Posted 30 августа 2012,, 04:34

Published 30 августа 2012,, 04:34

Modified 2 марта 2023,, 17:43

Updated 2 марта 2023,, 17:43

Реваз Шенгелия Виктору Басаргину: Необходимо выйти и поддержать нас

30 августа 2012, 04:34
Генеральный директор ЗАО «Центральный рынок» Реваз Шенгелия объяснил Properm.ru, что необходимо для сохранения спокойствия на рынке, чем пермским предпринимателям может помочь Виктор Басаргин и рассказал, где в Перми ведется незаконная торговля.

Застройка центрального рынка продолжается уже несколько лет, но в 2012-м году этот процесс должен выйти на финишную прямую. Как уже сообщал Properm.ru, по закону №271, рынок, таким как его помнит большая часть пермяков — бесконечные ряды полиэтиленовых палаток — уходит в прошлое. На месте палаток должны появиться торговые центры, в которых и разместятся предприниматели. В противном случае им придется искать другое место для торговли.

Бессменный руководитель ЗАО «Центральный рынок» Реваз Шенгелия убежден, что этот процесс не пройдет безболезненно — под угрозой около 700 рабочих мест. Поэтому разговор с Properm.ru о строительстве нового торгового комплекса на территории рынка превратился в беседу о будущем рыночных предпринимателей.

Экскурсию по стройке для Properm.ru провела заместитель генерального директора ЗАО «Центральный рынок» Вера Артемихина. Осмотр начался с уже готовых торговых комплексов — павильонов «Центральный №1» и «Центральный №2». В них уже переехала часть предпринимателей, до этого торговавших под открытым небом.

Вера Артемихина: В соответствии с ФЗ №271, с 1 января 2013 года в городах с населением более 500 тыс. человек торговля на розничных рынках должна осуществляться в капитальных зданиях и сооружениях. Поэтому я нашу встречу начала с осмотра этого торгового центра (Центральный №1 — Properm.ru). Мы сюда переводим наших арендаторов.

Алексей Лучников, Properm.ru: С 31 декабря все палатки с центрального рынка исчезнут?

Вера Артемихина: Есть исключения, например, шатры, которые появляются при проведении ярмарок, не относятся к центральному рынку. Поэтому при оформлении соответствующих документов можно торговать в некапитальных сооружениях.

Алексей Лучников: Какие у предпринимателей есть варианты работы по окончании 2012 года?

ВА: Они могут остаться в торговых комплексах на территории центрального рынка, могут пойти в любые торговые центры Перми. Могут уехать работать в другой город. Мы готовы предоставить места всем желающим. Мы входим в положение арендаторов и предоставляем им временные скидки по аренде.

Экскурсия закончилась в кабинете директора ЗАО «Центральный рынок» Реваза Шенгелия.

Реваз Шенгелия: Сейчас в Государственной думе рассматривается законопроект, который позволит региональным властям самостоятельно принимать решение — переводить палатки в капитальные сооружения или нет. Мы хотим теперь через вас этот вопрос поднять.

ВА: Срок перехода в капитальные здания установлен 1 января 2013 года. Но ряд депутатов «Единой России» подготовили проект закона в Госдуму, который вносит изменения в федеральный закон и предоставляет право субъектам РФ самостоятельно устанавливать сроки перевода в капитальные сооружения розничных рынков. То есть, в Рязани это может быть 1 января 2013 года, а в Перми, может, это будет реально в 2015-м, или в 2016-м году. Регулирует он и процент предпринимателей, которые работают в зданиях и под открытым небом. В Перми совсем не обязательно всех предпринимателей переводить в здания именно в этом году.

АЛ: Но пока не принят этот законопроект, по факту говорить не о чем.

РШ: Говорить есть о чем, потому что первоначально срок законодатель закладывал на 2010-й год, потом, естественно, вся страна ополчилась, и депутаты дважды переносили сроки. Вы, кстати, ознакомились с итогами 100 дней Виктора Басаргина на посту губернатора Пермского края?

АЛ: Насколько я помню, он не касался вопросов развития Центрального рынка.

РШ: Центрального рынка нет, но там речь шла о расслоении людей, о большой разнице между доходами населения. А мы об этом и говорим: рынок рассчитан на разные социальные категории, и к нам сюда идет категория малообеспеченная. Хотя за элитным продуктом, который есть в первом павильоне — мясо, молочная продукция - идут все жители Перми.

АЛ: Но до тех пор, пока Госдума не рассмотрит предложение депутатов по передаче полномочий регионам, нам говорить об этом вопросе смысла нет, поправки могут принять, а могут и отклонить.

РШ: Это вы не видите, потому что вы, видно, не знаете, о чем мы сейчас говорим, и не понимаете, что в конце года если, например, не будет капитальное здание построено, то 700 человек останутся без работы. Понимаете? Они куда пойдут? Эти люди не приходят к государству и не просят ничего, они сами себе зарабатывают, чтобы прокормить себя и свою семью.

Поэтому очень важно довести до сведения депутатов и губернатора, что сегодня принять такое решение и продлить на год хотя бы этот срок, чтобы рынки смогли встать на ноги и построили капитальные здания.

АЛ: Что изменится за год?

РШ: К концу 2013 года мы планируем ввести в эксплуатацию еще одно здание, которое сегодня строится на территории рынка. Хотя бы те же финансовые средства мы должны получить. Мы даем информацию, чтобы вместе с вашей помощью довести это до сведения депутатов. Цель-то какая? Не только жареное чтобы было, правильно? Но обычно вообще-то ваш брат любит жареное, но, к сожалению, на рынке пока все спокойно, начиная с национального вопроса, кончая всеми делами, тьфу-тьфу, не сглазить бы. Знаете, как говорят, если на рынке все в порядке, то и в городе тоже все хорошо. Рынок — это барометр государства.

АЛ: Давайте поговорим о том, какие, на ваш взгляд, действия должен принять Виктор Басаргин и его администрация для того, чтобы 700 предпринимателей не потеряли свои рабочие места.

РШ: Речь идет о том, чтобы власть понимала: чтобы сохранить спокойствие на таком крупном объекте, как Центральный рынок, нам нужно время. И поскольку сейчас субъекты федерации получают право продлить срок вступления в силу закона, который нас обязывает прекратить торговлю вне капитальных сооружений, на территории нашего региона этот срок должен быть продлен. Руководители рынков в других городах выходят с такими предложениями, и их поддерживают и администрации, и депутаты.

АЛ: В каких регионах?

РШ: В Татарстане, в Краснодарском крае, в Волгограде, в Ростове-на-Дону все выходят с предложениями пересмотреть сроки. И мы обращаемся с просьбой к депутатам. Чтобы сэкономить средства на строительство торговых центров, мы должны повысить аренду, но мы ведь этого не делаем.

АЛ: Что должен сделать губернатор Басаргин?

РШ: Добиться изменения сроков, которые прописаны в ФЗ №271. Необходимо выработать решение, выйти и поддержать нас. У нас же есть депутаты. Необходимо до принятия этих поправок в Пермском крае сформулировать свою точку зрения и уже в Государственной думе принять ее.

После этого заявления Реваз Шенгелия встал и прошелся по кабинету. Он открыл шкаф и достал оттуда пластиковую икону.

РШ: Вы верующий человек? Православный? Вот икона, пускай Вас хранит на долгие годы в связи с приходом на Центральный рынок.

АЛ: Спасибо.

РШ: У нас тут на территории рынка есть часовня. Вы заходили туда?

АЛ: Нет.

РШ: Рекомендую поставить свечку.

ВА: В часовню приходят молиться наши частные предприниматели, потому что их государство ни в чем не поддерживает. Они не стоят в центре занятости на учете, не получают никаких субсидий. Они продали, условно, курточку, чулки, носки, белье — сегодня у них есть деньги на хлеб.

АЛ: Давайте поговорим про бизнес. Здания, которые построены на территории рынка, в чьей собственности находятся?

РШ: ЗАО «Центральный рынок».

АЛ: На какие средства они построены?

РШ: На средства тех, кто участвует в этом акционерном обществе.

АЛ: Кто участники?

РШ: Эти данные вам необязательно знать.

АЛ: Почему?

РШ: Да потому, что есть люди, которые не хотят рассказывать о своих финансовых вложениях. Может, вам еще ключ от сейфа?

АЛ: Я правильно понял, что часть средств управляющей компании, часть — частных лиц?

РШ: Да, конечно.

АЛ: Какая доля управляющей компании, какая частных лиц?

РШ: 50 на 50.

АЛ: В отношении объектов, которые сейчас строятся, это соотношение справедливо?

РШ: Да. Может быть, там будет частных лиц даже больше, потому что в основном они инвестируют в эту стройку.

АЛ: Эти лица занимаются частным предпринимательством на территории рынка? Это ваши арендаторы?

РШ: Да. Строительство еще не завершено, процентов 40 уже набрали людей, которые желают внести свою лепту. Мы не можем взять деньги и не знать окончательный результат. Вы же знаете, какие у нас сроки строительства. Пока идет работа в этом направлении, и до Нового года известно будет, какова доля инвесторов в строительство.

Реваз Шенгелия открыл ящик стола и достал оттуда отпечатанную на принтере фотографию. Вот она.

РШ: Вот надо чем заниматься! Смотрите! Это недалеко от рынка. Разве можно вести такую торговлю? Я звоню начальнику отдела потребительского рынка Управления потребительского рынка администрации Перми Лежневой Ольге Петровне и говорю: «Это что такое? Вы здесь работаете или как? Вы что устраиваете лавки-прилавки вокруг рынка, когда у меня 120 мест подготовленных?»

Такие вещи запретить надо. Еще я разговаривал с начальником отдела потребительского рынка администрации Ленинского района Вахрушевой Татьяной Вячеславовной. Она «набрала» людей — «Иванова, Петрова, Сидорова», как будто на аукционе они выиграли эти места, и заключила с ними договора. А мы подойдем туда — там стоят таджики да узбеки. А здесь на рынке зайдешь к нам — медицинская книга должна быть, лаборатория должна посмотреть, откуда эта продукция поступила. У нас сегодня две лаборатории! В России наш — единственный рынок в городе Перми, который имеет независимую лабораторию и государственную лабораторию.

Губернатор говорит о том, что надо закрывать неорганизованную торговлю, но он же не может все вопросы решить. В то же время, перед носом у рынка устраивают такие базары и говорят: «Мы — столица».

АЛ: Такие продуктовые палатки расположены по всему городу, суть в том, что…

РШ: Суть в том, что на Центральном рынке по закону порядок, а рядом с Центральным рынком — те, кто хотят к нему примазаться. Вот такой развал.

Рынок — это только то, что находится на территории его периметра. Торговля вокруг рынка и на улице Эпроновской не имеют к нам отношения. Там вообще никто не имеет права торговать. Мы на это обращаем внимание главы администрации Ленинского района, но дальше этого ничего не идет.

АЛ: Вы оценивали объем средств, которые потратили для возведения двух торговых павильонов, сколько потребуется еще?

РШ: Потратили много и еще много нужно будет. Вас устраивает такой ответ?

АЛ: Нет. Это не предметный разговор.

РШ: Да нет у меня цифр, к сожалению. Проектные работы на три участка строительства обошлись уже приблизительно в миллионов 20.

АЛ: Где эти участки находятся?

РШ: Есть на территории рынка, есть в Мотовилихинском районе, там тоже есть рынок, наш филиал.

АЛ: Назовите общую площадь зданий и сооружений, которые будут построены?

РШ: Мы хотим построить до шести тыс. кв. м.

АЛ: На территории центрального рынка?

РШ: Да.

АЛ: А в Мотовилихинском районе?

РШ: 1 400.

АЛ: Сколько уже торговых павильонов сегодня на территории рынка построено?

РШ: Построен торговый комплекс «Центральный №1» на территории рынка, там 6 000 кв. м. Еще 1 200 в торговом комплексе «Центральный №2».

АЛ: И еще один павильон в Мотовилихе у площади Восстания объемом в 1 400 кв. м?

РШ: Да.

АЛ: Земля, на которой ведется строительство, в собственности у Центрального рынка?

РШ: Частично в собственности, частично нет. Это не принципиально.

АЛ: Сколько всего торговых павильонов вы планируете построить на территории центрального рынка ?

РШ: Их будет столько, насколько хватит возможности. Пока строить больше возможности нет.

АЛ: Кто застройщик?

РШ: Застройщик всех наших торговых комплексов компания «Стройвест». По-моему, достаточно, Алексей, информации.

АЛ: Высота торгового центра сколько составит?

РШ: По нормам, можете не сомневаться (смеется). Я думаю, что в городе Перми было бы красиво и хорошо строить многоэтажные дома. У меня был когда-то проект 32-этажного здания на рынке. Он сейчас лежит, к сожалению, неутвержденный. А там все было, вплоть до посадочных площадок для вертолета. Так что на этом закончим, а?

АЛ: Воля ваша.

"