Posted 11 апреля 2012,, 03:35

Published 11 апреля 2012,, 03:35

Modified 2 марта 2023,, 18:04

Updated 2 марта 2023,, 18:04

Роман Юшков: Архитектурный облик Перми: шествие варваров

11 апреля 2012, 03:35
По просьбе Properm.ru, руководитель группы «Зелёная Эйкумена», кандидат географических наук Роман Юшков охарактеризовал современный архитектурный облик Перми.

Передвигаясь по родной Перми, каждый раз я остро ощущаю, что живу при каком-то ужасном оккупационном режиме. Власть в городе захватило племя варваров, насаждающее свою убогую материальную и духовную культуру. И вот завоеватели всласть глумятся над моей землёй, её наследием, её традициями, над местным представлением о прекрасном, которые захватчикам чужды и противны.

Что же свидетельствует об этом, что кричит о варварском нашествии с каждого угла?

Во-первых, историческая застройка в Перми массово, организованно, системно стирается с лица земли. Двухэтажные купеческие и мещанские особнячки позапрошлого века в историческом центре один за другим идут под бульдозер. Входят ли они в охранные зоны памятников, являются ли сами официально признанными ценными средовыми объектами — неважно, ничто и никто их не спасает. Каменные и полукаменные, они, как правило, нуждаются лишь в ремонте деревянных перекрытий. После этого, будучи отреставрированными, они украсили бы город и создали бы ему шарм и аромат индивидуальности и историзма. При этом они могли бы спокойно служить офисами, мини-отелями, магазинчиками...

В других городах такие проекты по актуализации архитектурной старины с успехом реализуются. Но нет, пермским властям и бизнес-элите с их отполированными мозгами это не нужно. Им гораздо проще всё снести, поставить на этом месте какую-нибудь ужасную никелированную "ракету" и собрать свои 600% прибыли, пожертвовав отступными за снисходительность надзорных органов.

За последние годы в Перми безнаказанно уничтожено несколько и вполне официальных памятников, стоящих на охране государства. Среди них Флигель мещанина Березина, Дом механика пермских пушечных заводов, почти доломано здание Ижевского пивного товарищества. Возбуждённые уголовные дела были бесславно закрыты. Но есть технология и ещё более простая: предварительно вывести здание из списка памятников под предлогом его «политической неактуальности», а после этого уже с ним разделаться. Так были уничтожены дом революционера Пузырёва на Кирова, штаб Красной гвардии на углу Екатерининской и Газеты Звезда — последний пермский дом с мезонином.

Совсем уже массовый размах приобрело уничтожение ценных средовых объектов (ЦСО) — тех вышеупомянутых особнячков, в которых живёт, точнее, доживает свой век неповторимая душа, аура города. Санкт-Петербугский научно-проектный институт «ЭНКО» в 2004 году выявил их в Перми в количестве 340 штук. На сегодня уже большая часть этих домиков уничтожена. Все усилия пермской градозащитной общественности, краеведческого сообщества разбиваются о стену чиновничьего пофигизма и предпринимательского невежества.

За последние годы сотню раз на разных совещаниях и в различных кабинетах было подтверждено, что эти ЦСО следует срочно описывать и придавать им статус объектов культурного наследия местного значения, после чего их охраняемый статус хоть как-то закрепится. Но со стороны органов власти постоянно происходит какой-то злостный саботаж. В Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края неофициально объясняют, что для них это будет лишняя обуза и дополнительные хлопоты, так что без министерской инициативы они суетиться не будут. Краевой центр охраны памятников на сегодня, похоже, занят целиком и полностью одной лишь реконструкцией театра оперы и балета, по поводу которой, кстати, тоже куча вопросов в плане эстетики и охраны старинного пермского культурного ландшафта.

В свою очередь, министерство культуры, руководствуясь идеологией всесильного патрона Бориса Мильграма совершенно очевидно сосредоточилось как раз на противоположной задаче: на придании Перми «современного» облика, на отрыве пермского культурного поля от питающих его глубинных корней. На попытки обращения к вице-премьеру по вопросам сохранения и актуализации пермского историко-архитектурного наследия Мильграм иногда не реагирует вовсе, а иногда разражается агрессивными выпадами в СМИ в адрес защитников старины.

Ну и, наконец, во-вторых: что же строят в Перми на местах, отвоёванных у истории и традиционной культуры? В абсолютном большинстве случаев строят полное убожество и самый низкопробный архитектурный ширпотреб. Наверное, архитекторы и застройщики полагают, что никудышное качество архитектурного произведения можно компенсировать его циклопическими размерами. В итоги мы имеем на улицах города то, что имеем: нелепые стеклянные аквариумы «алмазов» и «сити-центров», пластиково-кафельные коробки «колизеев», чудовищные пародии на классицизм типа «Любимова» и т.д. и т.п. Эти архитектурные монстры быстро лепятся по технологии архитектурного фаст-фуда, множатся, обступают со всех сторон, бесстыдно лезут в глаза, причём не где-то на окраинах, а в самых центральных местах, сплошь и рядом именно на месте уничтоженной исторической застройки.

Захватившие власть эстетические мутанты не постеснялись забраться и на Компросс — уникальную для России улицу, где благодаря разуму и вкусу предыдущей власти хорошо сохранился целостный комплекс сталинской архитектуры. Первым сюда впендюрили вульгарнейший «Гостиный двор», а сейчас уже ещё один стеклянный сундук между Пушкина и Луначарского, страшно представить, что будет дальше!

А ещё — огромные безобразные зеркальные входы в ночном клубе «Ветер» на Сибирской, видимо, должные изображать роскошь и гламур, а на деле демонстрирующие убогость вкуса и бедность фантазии, слепые окна-стеклопакеты без поперечных рам в исторических зданиях, белые металлопластиковые двери в памятниках архитектуры, руинирование и наглая отмороженная самовольная перестройка объектов культурного наследия до полной неузнаваемости.

Найдётся ли, в конце концов, сила, которая остановит эту пермскую архитектурную пляску смерти?

"