Posted 27 сентября 2019,, 03:00

Published 27 сентября 2019,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 14:33

Updated 2 марта 2023,, 14:33

К звёздам: Брэд Питт отправляется в космос за Оскаром

27 сентября 2019, 03:00
Спойлеры: нет | Рейтинг: классика | 16+ | Как смотреть: IMAX В российский прокат выходит экзистенциальная космическая драма Джеймса Грэя, после съёмок в которой Брэд Питт уж точно должен получить если не Оскар, то хотя бы номинацию. Кинокритик Николай Гостюхин считает, что Грэй и Питт создали медитативное кинополотно, сопоставимое по масштабам с «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика с той лишь разницей, что у последнего герои искали высший разум, а Грэй предлагает поглубже заглянуть в самих себя.

В не таком уж далёком будущем Землю сотрясает от катаклизмов, природа которых лежит за пределами нашей планеты. Прославленный инженер-астронавт Рой МакБрайд (Брэд Питт) после аварии на космической станции и вынужденного приземления оказывается ни секунды не волновался. Поэтому его выбирают для сложнейшей миссии — найти отца, Клиффорда МакБрайда (Томми Ли Джонс), который с секретной миссией когда-то давно улетел к Плутону и вообщем-то ответственен за приближающийся на Земле апокалипсис.

Брэд Питт уже успел сыграть кажется все возможные роли: смерть, анархиста, полицейского, борца с зомби, ветерана войны (дважды), каскадёра-неудачника, а вот теперь и космонавта. Все канонические кинообразы собраны. Почти всегда это были разные люди и разные судьбы, но всех их объединяло одно — смотрящий куда-то вдаль и немного грустноватый взгляд актёра. Не самый известный в России режиссёр Джеймс Грэй находит ту самую точку, куда всё это время был обращён взгляд Питта, — космос. Но космос, это обычно лишь метафора тотального одиночества и поисков самого себя в этом вечно меняющемся мире. Не идеальная ли роль для актёра, тяжело пережившего бракоразводный процесс (с Анджелиной Джоли)?

В этом смысле, «К звёздам» ближе всего к недавнему «Человеку на Луне», где Нил Армстронг в исполнении Райана Гослинга бежал от своего горя так далеко, что залетел на Луну. И в том, и в другом фильме, у актёров много крупных планов. Они мало говорят и играют только глазами. Питту теперь достаточно просто смотреть в камеру через шлем, чтобы мы поняли, что его отделяет от его жены (Лив Тайлер), да и вообще всего живого не только скафандр. И если уж это не впечатлит киноакадемию, то сложно представить, что вообще способно помочь актёру заполучить Оскар.

Выше по тексту вы прочитали про «Космическую одиссею», но на самом деле «К звёздам» прямой наследник практически всех культовых космических драм. За тем лишь исключением, что режиссёры всегда стремились куда-то вдаль, на поиски внеземных миров и разумов. Грэй использует тот же ход, но на самом деле это всего лишь приманка, чтобы поговорить со зрителем о том, что у нас есть сейчас. «У нас есть только мы» говорит Рой своему отцу, который положил на алтарь поиска пришельцев не только свою жизнь, но и судьбу своей семьи. Сын отвечает за грехи отца и поэтому только он способен найти его и спасти мир, а на самом деле конечно себя. Практически античный сюжет. Отсюда и латинское название «Ad Astra», взятое у Сенеки «Per aspera ad astra» и означающее дословно «Через тернии к звёздам». И действительно львиную долю времени Рой в фильме куда-то летит. Вот прекрасно воссозданное будущее коммерческой космонавтики, когда герой летит с Земли на Луну (привет Илону Маску), а вот на Марсе местные жители воюют с пиратами за ресурсы.

Но всё это богатство, красота космоса и вселенское одиночество выглядели бы совершенно иначе, если бы не оператор Хойте ван Хойтема и композитор-минималист Макс Рихтер. Первый показывает не только опасность космоса, но и его медитативное спокойствие и красоту. А второй сопровождает эту космическую тишину и передвижения Роя музыкой, которую похоже слышит только герой (и зритель конечно тоже).

«К звёздам» не привычный космобоевик, хотя и экшена в нём хватает (марсианские сцены бесподобны), а почти камерная история о поисках отца сыном и морального ориентира в целом. Всё-таки Рой стал астронавтом по примеру отца, но должен ли он так же далеко заходить в своих поисках? Должны ли мы вообще брать на себя ответственность за нерешённые дела наших отцов? На эти вопросы и отвечает дуэт Питта и Грэя. Грэй снимает, а Питт молчит. Только в этом молчании, как и в молчании бога уже есть ответ: «У нас есть только мы».

Николай Гостюхин для Properm.ru

"