Posted 1 февраля 2021,, 05:40

Published 1 февраля 2021,, 05:40

Modified 2 марта 2023,, 14:39

Updated 2 марта 2023,, 14:39

Его труды можно увидеть почти на всех улицах старой Перми. Архитектор Василий Попатенко

1 февраля 2021, 05:40
Дмитрий Загуменнов
Василия Попатенко можно смело назвать создателем образа дореволюционной Перми. Однако архитектор оставил свой след в истории города не только как выдающийся зодчий. При нем, как это модно сейчас говорить, в Перми появилась комфортная городская среда. Редакция Properm.ru выражает благодарность Государственному архиву Пермского края, электронной краеведческой библиотеке «Пермский книгоед» и историку Андрею Маткину за помощь в работе над этим материалом.

Учёба и путь в Пермь

Архитектор Василий Попатенко родился в 1841 году в Керчи. В 1864 году он окончил курс Петербургского института гражданских инженеров и вернулся в Крым, где поступил на государственную службу в Таврическую губернию, там он работал в строительной и дорожной комиссиях. С 65-го по 74-й год XIX века Попатенко жил в Санкт-Петербурге, выполняя частные заказы, служил младшим инженером в транспортно-строительной комиссии Рязани, был земским и городским архитектором в Скопине (один из старейших городов Рязанской области). Поэтому в 1874 году Василий Попатенко приезжает в Пермь уже грамотным специалистом с большим багажом знаний.

В Перми зодчий начинает свой путь младшим архитектором строительного отделения местного губернского правления. В 1875–1877 годах Попатенко отправляют работать над строительством корпусов и церкви Пермской губернской тюрьмы (СИЗО №1 на ул. Клименко, 24).

Спустя четыре года после приезда в Пермь Василий Попатенко назначается на должность городского архитектора, которую он будет занимать больше 30 лет — до середины 1912 года. За эти годы он сделал огромный вклад не только в архитектурный облик города (более 20 зданий построено по его проектам), но и в его благоустройство. При Попатенко были замощены брусчаткой центральные улицы Перми, построен велодром (сейчас на этом месте находится стадион «Юность»), проведен водопровод и канализация, построена электростанция, благодаря которой электричество пришло в дома пермяков и на городские улицы.

Создатель дореволюционной Перми

Василий Попатенко работал в стиле эклектики и рационального модерна (был популярен на рубеже XIX — XX веков). Во многих зданиях, построенных Попатенко, можно заметить архитектурные формы напоминающие нам о древней Руси. При этом основные линии зданий — строгие и четкие.

«Если обозначить на плане Перми все здания, построенные в дореволюционное время по проектам архитектора В.В. Попатенко, то окажется, что они присутствуют почти на всех улицах «старого» города, сохранились до наших дней и продолжают исправно служить новым поколениям», — писал краевед Лев Кашихин в газете «Вечерняя Пермь» еще в 1987 году. Спустя 33 года его слова не потеряли актуальности. Проекты, реализованные Попатенко, до сих пор создают образ старой Перми. При этом никто точно не знает сколько именно домов было построено по его проектам.

Примечательно, что многие здания, созданные зодчим на рубеже XIX-XX столетий, до сих пор исполняют свои первоначальные функции. Особенно образовательную и медицинскую. Яркий пример — больница им. Граля. Попатенко принадлежат проекты старых зданий больницы, в которых сейчас располагаются офтальмологическое и урологические отделения.

Также зодчим было построено Екатерино-Петровское училище, где теперь находится Пермский краевой музыкальный колледж на ул. Екатерининской, и Алексеевское реальное училище — корпус Пермского авиационного техникума им. Швецова (третий этаж был надстроен после Октябрьской революции).

Кроме этого по проектам Василия Попатенко возвели:

  • Часовню Стефана Великопермского на перекрестке Комсомольского проспекта и Петропавловской;
  • Пермскую женскую учительскую семинарию (Дом Боброва на перекрестке ул. Советской и Комсомольского проспекта);
  • Усадьбу купца Гаврилова на ул. Куйбышева, 6 (Территориальное управление Росимущества в Пермском крае);
  • Ольгинское училище на ул. Сибирская, 55 (Колледж олимпийского резерва Пермского края);
  • Пожарное депо на ул. Куйбышева, 11, помещения которого теперь занимает театр «У Моста»;
  • Дом Трудолюбия (школа «Дуплекс» на ул. Толмачева, 18);
  • Императорское музыкальное училище на углу улиц Сибирской и Пушкина (сейчас помещения здесь сдаются под магазины);
  • Каменные торговые корпуса на Чёрном рынке (сохранились до сих пор, были отреставрированы во время строительстве жилого комплекса «Астра»);
  • Алексеевское (Стефановское) училище на Разгуляе (корпус Пермского музыкального колледжа на ул. Ленина.

Вокруг одного из проектов Василия Попатенко — усадьбы наследников Каменских на шоссе Космонавтов, 16 (ранее Казанский тракт, 30) — ходили мистические легенды. Архитектор спроектировал здание для семьи купцов в 1890-х годах. Как пишет краевед Владимир Гладышев в сборнике «Пермский дом и истории и культуре края», каменное здание выделялось и выглядело очень красиво среди окружавших его деревянных домов, однако хозяева дома в нем почти не жили. Причиной этому была якобы пребывающая там «нечистая сила». После Октябрьской революции в особняке Каменских находился народный дом им. 8-го Марта и одноименный кинотеатр. Во время сеансов иногда были слышны завывающие звуки, однако потусторонние силы к их происхождению не имеют никакого отношениях. В 1930-х годах в западной стене здания было обнаружено замурованное горлышко от бутылки. Когда отверстие запечатали, то «нечистая сила» исчезла, звуки прекратились.

Сейчас в здании располагается Пермская краевая медицинская библиотека. Несмотря на то, что за свои 130 лет особняк несколько раз сменил владельцев и пережил перестройку внутренних помещений, ему удалось сохранить старую лепнину на фасаде здания и «родные» межкомнатные деревянные двери. К сожалению, сегодня красоту этого старинного дома тяжело разглядеть. Особняк поглотила урбанизация, его облик затерялся. Здание окружено дорогами и разросшимся Центральный рынком.

Бедность, уважение, смерть

Согласно записям из личного фонда краеведа Александра Шарца, Василий Попатенко закончит свою карьеру в середине 1912 года. Причиной этому станет болезнь, полученная при падение с лесов на строительной площадке Ольгинского училища (Колледж олимпийского резерва Пермского края). Несмотря на то, что на протяжении большей части жизни Попатенко был востребован и уважаем среди пермских купцов и градоначальников, а также входил в Губернский попечительский совет детских приютов и пермское отделение Императорского русского технического общества, в последние годы своей жизни он испытывал сложности с деньгами. Но всенародное признание, что Попатенко получил за годы работы над архитектурным обликом Перми, помогло ему частично решить эту проблему.

В 1917 году сильно нуждающийся архитектор, живший на маленькую пенсию, попросил городскую думу заплатить ему за проектную документацию на здание Екатерино-Петровского училища (корпус Пермского музыкального колледжа на ул. Екатрининской). Попатенко работал над ней по договоренности с мэром города Иваном Суслиным в свободное от службы время. Несмотря на то, что со времени постройки здания прошло больше 20 лет, городская дума пошла на встречу зодчему и выплатила ему две тыс. рублей. Как пишет Кашихин, здание училища было настолько хорошо построено, «что большинству членов думы не хватило духу отказать ему».

Скончался Василий Попатенко в 1920 году от крупозного воспаления легких. Архитектора похоронили на Егошихинском кладбище неподалеку от Успенской церкви. Со временем место погребения Попатенко было забыто, однако благодаря трудам краеведа Сергея Торопова и усилиям Владимира Гладышева (ныне председатель клуба «Пермский краевед») могила Василия Попатенко была найдена. Гладышеву удалось разыскать пожилого пермяка Александра Голубева который когда-то в меру своих сил ухаживал за могилой градостроителя. В 2002 году на месте захоронения Василия Попатенко и его дочери Эмилии (в последние годы приняла монашеский постриг под именем Евсения) были установлены деревянные надгробия.

Фотографии предоставлены Государственным архивом Пермского края. В работе над материалом использовались труды и публикации: Льва Кашихина, Владимира Гладышева, Александра Шарца и Александра Терехина, а также материалы пользователей сайта pastvu.com.

"