Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
69985 +423
Выздоровели
61877 +457
Умерли
4286 +23
Properm.ru
Как дворянин с польскими корнями застроил Прикамье церквями и особняками. История архитектора Турчевича Properm.ru продолжает рассказывать о людях, создававших архитектурный облик Пермского края. Героем этой публикации стал Александр Турчевич. Выдающийся зодчий и большой любитель театра. За свою жизнь архитектор и его строительное бюро реализовало около 150 различных проектов, 50 из них — здания православных храмов. Работы архитектора можно увидеть в Перми, Осе, Кунгуре, Сарапуле, Верхотурье и Екатеринбурге. Редакция Properm.ru выражает благодарность Государственному архиву Пермского края и электронной краеведческой библиотеке «Пермский книгоед» за помощь в работе над материалом.

Как дворянин с польскими корнями застроил Прикамье церквями и особняками. История архитектора Турчевича

Как дворянин с польскими корнями застроил Прикамье церквями и особняками. История архитектора Турчевича
Фото: Ирина Плюснина для Properm.ru
Properm.ru продолжает рассказывать о людях, создававших архитектурный облик Пермского края. Героем этой публикации стал Александр Турчевич. Выдающийся зодчий и большой любитель театра. За свою жизнь архитектор и его строительное бюро реализовало около 150 различных проектов, 50 из них — здания православных храмов. Работы архитектора можно увидеть в Перми, Осе, Кунгуре, Сарапуле, Верхотурье и Екатеринбурге.

Редакция Properm.ru выражает благодарность Государственному архиву Пермского края и электронной краеведческой библиотеке «Пермский книгоед» за помощь в работе над материалом.

Путь в Пермь

История Александра Бонавентуровича Турчевича начинается 26 февраля 1855 года на Киевщине (Киевская область, Украина). Будущий архитектор родился в дворянской семье с польскими корнями. Образование Турчевич получил в Киевской гимназии после которой поступил в Строгановское училище в Москве, где обучался живописи, ваянию и зодчеству.

Однако закончить обучение архитектор не смог. Как пишут краеведы Леон Кашихин и Лев Перескоков в сборнике «Старая Пермь», одной из причин по которой он бросил учебу, могла быть любовь к театрам. В те времена во многих учебных заведениях проводились литературно-музыкальные вечера и ставились спектакли. Александр Турчевич активно принимал в них участие. Благодаря своей любви к сцене, он познакомился с будущей женой Ольгой Петровной Смердовой.

Историки предполагают, что именно тяга к искусству привела зодчего в Пермь. Александр Турчевич приехал в столицу Пермской губернии в начале 1880-х годов. Будущий архитектор прибыл в Пермь не для того, чтобы проектировать и строить. Он оказался здесь, чтобы творить. Первую половину десятилетия Турчевич был антрепренёром в Пермском городском театре (сегодня Пермский театр оперы и балета), новое каменное здание которого построили в 1878 году. На сцене архитектор выступал под псевдонимом Александр Глумов, а в 1884 году он руководил постановкой драмы «Горе от ума».

Вид на театр. Начало XX века. Источник: Государственный архив Пермского края

Архитектор для знати и церкви

В 1885 году к Турчевичу пришло осознание, что ни семья, ни театр не способны обеспечить его средствами к существованию. Он экстерном сдал экзамен на право производства строительных работ и стал принимать заказы на проектирование зданий. Турчевич работал в архитектурном стиле модерн, который был популярн в Европе на рубеже XIX и XX веков. Также в зданиях, построенных по проектам Турчевича можно увидеть элементы эклектики.

Первой известной работой Александра Турчевича стало восстановление дома, принадлежащего заводчику Яковлеву. Особняк, построенный в начале XIX века по проекту известного пермского архитектора Ивана Свиязева, сгорел в 1842 году во время большого городского пожара.

В 1880 году развалины старого дома купил пермский купец и меценат Николай Мешков, который и обратился с заказом к Турчевичу. Работы велись в 1885–1887 годах. Сейчас возрожденное архитектором здание называется «Дом Мешкова». Это памятник архитектуры, в котором находятся несколько экспозиций Пермского краеведческого музея.

В 1888 году Александр Турчевич все-таки получил финансовую поддержку от семьи, ему досталось большое наследство. Часть этих средств он потратил на регистрацию «Строительно-технического бюро А.Б. Турчевича» и возведение собственного дома, в котором располагалось бюро. Здание, кстати, сохранилось. Это особняк на пересечении улиц Екатерининской и Николая Островского, построенное в 1891–1892 годах. Как и многим проектам архитектора, «Дому Турчевича» присвоен статус памятника архитектуры.

После регистрации собственного бюро Александр Турчевич берет все больше и больше заказов. Архитектор создает проекты не только домов местной знати. Он также выполняет заказы на строительство церквей и общественных домов. Работы архитектора можно увидеть в Перми, Осе, Кунгуре, Сарапуле, Верхотурье и Екатеринбурге. Примечательно, что несмотря на большой объем выполняемых работ, штат бюро был невелик. Оно состояло всего из четырех человек: самого Турчевича и трех техников-чертежников.

«Дом Турчевича». Источник: Государственный архив Пермского края

Среди клиентов бюро Турчевича был род купцов Любимовых. По их заказу архитектор построил двухэтажный каменный особняк в стиле модерн с элементами эклектики на улице Екатерининской (Дом вдовы Любимовой), где сейчас расположился Пермский ТЮЗ и и «Маленькую Бельгию» Ивана Любимов в Березниках (комплекс заброшеных зданий в промзоне на Чуртанском шоссе).

Также руке Александра Турчевича принадлежит проекта «Дома купцов Тупицыных» (здание ФСБ) и знаменитый «Дом Грибушина», что упоминается Борисом Пастернаком в романе «Доктор Живаго», как «дом с фигурами», напротив которого Лара жила в Юрятине.

Вид на «Дом Грибушина». 1902 год. Источник: Государственный архив Пермского края

Кроме этого, архитектор провел реконструкцию Казенной палаты (администрация Перми) и спроектировал бывшее здание Епархиального женского училища (Православная классическая гимназия на перекрстке улиц Пермской и Газеты «Звезда»). По его проекту также был построен Доходный дом Кувшинского (находится на перекрестке улиц Петропавловской и Газеты «Звезда»).

Храмы, созданные Турчевичем

Треть спроектированных и построенных Александром Турчевичем зданий — православные храмы. Под его руководством велась работа по 50 религиозным зданиями. При этом сам архитектор был католиком.

В 90-х годах XIX столетия Турчевич подготовил чертежи для расширения Спасо-Преображенского собора (сейчас здесь находится Пермская художественная галерея). В результате по бокам переходной галереи, соединяющей колокольню и зимний храм, появились дополнительные приделы, над алтарями которых были устроены купола с луковичным завершением. Архитектор выровнял кровлю перехода к колокольне, который стал прямым продолжением зимнего храма. Также его авторству принадлежит «верхний свет» в подкупольной части собора и новые оконные проемы на боковых фасадах здания.

Архитектор занимался реконструкцией Свято-Троицкой единоверческой церкви, которая находилась на Сенной (Октябрьской) площади. Храм снесли в 1930 году, на его месте был построен главный комплекс Пермского Политеха. Как и «Дом Мешкова» эта церковь была построена по проекту Ивана Свиязева.

1923 год. Первомайский парад в Перми. На заднем плане Свято-Троицкая единоверческая церковь. Источник: Государственный архив Пермского края

Кроме этого, по заказу братьев Григория и Фёдора Каменских бюро Александра Турчевича спроектировало и построило в 1889–1892 годах церковь Марии Магдалины. В 1930 годах здание реконструировали. В советскую эпоху были демонтированы купола храма и надстроен дополнительный этаж. Сейчас здесь находится Институт экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН (перекресток улиц Ленина и Николая Островского).

Авторству Турчевича принадлежит множество храмов за пределами Перми. До наших дней сохранились: Троицкий собор в Осе, Свято-Никольский храм в Кунгуре, Крестовоздвиженский собор в Верхотурье (Свердловская область), церковь Николая Чудотворца в селе Ершовка (Удмуртия).

Но далеко не всем блестящим проектам Александра Турчевича было суждено превратиться из чертежей на бумаге в здания. Так произошло с Троицким храмом, который планировалось построить в Чусовом. «Он был задуман как оригинальное, не похожее на другие его работы, сооружение. В нем сливаются русские традиции и готическая устремленность в высь. Его пропорции изящны и легки. Шатровые главы храма с колокольней значительно утончены», — пишут краеведы Кашихин и Перескоков о проекте архитектора. От строительства храма отказались из-за слишком высокой стоимости. Жители Чусового предпочли грандиозному проекту Турчевича деревянную церковь.

Жизнь за пределами архитектурного бюро

Несмотря на то, что большую часть времени Александр Турчевич посвящал архитектуре, он никогда не оставлял свою любовь к театру. «Глумов как драматический артист пользовался в свое время большим успехом у пермских зрителей как исполнитель ролей герой-любовников и герой-резонеров, обладал большим художественным вкусом и чувством меры, прекрасной внешностью и чудесным характером. Много раз я смотрел его исполнение, был с ним знаком. Летом 1896 года я вместе с ним принимал участие в пьесе «Параша-сибирячка», которая была поставлена в Пермском театре в память коронования царя Николая II. Он режиссировал и играл роль Неизвестного, а я был его помощником и исполнял роль Одного из народа», — пишет в своих воспоминаниях артист, режиссер и исследователь истории русского театра Андрей Чайкин.

Жена архитектора Ольга Смердова была актрисой и «женщиной очень развитой, культурной и неглупой». Она увлекалась фотографией и была членом Пермского фотографического общества. Вместе со своей супругой Александр Турчевич участвовал в различных постановках и занимался благотворительностью. Его имя указанно в списке почетных членов Пермского губернского попечительства детских приютов и Пермского епархиального училищного совета. Также Турчевич был пожизненным членом Пермского общества попечения о лицах, освобожденных из мест заключения.

Смерть и судьба семьи

Александр Турчевич скончался на 55-м году жизни. Новость о смерти архитектора появилась 31 декабря 1909 года в газете «Пермские губернские ведомости». «Александр Бонавентурович Турчевич скончался 30 декабря, в 9 ч. 45 мин. вечера, о чем жена и сын извещают знакомых. Вынос тела из квартиры в костел в 10 ч. утра 31 декабря. Похороны на новом кладбище в 11 ч. утра того же дня», — говорилось в сообщении. В некрологе, размещённом в «Записках Пермского отделения Императорского Русского технического общества» за 1910 год о Турчевиче напишут: «Всего им произведено до 150 построек, между которыми до 40 оконченных и 10 неоконченных церквей».

К сожалению, сегодня историкам тяжело детально изучать личную жизнь и деятельность Александра Турчевича. Как рассказали Properm.ru в Государственном архиве Пермского края, записей о его трудах и личных вещей осталось мало. Личный архив Турчевича и его бюро, в которых была переписка архитектора с клиентами и органами власти, исчез в годы Гражданской войны, когда вдова зодчего Ольга Смердова эвакуировалась из Перми вместе с войсками Колчака. Дата ее смерти и дальнейшая судьба неизвестна.

О сыне архитектора Борисе Турчевиче также осталось мало сведений. Как пишут исследователи Елена Спешилова и Алевтина Федоренчик в газете «Личное дело» (выпуск №3 (84), в 1917 году по решению Временного правительства он исполнял обязанности губернского комиссара Перми, а в 1919 году вошел в состав Уральского Совета рабочих и солдатских депутатов из-за чего попал в число людей, которые преследовались колчаковской властью. По словам краеведа Владимира Туркина, в с начала 20-х годов прошлого века Борис Турчевич жил в Москве, состоял в коллегии адвокатов, был консультантом юридического бюро треста «Фанеродвинолес», а в 1932 — 1940 годах служил в Минлеспроме.

В честь выдающегося архитектора Прикамья Александра Турчевича сегодня названа улица в строящемся жилом квартале «Арсенал». Есть в этом какая-то ирония, ведь на улице, названной именем талантливого зодчего, стоят «человейники». И если работы Турчевича — достояние Перми, то о новом ЖК такого сказать нельзя.

Фотографии предоставлены Государственным архивом Пермского края. В работе над материалом использовались публикации: Леона Кашихина, Льва Перескокова, Елены Спешиловой и Алевтины Федоренчик.

Оцените материал
9 1 6 24