Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Аркадий Кац: Вопрос принципиальный, будет ли реализовываться мастер-план

25 июля 2012, 17:28

Аркадий Кац: Вопрос принципиальный, будет ли реализовываться мастер-план
Первый зампредседателя Пермской гордумы указал на некоторые ошибки при работе над Генеральным планом Перми и признал, что будущее документа зависит от губернатора Пермского края Виктора Басаргина.

Первый зампредседателя Пермской гордумы Аркадий Кац в разговоре с журналистами радиостанции «Эхо Перми» рассказал, в каком положении сегодня оказался градостроительный документ. Properm.ru публикует выдержки из этой беседы.

Для того, чтобы перевести мастер-план в реальность, чтобы хорошие идеи заработали, необходимо принятие очень большого числа документов. Генплан - это один из них, и, пожалуй, он ни от чего не отказался. Вопрос в другом: чтобы до конца заработало то, что надо жителям, чтобы город реально менялся, становился комфортней, необходимо, во-первых, много еще чего: политическая воля, согласие между жителями, элитами, застройщиками, законодателями, финансовые ресурсы…, но если мы сейчас говорим про нормативную базу, то, прежде всего, необходимо принятие Правил землепользования и застройки, регламента застройки, местных нормативов градпроектирования, а вот с этим, к сожалению, последние два года у нас ничего не происходит.

Такого рода документы, как стратегия города, мастер-план, требуют очень серьезного согласия, понимания, взаимодействия и убежденности. Я готов сказать, что темпы и скорость принятия документа были очень велики. Он, что называется, не прожит, в практике не адаптирован. В сознании есть тысячи разных буквальных причин, но главная проблема, думаю, в том, что вокруг мастер-плана нет пока необходимого консенсуса.

Мастер-план - это документ, который исходит из интереса, из приоритета жителя. Поэтому главная его ценность - это создание комфортной, безопасной среды, отношений уважения между людьми. Давайте простой пример. Сегодня у нас главная проблема — это точечная застройка. Нет, наверное, ни одного из горожан, кто не пострадал бы от точечной застройки, когда во дворе появляется «свечка». Это значит, кто-то реализовал свое благо за счет ущемления интересов других людей, которые жили в привычном тихом дворике с детской площадкой.

Сегодня проблема нашего города — это ветхое и аварийное жилье, которого очень много. При этом город строится в новых районах: Левшино, сейчас выходит на Иву. А эти люди остаются со своими проблемами один на один. Проблема нашего города - это приоритет человека за рулем, водителя личного транспортного средства, который подавляет тротуар, который подавляет двор, подавляет пешехода. Таких примеров неуважительного отношения между жителями, создания неравной и некомфортной среды очень много. Весь мастер-план пронизан духом создания сбалансированной, безопасной комфортной среды, основанной на правилах и на взаимном уважении. Вот главный дух этого документа. И все построено исходя из этого.

Сейчас идет дискуссия по поводу шести этажей, и есть аргумент, что экономически шестиэтажная застройка у нас не сходится. Правильно, когда мы строим «свечку», о которой я говорил, по экономике она срастется. А чтобы построить правильный, сбалансированный, не разорванный, а связанный единой тканью, единой этажностью город, нужны совсем другие подходы. То есть тот же самый принцип средней и малой этажности - это принцип безопасности, это исключение принципа неравенства.

Следующий пример. У нас есть такой термин «компактный город». Под компактностью понимается скученность. Да нет! Компактный город — это один единственный принцип по большому счету — город не расползается дальше.

Еще одно: дальнейшее развитие правого берега Перми принесет городу множество проблем. Туда будут переброшены ресурсы, потребуется строительство нового мостового перехода, потребуется строительство сетей. Эти деньги надо откуда-то взять, у города их нету, значит, они будут взяты с проблем расселения, капремонта, ветхого и аварийного жилья, ремонта инженерных систем. То есть жители существующих районов заплатят два раза. Первое — им надо будет отдать деньги на развитие правого берега, второе — поскольку эти деньги уйдут туда, надо будет еще раз достать деньги на капремонт и приведение в нормативное состояние уже существующего (жилищного фона — Properm.ru). 40–50 лет у нас жилью, 40–50 лет сетям. Очень простые правила устройства городской жизни предлагает мастер-план.

Если мы сегодня не занимаемся этим гигантизмом, вдумчиво вкладываем средства в развитие той инфраструктуры, которая есть, то наши тарифы будут расти медленнее. Представьте себе, строить сегодня Иву и Бахаревку, сколько миллиардов рублей надо вложить в обеспечение этих территорий инфраструктурой? А так мы экономим и соответственно снижаем тарифы, потому что деньги берутся из наших тарифов.

Генплан помогут реализовать кнут и пряник. Во-первых, ограничительные запретительные меры для использования личного транспорта на определенных улицах в целях парковки. В этом году худо ли бедно, но сделали эксперимент по ограничению времени парковки в местах, где сегодня наиболее скученная ситуация.

Второе — стимулирующие меры, создание приоритета общественного транспорта, развитие продуманной системы парковок. Как перехватывающих парковок на въезде в город, когда человек может пересесть на общественный транспорт, так и парковок в центре города. Они в схемах мастер-плана конкретно обозначены. Например, одна из самых крупных парковок подземных должна расположиться на Октябрьской площади с преобразованием одновременно площади и продлением там бульварной пешеходной части. Сегодня там разрыв, который превращается в стоянку, и люди начинают обходить слева и справа эту гигантскую парковку в центре города.

Город, где стали гораздо более комфортными общественное пространство, где отремонтированы все парки и скверы, работают все фонтаны, город, где существуют разные типологии жилья — от индивидуального до жилья в высотках, а максимальная высотность, предусмотренная мастер-планом, составляет 150 метров или 50 этажей. Это город, где существенно выросла безопасность за счет развития общественных пространств. Это город, где стало меньше пробок, и за счет эффективно работающего общественного транспорта вы можете экономить время на необходимые перемещения.

Давайте по-честному. Сегодня вопрос стоит не в том какая этапность, а вопрос в том, будет ли реализовываться в принципе тот мастер-план и тот генеральный план, который заложен. Это связано, в том числе, со сменой руководства.

Очевидно, что назрела необходимость окончательно и четко сформулировать договоренности по поводу будущего развития города, через принятие документов, через организацию работы различных институтов и площадок. В частности, сейчас создается градостроительный совет при губернаторе. Я полагаю, это должна быть та площадка, где первым делом надо сформулировать, какими шагами и в каком направлении мы движемся. Это сейчас для горожан категорически необходимо.