЖК «Арсенал» и школы на его территории. А буквально неделю назад, мэрия Перми провела через городскую думу отмену решения о жилой застройки территории аэропорта Бахаревка, которое сама же и инциировала шесть лет назад. Вся неразбериха — следствие регулярных «игр» с Генпланом Перми и ПЗЗ. Судя по всему, краевые власти решили разрубить узел проблем самым простым в задумке, но не в исполнении способом.

Законопроект, полное название которого занимает четыре строки мелким шрифтом, сводится к фразе: «все, что касается строительства в городе Перми отныне и навсегда должно решать правительство Пермского края». В ведение региональной власти отходит: все, что касается генплана Перми и его изменений; утверждение правил землепользования и застройки и все, что касается документации по планированию территории города; планов земельных участков; выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов. При этом, вопрос организации общественного обсуждения и слушаний, инициаторы оставляют мэрии Перми.

Проект закона 26 октября 2020 года внесла инициативная группа из 11 депутатов То есть, от подачи документов до рассмотрения на пленарном заседании пройдет месяц, что может считаться крайне сжатыми сроками прохождения законопроекта. В числе инициаторов: руководитель фракции «единороссов» в Заксобрании Юрий Борисовец, руководитель комитета по развитию инфраструктуры Виктор Плюснин, депутаты Сергей Клепцин, Александр Бойченко, Антон Удальев.

Обоснованию причин, по которым следует забрать одну из главных функций муниципальной власти, авторы законопроекта отвели примерно столько же места, сколько заголовку.

«Централизация полномочий на уровне Пермского края с учетом синхронизации деятельности всех уполномоченных органов позволит оперативно решать вопросы, стоящие перед градостроительной политикой, способствует ее единообразию и совершенствованию. Кроме того, перераспределение соответствующих полномочий позволит более эффективно осуществлять контроль в сфере градостроительства и архитектуры».

Управление аналитики Законодательного собрания сочло законопроект актуальным и имеющим положительные последствия для развития Перми. Контрольно-счетная палата Прикамья, напротив, обнаружила в документе серьёзные недостатки. Как заявлено в заключении КСП, в пояснительной записке нет обоснования необходимости принятия такого закона, что является обязательным, поскольку градостроительные полномочия забирают только у одного из 26 городских округов Прикамья. Но это замечание относится к оформлению проекта. Есть и критика содержания. КСП, в частности, считает, что теперь функции заказчика и контролера за строительством в Перми сосредоточатся в одних руках.

Из пояснения КСП:— Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края осуществляет полномочия в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края законодательства о градостроительной деятельности. В случае принятия данного Законопроекта, Минимущество ПК будет совмещать функции по принятию решений в сфере градостроительства и архитектуры на территории Пермского городского округа и функции контроля за их же исполнением. Считаем, что в данном случае это не приемлемо.

У контрольно-счетной палаты есть вопросы к финансово-экономическому обоснованию и к соответствию документа Градостроительному кодексу РФ. Специалисты КСП заключают, что законопроект нуждается в доработке. К слову, реализация закона потребует увеличения штата Минимущества ПК на 25 человек, «Института регионального и городского планирования» — на 17. Общая сумма дополнительных расходов на три года — 140 млн рублей.

Пресс-служба администрации Перми на момент выпуска материала не прислала ответ на запрос об отношении мэрии к законопроекту. В сопровождающих документах проекта закона есть письмо за подписью Дмитрия Самойлова. В письме констатируется право перераспределения полномочий властями Пермского края и желание пермской администрации до вступления закона в силу отработать порядок взаимодействия соответствующих структур. Какие функции будут у градостроительного блока Перми после реформы в мэрии не объяснили.

В Пермской городской думе отказались комментировать законопроект до его внимательного изучения. Генеральный директор компании «Девелопмент-Юг» в Перми Алексей Скрипкин, пояснил, что компания благоприятно реагирует на действия, которые снимают административные препятствия: «Мы, как девелоперы, положительно реагируем на мероприятия, задача которых — сокращение административных барьеров. Особенно актуально это при утверждении документации по планировке территорий и выдаче разрешений на строительство. За последнее время администрация существенно продвинулась вперед в этом направлении».

Директор «Бюро городских проектов», участник разработки существующих генплана и мастер-плана Перми Андрей Головин считает, что сегодня «лучше починить имеющееся, чем создавать заново»: «В Перми был накоплен большой опыт, сильный инструментарий, касающиеся проработки и разработки градостроительной и планировочной документации. Среди других городов мы довольно высоко котировались. За последние годы инструментами и профессионалами не пользовались, результатов не было. Но это можно починить: четче поставить задачу муниципалитету, направить «ремонтников».

Опыт концентрации градостроительных полномочий на уровне субъектов федерации, существует примерно в 20 регионах России (в Ленинградской, Вологодской, Московской, Калининградской, Мурманской, Свердловской областях). При этом сложно однозначно оценить эффект. В Московской области практика признается однозначно положительной. В Свердловской области — конфликты. Там полномочия перераспределили в 2015 году сроком на шесть лет на волне обострения конфликтов региональной и городской администраций. Это привело к серьезным потерям городского бюджета и многочисленным элитным и политическим спорам. Начиная с 2017 года отрасль стали постепенно возвращать муниципалитету, процесс не закончен до сих пор.

Отметим, что в Перми процесс перераспределения градостроительных полномочий, потенциально способный инспирировать большую волну дискуссий и противоречий, проходит максимально тихо. Действительно, политически, момент для внесения такого закона выбран очень удачно. В администрации города, фактически, стартовал процесс смены первого лица. Положение Дмитрия Малютина, нового председателя городской думы, так же можно характеризовать пока, как неустойчивое. Власти Перми ослаблены. Кроме того, учитывая, что главным кандидатом на должность главы Перми называют экс-гендиректора «ПЗСП» Алексея Демкина, передача градостроительных полномочий балансирует возможное усиление конкретных групп и отраслей в Перми.

Подпишитесь