Posted 11 марта 2014,, 04:30

Published 11 марта 2014,, 04:30

Modified 2 марта 2023,, 16:37

Updated 2 марта 2023,, 16:37

Сыр в мышеловке. Почему банки не обязаны отправлять бесплатные sms?

11 марта 2014, 04:30
Наталья Варламова
9 статья федерального закона «О национальной платежной системе» оставляет банкам право выбора. Обязательным способом информирования могут быть обычные письма, сообщения в интернет-банке или визиты в банк.

— Я ждал, когда в России заработает 9 статья ФЗ «О национальной платежной системе», которая сделает sms-информирование от банков бесплатным. Прошло два месяца с момента вступления изменений в силу. Бесплатными sms и не пахнет, — рассказывает пользователь Properm.ru Алексей. — За разъяснениями отправился в Сбербанк, где вместо ответа услышал вопрос: «Где вы увидели, что sms-ки должны быть бесплатными?» Я оторопел. Еще раз внимательно прочитал 9 статью и, действительно, волшебного слова «бесплатно» не нашел».

Алексей далеко не единственный в своих надеждах на бесплатное информирование об операциях с деньгами. Многие клиенты рассчитывали, что С 1 января 2014 года банки начнут бесплатно оказывать услугу sms-информирования владельцам карт.

Светлана Щеголева, управляющий ВТБ24 в Пермском крае: В новых поправках к федеральному закону «О национальной платежной системе» нет информации о том, что информирование должно происходить именно с помощью sms, и что оно должно быть бесплатным. Услуга по sms-информированию наших клиентов о проведенных операциях по картам и в системе «Телебанк» всегда была платной. Подключить ее можно на шесть месяцев или год, от этого зависит стоимость услуги.

Цитаты из Федерального закона «О национальной платежной системе»:
«Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом».
«Оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) о его использовании без согласия клиента»

«Таким образом, каждый банк на свое усмотрение выбирает тот или иной способ информирования. Обычно он определяется договором, — говорят в Экопромбанке. — У нас отправка sms-сообщений входит в перечень бесплатных способов информирования наряду с электронной почтой, заказным или простым письмом, или сообщением в системе Банк-Клиент. Узнать об операциях, совершенных по карте, можно и лично, придя в отделение банка».

Другой пермский банк — «Урал ФД» — также заявляет о существовании бесплатной sms-рассылки. «Кроме этого все желающие на безвозмездной основе могут получить выписку по всем операциям в офисе «Клюквы», сформировать ее самостоятельно через Интернет-банк или получить чек в банкомате. Также узнать о последних операциях и остатке на счете можно по кодовому слову в контакт-центре банка», — рассказывает заместитесь начальника отдела развития продуктов и отношений с партнерами банка «Урал ФД» Антон Власов.

Однако, действительно полная информация об операциях по карте банком предоставляется при подключении услуги «SMS-банк».

Антон Власов:Подключив данный сервис, клиенты могут не только получать информацию о самом факте списания средств, но и информацию о поступлении денег, об остатке средств на счете, о возможных технических ошибках при совершении операции по карте, о списании комиссий со счета.

Начальник управления банковских карт Хоум Кредит Банка Сергей Королев отмечает, что приоритетным способом является информирование с помощью sms. «Вместе с этим клиент может выбрать возможность контролировать операции по карте через личный кабинет в интернет-банке или получать выписку на электронный адрес, если он его предварительно сообщил», — добавляет собеседник Properm.ru.

Эксперты подчеркивают, что ответственность за актуальность и достоверность контактных данных несет клиент, а не банк. «Дать гарантию, что клиент получит информацию, банк не может. Ведь у владельца карты может быть выключен телефон или он не просматривает электронную почту, не открывает почтовый ящик и так далее. Поэтому нужно отдавать отчет в том, что федеральный закон налагает ответственность не только на банки, но и на самих клиентов», — объясняет Светлана Щеголева.

Напомним, уведомление о совершенной по карте операции является ключевым моментом взаимоотношений между банком и клиентом. Если клиент получает уведомление и понимает, что не совершал данную операцию, то в течение суток он должен обратиться в банк и заявить о незаконном списании денег.

Закон «О национальной платежной системе» вводит презумпцию невиновности владельца карты. Неудивительно, что банки готовятся к росту числа мошеннических обращений. «Уже в 2013 году получило распространение так называемое дружеское мошенничество, — рассказывал журналу «Ъ-Деньги» президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. — По предварительной договоренности граждане перекрестно обменивались карточками, снимали с них деньги в других городах, а банкам заявляли о несанкционированном списании денежных средств и требовали возврата денег. И если в прошлом году банк не должен был это делать, то в этом — обязан. И это может подтолкнуть мошенников к активным действиям».

Но если в старой версии закона банк сначала должен был вернуть незаконно списанные деньги, а потом же проводить расследование, то в новой — сроки возврата денег не определены.

Мнения юристов о 9 статье закона «О национальной платежной системе» — читайте в следующем материале на Properm.ru.

"