Posted 17 сентября 2012,, 10:29

Published 17 сентября 2012,, 10:29

Modified 2 марта 2023,, 17:37

Updated 2 марта 2023,, 17:37

Георгий Коняев: Нам нужна хорошая городская среда!

17 сентября 2012, 10:29
Дизайнер рассказал Properm.ru, кто виноват в том, что пермские здания превратились в рекламные опоры, почему это повышает агрессию горожан и во что она выльется.
Сюжет
Семья

Вслед за виртуальной экскурсией по Перми, которая показала, какие здания спрятались за рекламными баннерами, дизайнер Георгий Коняев дал Properm.ru вполне реальное интервью. В нем он всерьез задумался о том, какие последствия влечет за собой хаотичное размещение рекламных конструкций.

— Георгий, как дизайнер как вы охарактеризуете внешний вид Перми?

— Меня возмущает размещение рекламы на фасадах наших зданий. Рекламные баннеры и вывески превращают их в подставку под рекламу. Такого быть не должно. Судя по тому, что происходит, никакого надзора за размещением рекламы на фасадах не существует. В противном случае такого вопиющего безобразия на стенах не было бы.

— Что вы имеете в виду?

— Хороший пример — баннеры на монументальном здании Стройпроекта на Октябрьской площади напротив Политеха. Они полностью закрывают монументальное здание. Это вопиющее безобразие. Такие вещи допустимы, но только на баннерных сетках и на период реконструкции. Можно понять, если бы здание стояло в лесах, менялся или реконструировался фасад, но мы видим эти баннеры на фасадах почти всех без исключения коммерческих зданий.

Собственники торговых центров и арендаторы при обсуждении этого и подобных ему зданий задают мне вопрос «А почему этим можно, а нам вы не рекомендуете так поступать?». Мне нечего им ответить, остается уповать только на их гражданскую сознательность и благоразумие.

Я понимаю, что якорные арендаторы — кинотеатры или крупные торговые сети, принеся в клюве несколько млн рублей, могут попросить собственника торгового центра повесить свой баннер во всю стену. И мало кто устоит перед такой просьбой. Но надо себя ограничивать. Рассуждения, основанные на прибыли, когда-то должны закончиться.

— В Перми фасады практически любого торгового центра закрыты баннерами. Не пора ли от веры в сознательность бизнеса перейти к законодательному регулированию этого вопроса?

— Это вторая часть вопроса — наличие законодательства по охране зданий от рекламы. Будь такое законодательство, а главное, бригады с ломиками, которые могут в случае чего все это безобразие легально демонтировать, — Пермь была бы другой. В случае нарушений включался бы законодательный регулятор: нельзя — и все тут. Пока у нас в центре Перми здания все больше напоминают столбы для рекламы. Каждый день хожу мимо здания с рогами на ул. Ленина, 50. Сначала там висел баннер, выходящий на эспланаду, сейчас его переместили на боковые фасады.

— Рекламные баннеры на зданиях — это устоявшийся для многих городов формат. Если отбросить эстетику — что вас в этой ситуации не устраивает?

— Здания проектируются архитекторами, которые рассчитывают ритм, пластику, пропорции межоконных проемов и прочее. Потом приходит мелкий собственник и вывешивает на межоконных проемах очень популярную в Перми надпись «Адвокат». Она мало того что нарушает пластику фасада, она нарушает логику, создает визуальный шум. Некоторые здания совсем превратились в филиалы газеты «Из рук в руки». Они увешены адвокатами, всевозможными мастерскими, объявлениями о ремонте сотовых телефонов. Классический пример того, как себя нельзя вести в городе, — универсам «Семья», ТРК «Семья». Если Олег Анатольевич (Чиркунов, экс-губернатор Пермского края — Properm.ru) вернулся к управлению своими активами, культурную политику ему надо начинать с чистки своих фасадов.

Хорошо спроектированное здание вызывает у любого человека спокойствие. В городе есть масса факторов, которые могут его нарушить — от плохих ступенек в подъезде и грязи под ногами до пресловутой рекламы на стене. Это вносит беспорядок в сознание горожан и увеличивает уровень агрессии.

Вспомните, как мы восторгаемся красотой европейских городов. Почему они такие красивые? У них нет грязи, это понятно. В Европе и хорошая архитектура, и их специалисты грамотно относятся к ее сохранению. Там нельзя повесить баннер поперек здания и сказать, что на пятом этаже находится нотариус. Это не в угоду вкусам дизайнеров, это касается интересов всех, кто в Перми живет, — нам нужна хорошая городская среда. Чтобы этого добиться, не надо больших вложений, наоборот, затраты снизятся.

— Что вы предлагаете?

— Необходимо повышать уровень сознательности арендаторов. Вплоть до того, что проводить образовательные семинары среди бизнеса по поводу того, как себя вести в городской среде. Разработать на местном уровне законодательные нормы, которые будут препятствовать самовольному размещению рекламных конструкций.

— Вы же понимаете, что регулирование — это палка о двух концах…

— Понятно, что у каждого города свои особенности и свое законодательство. К примеру, в Санкт-Петербурге есть зоны исторической охраны — Невский проспект с окрестностями — там очень строгие правила и регламенты размещения рекламы. Соблюдаются они или нет — другой разговор. Более мягкие правила созданы для спальных районов, что понятно. У нас же ни для центра, ни для спальных районов ничего не предусмотрено.

Когда арендаторы выносят рекламу на стену — они считают, что к ним увеличится поток посетителей и их товары будут лучше продаваться. Но их коммерческие интересы не должны быть превыше желания пермяков жить в чистом городе.

— Почему?

— Среднестатистическому гражданину должно быть понятно: если на большом здании написано «Торговый центр», то все, что он хочет узнать об этом торговом центре, он узнает во время экскурсии по нему. Вывески, конечно, должны быть, но они должны касаться только якорных арендаторов. Кроме того, вывески на торговых центрах должны разрешаться для точек общепита или аптек. Общепит — для того, чтобы перекусить и сходить в туалет, аптеки — чтобы решить проблемы со здоровьем в экстренном порядке. Всем остальным арендаторам на фасадах размещаться незачем.

Это плюс и для самих магазинов — у посетителей возникает соблазн зайти и совершить экскурсию. Что касается офисных центров — там должна быть внутренняя навигация, чтобы человек, который зашел в офисный центр, видел список всех компаний.

У большинства людей есть возможность воспользоваться навигационными системами, интерактивными справочниками типа 2gis, в которых можно найти список организаций. Зачем сорить на стенах?

— Как выглядит Пермь в сравнении с другими городами, с Москвой или Санкт-Петербургом?

— Крупные мировые бренды очень аккуратно подходят к исторической городской среде Москвы и Питера. Что касается других российских городов — разница между ними и Пермью небольшая. Общая черта для всех — отсутствие регламента регулирования городской среды или его несоблюдение.

— Рекламные конструкции наносят вред зданиям, в особенности памятникам архитектуры?

— Да. У нас используют такое зло, как световые короба. Берут ящик, приколачивают спереди матовое стекло, на него винилом полупрозрачным шлепают надпись. Это бюджетный вариант, понятно, почему он делается. Когда арендатор съезжает, а короба убираются, за ними обнаруживаются отсутствие покраски, штукатурки, следы от креплений. Вывески в виде объемных букв позволяют избежать таких проблем. Кроме того, они лучше читаются.

— Заказчики отказываются от объемных букв из соображений высокой цены?

— Если грамотно спроектировать вывеску, можно, наоборот, сэкономить. У нас зачастую проектируются просто огромные вывески. Поэтому мы наблюдаем огромные буквы, которые без труда можно разглядеть с противоположного конца футбольного поля. Но в Перми таких дистанций кроме эспланады почти нет. Можно делать вывеску в три раза меньше и сэкономить деньги. У нас же все хотят, чтобы было дальше видно.

— Какой тип арендаторов склонен к такому поведению?

— Неразумное отношение к фасаду зданий могут проявить все, независимо от размера бизнеса. Как мелкий ларечник может сделать эстетически правильную витрину, так и крупный арендатор закажет несуразную рекламную конструкцию огромного размера. Все зависит от лица, принимающего решения, если оно эстетически образованно, от него можно ожидать адекватных решений.

— Проблема только в заказчиках?

— К сожалению, понимание того, что можно, а что нельзя, нет и у рекламщиков. Некоторые рекламные агентства стоят на стороне арендаторов — они убеждены в том, что каждый ларечник по закону обязан иметь вывеску. И очень спокойно относятся к зданиям, завешанным винилом.

Но одно дело, какие вывески заказывают арендаторы, но есть еще и те, что предлагаются исполнителями. Если бы бизнесменам предлагалось что-то хорошее, доброе и вечное — может быть, мы жили бы в другом городе. Пока же далеко не все дизайнеры разделяют мою точку зрения.

— Как вы намерены доносить свою идеологию до бизнеса и администрации Перми?

— Подводя итоги, давайте разобьем проблему на составляющие. У нас нет законодательства, регулирующего эту сферу, нет осознания проблемы со стороны заказчиков, есть плохое исполнение дизайнерами. В итоге мы получаем агрессивную городскую среду.

Я пытаюсь исправить эту ситуацию через профессиональные контакты. По роду деятельности общаюсь с разными клиентами, стараюсь по мере возможности объяснять им, что можно, а что нельзя делать с фасадами. Полтора года назад у меня с теперь уже экс-директором Пермского центра развития дизайна Эркеном Кагаровым была попытка написать регламент в отношении рекламных конструкций на зданиях, ответить на вопросы что можно, а что нельзя. Этот регламент до сих пор остается невостребованным.

Второй путь — интервью для новостных порталов (смеется).

Третий — доводим свою позицию до сведения власти. В рамках защиты проекта «Лица улиц» мы общались с представителями администрации Перми. У всех было понимание, что эту среду надо менять. Вопрос в том, как это сделать, как правильно прописать законодательство. Чиновники тоже недовольны тем, как выглядит город, они понимают наличие проблемы, но она где-то застревает, потому что никому ее решать не хочется.

"